• Бухта мон сен мишель. Куда приводят мечты. Когда сезон. Когда лучше поехать

    Церковь Сен Мишель - неизвестный шедевр архитектуры Африки May 5th, 2016

    Eglise Saint Michel

    Этот неизвестный шедевр архитектуры Африки давно уже находится под опекой ЮНЕСКО и ООН. Но мало кто видел его своими глазами и добраться до этого шедевра крайне сложно матерому путешественнику, не говоря уже о пресловутом туристе.

    Храм Святой Мишели - является важнейшей достопримечательностью курортного городка Libreville, что в африканском Габоне бывшей Экваториальной Африки, с уникальной архитектурой и удивительным церковным хором, использующим для сопровождения своих церковных выступлений уникальные народные музыкальные инструменты, выполненные из цельного красного дерева с выдолбленными в них специальными отверстиями различной формы, что придает каждой службе определенный колорит и оставляет в памяти незабываемые ощущения.

    Церковь Сен Мишель находится во втором округе Либревиля в густонаселенном в районе со сложно произносимым названием - Нкембо, где вечные пробки и столпотворение. Поэтому мне пришлось ожидать благоприятного момента, рабочего не праздничного дня, когда район более менее опустеет, в храме не будет столпотворения, дабы спокойно прогуляться по пустой церкви и всё сфотографировать.

    Характерной отличительной чертой, отличающей эту уникальную католическую церковь от множества других исторических церквей и соборов во всем мире - является применение в архитектуре оригинальных колонн из цельного красного дерева с художественными рельефными гравюрами на сюжеты из Библии ручной работы, выполненными слепым африканским мастером. Слепой мастер создал из цельных огромных кусков плотного красного дерева гравюры в виде огромных массивных колон и сводов, из которых и была собрана эта деревянная церковь. Эти колонны являются произведением искусства, являясь её отличительной особенностью, ради которой сюда и приезжают ценители архитектуры со всего мира, паломники и общественные деятели. Всем известно, что красное дерево достаточно прочное, как камень и может простоять не один век.

    На днях мне довелось побывать в этом удивительном по своему размаху архитектурном сооружении, чтобы своими глазами увидеть по истине шедевр мировой архитектуры - знаменитую католическую церковь Сен Мишель, что в габонском Либревиле.

    И вот как это было...

    1.
    Центральный вход в церковь

    2.
    Характерной чертой, отличающей эту католическую церковь от множества других исторических церквей и соборов, - применение в архитектуре оригинальных колонн из цельного красного дерева с художественными рельефными гравюрами на сюжеты из Библии и церковной истории, выполненными слепым африканским мастером.

    3.
    Слепой мастер создал из цельных огромных кусков плотного красного дерева гравюры на Библейскую тему. Колонны эти поистине украшают церковь Сен Мишель, являясь ее отличительной особенностью, ради которой в Габон приезжают ценители архитектуры со всего мира.

    4.
    Рельефные гравюры на библейские темы

    5.
    Под сводами церкви очень уютно

    6.
    Торцовой вход в церковь оформлен вот такими деевянными раздвижными дверями

    7.
    Ручная работа - вот она

    8.
    Католический собор Сен Мишель

    9.
    очень интересно оформлены стены - в виде деревянных витражей

    10.
    Основа церкви - деревянные балки, отделанные кирпичом и деревянными витражами

    11.
    Навес церкви

    12.
    Внутри церкви Сен Мишель

    13.
    Святая вода. Тут происходит таинство крещения

    14.
    В церкви можно спокойно отдохнуть. В Африке католические соборы открыты для всех страждущих

    15.
    Церковь внутри достаточно вместимая

    16.
    Обычный день в церкви Святой Мишели

    17.
    Витражы из глины

    18.
    Достаточно массивный высокий купол

    19.
    Вот такие деревянные гравюры ручной работы сделал неизвестный слепой автор для этой церкви

    20.
    Деревянный витраж центрального входа

    21.
    Характерной чертой, отличающей эту католическую церковь от множества других исторических церквей и соборов, - применение в архитектуре оригинальных колонн из цельного красного дерева с художественными рельефными гравюрами на сюжеты из Библии и церковной истории, выполненными слепым африканским мастером. Слепой мастер создал из цельных огромных кусков плотного красного дерева гравюры на Библейскую тему. Колонны эти поистине украшают церковь Сен Мишель, являясь ее отличительной особенностью, ради которой в Габон приезжают ценители архитектуры со всего мира.

    22.
    Архитектура церкви Святой Мишели и в самом деле достаточно необычна для католических соборов во всем мире

    23.
    Центральный вход в церковь

    24.
    Территория католического собора

    25.
    Музыкальные инструменты

    26.
    Важнейшей изюминкой и отличительной чертой церкви Сен Мишель помимо уникальной архитектурой - является церковный хором, использующий для сопровождения своих выступлений народные музыкальные инструменты, что придает каждой службе небывалый колорит. Тут расположены музыкальные инструменты

    27.
    Под сводом церкви

    28.
    Стены церкви из каменных плит

    29.
    На территории церкви имеется своя автомобильная парковка

    30.
    Территория церкви

    31.
    Вся территория католического собора Сен Мишель уложена булыжной плиткой

    32.
    Католический собор Сен Мишель

    33.
    Необычная архитектура собора лаже для бывших франко-английских колоний в Африке

    34.
    Напротив собора на улице расположены местные лавки и салоны

    35.
    Когда находишься на территории этого уникального архитектурного ансамбля, невольно чувствуешь присутвие божественных сил и очищаешься душой. Тут очень спокойно и тихо для громкой. и суетливой Африки

    36.
    На территории имеется свой алтарь

    37.
    Тут люди молятся. И это таинство для любого верующего африканца. Африканцы вообще очень набожные и серьезно относятся к вере

    38.
    Святая Мишель

    39.
    Важнейшей достопримечательностью курортного городка Либревиль, что в африканском Габоне, можно смело назвать церковь Сен Мишель

    40.
    Вот такой японский автохлам очень популярен в Африке даже у церковных служителей

    41.
    Церковь Сен Мишель находится во втором округе Либревиля в густонаселенном районе со сложно произносимым названием Нкембо

    42.
    Сен Мишель - величественный собор, достопримечательность Габона

    43.
    Угловой свод собора

    44.
    Не смотря на палящее беспощадное африканское солнце, под сводами церкви свежо и прохладно

    45.
    В церкви нужно вести себя скромно и тихо

    46.
    Деревянный несущие балки церкви отделаны кирпичом

    47.
    Под потолком расположены вентиляторы. На католические праздники тут достаточно многолюдно и мест свободных нет. Церковь считается одной из самых величественных в Либревиле

    48.
    Мест тут, как вы видите, много. Имеется огромная сцена для церковного хора и настоятеля

    49.
    Церковь Святая Мишель - неизвестный шедевр архитектуры Африки

    Все в Африку!

    Вот еще несколько репортажей

    Скажите, уважаемые читатели, вас часто посещают ангелы во сне и дают вам задания? А бывает такое, что, когда вы не выполняете требования ангелов, они вас при этом бьют по голове, да так, что на утро вмятина на голове остается? Нет, нет, у меня все нормально, просто именно благодаря подобному чуду мы обязаны появлению самого красивого места во Франции - аббатства Мон-Сен-Мишель. И это совсем не средневековая благочестивая легенда, т.к. британские ученые, действительно, обнаружили вмятину на черепе основателя монастыря. Но обо всем по порядку.

    Ранним и приятно теплым августовским утром мы на великах выехали из . В этот день нам нужно было доехать до острова Мон-Сен-Мишель. Расстояние от до знаменитого аббатства примерно 45 км, и после вчерашнего дня, когда мы слегка поднапряглись на менее длинном пути из , я решил не рваться и экономить силы.

    К счастью, дорога этому весьма способствовала. Почти сразу от Фужера началась прекрасная велодорожка. Вообще, в Бретани их довольно много. я приводил ссылку на карту велосипедных дорог Бретани. Дело в том, что раньше здесь было много железнодорожных путей, пересекавших в разных направлениях весь регион. Но в конце прошлого века они пришли в запустение, и власти решили снести рельсы, а на их месте устроить такой подарок велосипедистам. Т.к. железнодорожные пути стараются делать с минимальным уклоном и максимально прямыми, то катить по такому маршруту одно удовольствие. Некоторые из них тянутся на десятки километров, на нашем маршруте мы совпадали с дорожкой чуть менее, чем на 10 км, но все равно я получил исключительно приятные эмоции, даже на таком коротком участке.

    Когда дорожка закончилась, точнее мы с нее свернули, т.к. она пошла на запад в сторону Сен-Мало, а нам надо было восточнее, в сторону границы с Нормандией., то все равно дорога осталась весьма приятной. Мы проезжали живописные деревеньки.

    В этот раз я старался не гнать, а останавливаться в красивых местах, отдыхать и делать снимки. Здорово же?

    Сильных уклонов не было, потом, когда я проверил трекер, оказалось, что баланс сместился в сторону спуска. Т.е. мы большую часть времени ехали с горки. Пейзажи по сторонам дороги были примерно такие.

    Как тут не сделать привал?

    Наконец, мы доехали до границы Бретани с .

    Казалось бы, регионы совсем рядом, но мне показалось, что деревни в Нормандии выглядят побогаче. Многие дома интересно украшены, вот, например, явно живет кто-то связанный с морем, перед домом маяк и корабельный винт.

    Даже церкви стали выглядеть по-другому, хотя отъехали от Бретани всего на несколько километров.

    В общем, в этот раз 40 км до нашего отеля пролетели незаметно, хотя делали множество остановок и по трекеру ехали почти три часа. Зато почти не умотались.

    И, когда, на горизонте за очередным полем я увидел крошечную гору, то пришел в дикий восторг! Это было настоящее состояние катарсиса, когда после двухдневных мучений, я наконец обрел свой маленький рай.

    Мы поселились в отеле Le Beauvoir в одноименной деревне примерно в 5-6 км от Мон-Сен-Мишель. Можно, конечно, было взять отель прямо на острове, но на наши даты самый бюджетный вариант начинался от 250 евро за ночь. Даже с учетом, что все расходы мы делили на двоих (т.е. получалось по 9 тыс примерно), все равно я решил, что с учетом, что мы на великах, то очень приличный отель за 70 евро всего в 5 км, это гораздо разумнее. Подумаешь 15 минут езды, так что смысла в тратах на жилье на острове никакого нет.

    Отель Le Beauvoir оказался вполне достойным (7.5 оценка на букинге). Самое главное, что у них была своя стоянка и даже гараж для мотоциклов и велосипедов. Отлично! В общем, волнующий многих вопрос, где относительно бюджетно, но в тоже время прилично переночевать в Мон-Сен-Мишель оказался успешно решен.
    http://www.booking.com/hotel/fr/le-beauvoir-beauvoir.ru.html

    Кстати, фотография сделана, как раз от отеля. Расположение отличное.

    Конечно, не терпелось быстрее доехать до острова. Я немного прилег в отеле... и проспал почти два часа, ангелы во сне меня не беспокоили. После чего захотелось пообедать, так что выехали мы к Мон-Сен-Мишель только в районе четырех часов. По дороге от острова я совершил одну ошибку. Надо было ехать на велосипеде прямо до входа, но я побоялся, что там негде будет оставить велик. Поэтому мы привязали велики на одной из парковок и оставшиеся пару километров прошли пешком. Так вот, скажу, что велосипеды вполне можно оставлять прямо на острове, все так и делают. Точнее привязывают их перилам моста, который ведет к Мон-Сен-Мишель. Ну, да ладно, зато отлично прогулялись. Может так даже и лучше получилось. Т.к. времени нам вполне хватило.

    Я понял, что основной эффект на туриста Мон-Сен-Мишель производит благодаря своей неожиданности. Вокруг тянется абсолютная плоская равнина, какие-то бесцветные песчаные равнины, пожухлая трава, бесконечная гладь воды, и вдруг посередине этого меланхоличного пейзажа, как атомный взрыв, образуется гора с городом и монастырем. Глаза сначала не верят, но по мере приближения, Мон-Сен-Мишель из чуда и миража превращается в реальную и плотскую громаду камней.

    В этом году в Мон-Сен-Мишель закончили перестройку подъезда к острову. И теперь вместо дурацкой дамбы к острову ведет изящный мост. Что приятно, убрали все парковки из непосредственной близости к этому чуду и теперь можно наслаждаться видами в полной мере.

    Церковь Saint-Pierre.

    Любимый фахверк.

    Так, так, солнце начинает садиться. Надо спешить увидеть закат.

    La Mère Poulard - это не только сувенирный магазин (справа на фото), но и самый известный и вкусный во Франции омлет.
    http://www.merepoulard.com/
    В этом ресторане на открытом огне готовят омлеты "тетушки Аннет". Тетушка отличается изрядной жадность, так что сто грамм знаменитого омлета обойдется вам минимум в 25 евро. Мы решили проигнорировать этот аттракцион.

    Что же, солнце село и пора было отправляться обратно в отель. Настоятельно рекомендую проверить расписание отливов и приливов у Мон-Сен-Мишель, думаю легко найдете его в сети. Можно попасть на уникальное природное шоу, когда на ваших глазах окрестности затапливаются водой. Но в нашем случае ничего такого не ожидалось, поэтому мы со спокойной совестью отправились назад в нашу деревню.

    Шли мы задом наперед, т.к. никак не могли налюбоваться вечерними видам Мон-Сен-Мишель. По итогам прогулки я остался под большим впечатлениям. Да, за время, что я веду блог я постоянно вижу в ленте и в сообществах отчеты по Мон-Сен-Мишель. Казалось бы, место избитое донельзя, но все равно картинки-картинками, а в реальности очень сильно цепляет.

    Такими темпами вернулись мы в отель только к 11 вечера, и конечно, в нашей деревне мест для ужина уже не осталось. К счастью, в отеле работал бар, а у Ольки оставалась колбаса и багет со вчерашнего пикника в Витре. Я решил удивить Ольку вином, которое мы в прошлом году , я имею в виду гевюрцтраминер, конечно. Так мы очень "сытно" поужинали бутылкой вина на двоих и полные впечатлений завалились спать, завтра надо было снова в дорогу до Сен-Мало, причем путь был еще более длинный, чем сегодня.

    — знаменитый остров-крепость, расположенный в , на севере Франции, на границе с . Это одна из самых посещаемых достопримечательностей Франции, а сам остров с исторической застройкой внесен в список памятников .

    Город на скале, окруженной морем, существует с 709 года. И сейчас на острове есть несколько десятков жителей.

    Mont Saint-Michel ежегодно привлекает тысячи туристов со всего мира. Помимо живописного расположения и старинной архитектуры, Мон Сен-Мишель дополнительно интересен сильными приливами и отливами.

    Полюбоваться аббатсвом Сен-Мишель в рождественских огнях можно в период с 14 декабря по 11 января (с 18:00 до полуночи). А перекусить можно в одном из .

    Погода в Мон Сен-Мишель:

    Добраться в Мон Сен-Мишель:

    Лучше и дешевле всего добираться к Mont Saint-Michel на машине, хотя приготовьтесь к высоким ценам на парковку и очередям на въезд (от парковки к скале все равно добираться на автобусе, хотя и бесплатном). На поезде из Парижа можно добираться через Pontorson, откуда продолжить путь на автобусе от вокзала.

    Но вновь аббатство пришло со временем в упадок и в 1791 году монастырь был покинут, а остров превратился в тюрьму с ироничным названием «Гора Свободы» (Mont Libre), где содержались политические заключенные. В 1863 году в зданиях разместилась фабрика по изготовлению соломенных шляпок. 11 лет спустя остров провозгласили памятником истории. В 1966 году сюда вернулись монахи, а в 1979 году весь остров вместе с аббатством и заливом был внесен в .

    Город Сен-Мишель

    Внизу, у подножия скалы, по обе стороны единственной дороги к аббатству — Grand Rue — расположился небольшой город, датирующийся первой половиной 13 века. Здсь даже постоянно проживают около 30 человек. Помимо работы в сфере обслуживания туристов, они также занимаются сельскими работами: после работ по осушунию окрестных земель, здесь занимаются разведением овец, причем местные животные славятся особенно вкусным мясом, что связано с их питанием на засолённых лугах.

    Внизу, среди жилых домов расположена приходская церковь святого Петра, у стен которой находится набольшое кладбище.

    Укрепления Сен-Мишель

    Уже первоначальные укреплени вокруг острова Сен-Мишель позволили выдержать осаду 1091 года. В 14 веке было принято решение о постройке новых, более серьезных крепостных стен: в 1311 году была построена стена и форштадт у подножия горы. Со строительством большой цистерны для хранения пресной воды уже можно было выдерживать длительную осаду. Так что в 1425 году, даже взорвав часть укреплений Сен-Мишель, осаждавшие так и не смогли захватить крепость.

    Во времена Столетней войны (1337 — 1453 гг) гарнизон крепости состоял из 119 рыцарей, тогда же были построены первые бастионы. В 1434 году англичане безуспешно пытались захватить Мон Сен-Мишель, используя артиллерию. Оставшиеся от них бомбарды выставлены сейчас перед вторыми городскими воротами. Оставшись непреступной крепостью во время Столетней войны, Гора стала символическим местом национального самосознания.

    Укрепления Мон Сен-Мишель состоят из двух колец: внешнее кольцо защищает город, внутреннее, расположенное у подножия аббатства, охраняет сам монастырь.

    Аббатство Мон Сен-Мишель

    Аббатство Сен-Мишель является уникальным в своем роде памятником архитектуры: план его постройки нельзя сравнить ни с какми другим монастырем. Учитывая пирамидальную форму Горы, средневековые мастера «обвили» гранитный утес постройками. Монастырская церковь, расположенная на самом верху, стоит на криптах, образующих платформу, выдерживающую на себе тяжесть церкви длиной 80 метров.

    Чудо-сооружение , часто упоминающееся как главное украшение всего архитектурного ансамбля аббатства Мон Сен-Мишель, является воплощением архитектурного совершенства строителей 13-го века, который удалось сделать так, что два трехэтажных корпуса зданий удерживаются на склоне утеса. Осуществить такое можно было только с помощью точных расчетов. Узкий придел (боковая часть нефа здания), пристроенный к хранилищу вина на первом этаже, выполняет роль контрфорсов (подпорок). Далее следуют накладывающиеся друг на друга опоры первых двух уровней здания с западной стороны. Ближе к вершине утеса конструкции становятся все более легкими. С наружной стороны здание поддерживается мощными контрфорсами.

    Суровые правила монастырской жизни также оказали влияние на расположение и архитектуру зданий. Устав св. Бенедикта, по которому жили монахи аббатства Мон Сен-Мишель, предписывал им посвязен свой день молитве и труду. Комнаты были спланированы с учетом этих видов деятеьности и с соблюдением принципа монашесткого уединения, т.е. с пространством, отведенным только для монахов. В результате комнаты для приема мирян были оборудованы на первом и втором этажах Чудо-сооружения.

    Культ св. Михаила

    Святой Михаил, полководец небесного воинства, в Средневековье играл важную роль в христианстве. Он появляется в Апокалипсисе (книга Нового завета): сражается и побеждает дракона, который символизирует демона. Для средневекового человека, жившего в ожидании и боязни кары Всевышнего, архангел Михаил — это святой, сопровождаюший души усопших, взвешивающий их на весах в день Страшного суда.

    Начиная с 4 века культ св. Михаила широко распространился на Востоке, появившись на Западе в конце 5-го века, когда в 492 году в Монте-Гаргано (в Италии) был выстроен первый храм в его честь. К тысячному году по всей Европе сильно увеличилось количество церквей, посвященных этому архангелу. Часто их строили на вершине холмов или отрогах.

    По окончании Столетней войны, почитание св. Михаила приняло особый размах, чему в немалой степени способствовало героическое сопротивление аббатства Мон Сен-Мишель. Вторая волна популярности культа св. Михаила настала в период Контр-Реформации: в глазах церкви только воинствующий ангел мог обеспечить борьбу против протестантской ереси.

    В христианской иконографии св. Михаила часто изображают со шпагой и весами. Он стал считаться покровителями рыцарей и всех гильдий, связанных с оружем и весами.

    Статуя, парящая над колокольней аббатства Мон Сен-Мишель, воплощает все традиционные атрибуты, присущени архангелу Михаилу. Ее выполнил в 1897 году скульптор Эммануэль Фремье по заказу архитектора Виктора Пётиграна, который пожелал увенчать ею новый 32-метровый шпиль. В 1987 году статуя св. Михаила была отреставрирована.

    Тур по аббатству Мон Сен-Мишель

    Нижний уровень

    Пройдя через Караульный зал (1) , который является укрепленным входом в аббатство Мон Сен-Мишель, посетители по лестнице Гран Дегре (2) поднимаются на террасу Со-Готье. Затем маршрут идет между церковью, с правой стороны, и монастырским жильем с левой стороны. Они соединены между собой подвесными переходами. Монастырское жилье, построенной в период 14 — 16 вв, служило резиденцией аббатам.

    Верхний уровень

    Западная терраса (3) состоит из паперти аббатской церкви и трех первых пролетов нефа, разрушенных после пожара 13-го века. Классический фасад был перестроен в 1780 году. С террасы открывается общий вид на залив Сен-Мишель: от скалы Канкаль («Устрица»), которая находится на западе, в , и до обрывистых берегов на востоке, в . Отсюда можно разглядеть две огромные гранитные глыбы: Мон-Доль на материке на юго-западе и островок Томбёлен на севере. В открытом море можно различить архипелаг островов Шозе, откуда поставлялся гранит для строительства аббатства Мон Сен-Мишель.

    С террасы также открывается отличный вид на неоготический шпиль колокольни, возведенный в 1897 году. Шпиль венчает позолоченная статуя св. Михаила.

    Аббатская церковь (4) , построенная в первые десятилетия тысячного года, была возведена на вершине утеса, на высоте 80 м над уровнем моря, на платформе длиной 80 метров. Неф церкви состоит из трех уровней: аркады, галереи и высокие окна. Несущая конструкция нефа закрыта обшитой деревом аркой. Клирос, выполненный в романском стиле и рухнувший в 1421 году, после Столетней войны был отстроен заново, но уже в стиле пламенеющей готики.

    Дальше вы пройдете во внутреннюю монастырскую галерею (5) . Она соединяла различные монастырские помещения, а также использовалась для молитв и медитаций. Во время церковных праздников по ней проходили религиозные процессии. Галерея расположена в верхней части здания, построенного в начале 13-го века, которое называют Чудо-сооружением. По галерее можно пройти в монастырскую трапезную, на кухню в церковь, в дортуар (общую спальню), в архив хартий. Центральный дверной проем, открывающий вид на море с западной стороны, должен был служить входом в так никогда и не построенный зал капитула.

    Для облегчения собственного веса все монастырские галереи были выполнены из деревянных срубов. Двойной ряд небольших, чуть смещенных колонн, вырисовывает беспрестанно меняющуюся перспективу.

    В трапезной (6) монахи принимали пищу при полном молчании, а в это время с кафедры, расположенной у южной стены, один из них читал святоотеческие наставления. В боковых стенах зала проделаны узкие окна, невидимые со входа.

    Средний уровень

    Отсюда вы попадаете в крипту больших колонн (8) . Крипта была возведена в середине 15-го века для поддержки готического клироса монастырской церкви.

    Затем маршрут идет в крипту Сен-Мартен (9) , возведенную после тысячного года. Крипта служит фундаментом для южного крыла трансепта церкви. Крипта сделана в виде огромного свода с пролетом в 9 метров.

    Отсюда по небольшому проходу можно попасть к огромному колесу, которое занимает бывший монашеский оссуарий (10) (зал, где хранятся извлеченные из могил кости умерших людей). Колесо было установлено примерно в 1820 году: с его помощью поднимали пищу для заключенных тюрьмы Мон Сен-Мишель. Нынешнее колесо — копия, сделанная по образцу подобных колес эпохи Средневековья.

    Часовня Сен-Этьен (11) расположена между местом врачевания, которое рухнуло в начале 19 века, и монашеским оссуарием. Она служила часовней для усопших.

    С южной стороны по лестнице (12) можно подняться на северную сторону. Лестница расположена под западной террасой и была очень оживленным местом. Она выходит в крытую галерею для прогулок (13) , сделанную в виде длинного зала с двойным нефом. Его архитекторы изобрели новшество: своды зала покоятся на сводовых пересечениях — так рождалось готическое искусство.

    Дальше вы вновь окажитесь в Чудо-сооружении: Рыцарский зал (14) . Он был построен для поддержки внутренней монастырской галереи и служил для работы и учебы монахов. Их творения дошли до наших дней: манускрипты аббатства Мон Сен-Мишель хранятся теперь в городе Авранш.

    Посещение заканчивается в богадельне (15) , расположенной на первом уровне под Гостевым залом. Именно в этом месте монахи принимали бедных и паломников всех сословий.

    (function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

    О Мон-Сен-Мишеле трудно рассказывать. Этот замок-аббатство по праву называется Чудом Запада. Здесь чудо все — и долгая история, и удивительные строения, и сама атмосфера неприступной крепости, расположенной на небольшом скалистом острове. Не случайно он стал прообразом крепости Минас Тирит в трилогии Дж.Р.Р.Толкиена «Властелин Колец». Впрочем, Мон-Сен-Мишель еще более фантастичен. Для удобства я разобью свой рассказ на несколько частей. И сегодня речь пойдет о его истории и географии.

    Аббатство Мон-Сен-Мишель представляет собой символическую модель средневекового общества. Нижний ярус — «те, кто работают»: ремесленники и торговцы. Средний ярус — «те, кто воюют»: рыцари и короли. Наконец, верхний ярус — «те, кто молятся»: духовенство.

    Мон-Сен-Мишель (фр. Mont Saint-Michel , норманд. Mont Saint Miché - гора Святого Михаила) — это скалистый остров высотой 80 м и около 950 м в окружности, расположенный в огромном заливе площадью 40.000 кв.м, открытого в сторону Ла-Манша. В 3 км от него лежит другой остров — Тромблен, на 40 м поднимающийся над заливом. Эти скалы образованы более 20 миллионов лет назад из гранулита — очень плотной кристаллической породы. В залив впадают три реки — Се, Селюн и Куэнон, которые при каждом отливе прокладывают новые живописные излучины.

    Здесь наблюдаются сильнейшие морские приливы в Европе, колебания уровня воды могут достигать 15 метров! Вода при отливе отступает от материка более чем на 20 километров, обнажая дно — тончайшие зыбучие пески глинисто-известнякового происхождения. Идти по такому дну довольно опасно: можно легко завязнуть в топких местах. Во время приливов море возвращается стремительно — по легенде, со скоростью скачущей галопом лошади. Впрочем, это преувеличение: средняя скорость прилива составляет 62 метра в минуту, что тоже немало и представляет опасность для туристов и паломников.

    Эти скалы-острова видны издалека — прибрежная равнина абсолютно плоская. И поэтому неудивительно, что люди издавна обратили внимание на них и почитали их священными. Две французские провинции — Нормандия и Бретань, спорят за право считать остров частью своей территории. Формально же Мон-Сен-Мишель принадлежит Нормандии — граница между провинциями проходит по реке Куэнон.

    Это невероятное зрелище, когда на горизонте вдруг появляются и по мере приближения к ним начинают расти две громады — Мон-Сен-Мишель и Тромблен

    Некогда на материке жили племена кельтов. На скале, которая в те времена находилась на суше, располагалось святилище друидов. Однако постепенно море наступало на сушу и скалы стали островами. Впрочем, со временем начался обратный процесс: залив Мон-Сен-Мишель заполняется осадочными морскими наносами. В конце XIX века, когда была построена дамба, соединившая остров с материком, этот процесс ускорился, сейчас только дважды в год Мон-Сен-Мишель становится настоящим островом, со всех сторон окруженным водой.

    История Мон-Сен-Мишель

    Основание монастыря: Обер и Святой Михаил

    Первоначально остров назывался Мон-Томб (фр. Mont Tombe ), от латинского tumba , что означает «гора» или «могила». В VI в. на нем поселилось несколько монахов-отшельников, построивших два святилища. Согласно рукописи X века Revelatio ecclesiae sancti Michaelis , в одну из ночей 708 года Оберу , епископу города Авранша, явился во сне Архангел Михаил, который велел построить на скале церковь. Епископ пребывал в сомнениях, поэтому Архангелу пришлось являться трижды. Причем на третий раз, разгневанный за непослушание, он проткнул своим перстом череп Обера. Только тогда тот приступил к строительству. Кстати, на черепе Обера, мощи которого покоятся в базилике Авранша, можно заметить круглую вмятину — след от удара Архангела.

    На скале была построена часовня по типу святилища в пещере Монте-Гаргано на юге Италии, где в 492 году было явление Архангела Михаила. Часовня, воздвигнутая Обером, лишь отдаленно напоминала итальянский грот. Из Монте-Гаргано сюда были доставлены две реликвии: фрагмент багряного покрова, брошенного Архангелом и часть мраморной плиты с отпечатком его стопы.

    При новом святилище поселились несколько монахов-каноников. Одновременно по всей империи укреплялся культ Архангела Михаила. Вскоре остров стал одним из важнейших центров паломничества и стал называться Мон-Сен-Мишель — Гора Святого Михаила.

    И здесь я хотела бы сделать небольшое отступление и рассказать о почитании Архангела Михаила во Франции.

    Башня и шпиль, увенчанный статуей Архангела Михаила

    Культ Архангела Михаила во Франции

    Архангел Михаил почитается как воин и заступник. Верят, что он сражался с Сатаной, принявшего образ дракона и ввергнул того в пучину вод. Он защищает души праведников от коварных демонов по пути в Небесный Иерусалим. Согласно Ветхому Завету, он является заступником народа Израиля. В последней битве Добра и Зла Архангел Михаил встанет во главе светлого воинства. На Страшном Суде он будет держать весы, на которых будут взвешивать добрые и злые деяния людей.

    Император Священной Римской империи Карл Великий избрал Архангела Михаила своим покровителем, и в 813 году было установлено празднование дня Св.Михаила. При династии Капетингов (987-1328) получил распространение культ Святого Дионисия, однако в эпоху Валуа (1328-1589) культ Архангела Михаила снова обрел популярность. При Карле VII Архангел Михаил становится национальным святым, спасителем Франции, освободившем страну от нашествия англичан. Именно слова Архангела Михаила слышала Жанна д’Арк:

    Я — Михаил, покровитель Франции. Вставай и приди на помощь французскому королю.

    Большую роль в усилении культа сыграла и героическая оборона защитников Мон-Сен-Мишеля, осажденного англичанами. В 1469 году Людовик XI основал монашеский орден Святого Михаила, и Мон-Сен-Мишель стал его центром. После Французской революции Архангел Михаил превратился в эмблему и символ французской нации.

    Так что неудивительно, что на протяжении всего Средневековья и позднее в Мон-Сен-Мишель стекались толпы паломников.

    Архангел Михаил. Копия статуи, изготовленной скульптором Фемье, выставленная в погребе Ла Мервей

    Мон-Сен-Мишель в X-XV веках: центр паломничества и бенедиктинцы

    В 933 году к Нормандии был присоединен Котантен — полуостров на северо-западе Франции, и Мон-Сен-Мишель оказался под защитой герцогов Нормандии. В 966 году, по распоряжению Ричарда I, третьего герцога Нормандии, в Мон-Сен-Мишель были переведены монахи-бенедиктинцы из Фонтенеля (ныне аббатство Сен-Вандрий в Сен-Маритим). По их мнению, жизнь каноников была не столь уж назидательной.

    Жизнь бенедиктинцев

    Девизом бенедиктинцев стал принцип «Молись и трудись» (ora et labora ), установленный основателем ордена святым Бенедиктом Нурсийским в 529 году. Бенедиктинцы дают три традиционных обета: послушание аббату, бедность и целомудрие, а также четвертый, дополнительный обет — стабильность, обязывающий их оставаться в монастыре, а не скитаться по разным местам.

    Жизнь в общине была строго регламентирована: 8 часов отводилось на молитвы, 8 — на умственную работу, еще 8 часов — на труд. Службы проводились семь раз в день: на рассвете (заутреня), службы первого (prime ), третьего (tierce ), шестого (sexte ), девятого (none ) часа, вечерня и после-вечерня. Кроме того, в канун праздников проводились Месса и Великая Месса.

    Дважды в день монахи собирались на трапезу, включавшую в себя хлеб, овощи и вино. В дни праздников и больным разрешалась рыба, а также мясо домашней птицы. Вино, в первую очередь, согревало. Неудивительно, что именно в бенедиктинских монастырях появился крепкий напиток Бенедиктин, о котором я расскажу подробнее в одном из ближайших постов.

    В начале XI века в Мон-Сен-Мишель проживало 50 монахов, полтора столетия спустя — 60, и с тех пор их число никогда не превышало 60.

    Строительство в монастыре

    Бенедиктинцы мечтали, чтобы Мон-Сен-Мишель стал своеобразным гимном во славу Всевышнего. Однако расположить на вершине скалы огромное здание собора, которое могло бы вместить всех паломников, не представлялось возможным. Тогда было решено построить сначала четыре часовни, ориентированные по сторонам света, которые бы стали платформой для будущего здания. Так появились крипта Больших пилонов, обращенная на восток, на юге — крипта Сен-Мартен, на севере — крипта Нотр-Дам-де-Трент-Сьерж (Богоматери Тридцати Свечей), на западе — крипта Нотр-Дам-су-Терр (Богоматери Подземелья). Нотр-Дам-су-Терр — самая древняя, в ней обнаружены фрагменты церкви, построенной в дороманском стиле, возможно, первого святилища на горе. В 1023 году началось строительство собора в романском стиле, законченное только к 1520 году в готике.

    Неф монастырской церкви

    В 1204 году Филипп Август присоединил герцогство Нормандии, которое находилось с 1066 года под владычеством Англии, к Французскому королевству. Бретонские солдаты, выступившие на стороне Франции, подожгли Мон-Сен-Мишель. Постройки к северу от собора были разрушены. Однако благодаря щедротам Филиппа Августа на их месте всего за несколько лет были сооружены здания (Чудо).

    Ла Мервей — это символическое отображение средневекового общества и символ Святой Троицы: три здания, в каждом здании по три этажа, на каждом этаже — зал со своим особым смыслом. Однако из-за нехватки средств были построены только два здания из трех. «Западное чудо» включает в себя монастырский двор-клуатр как символ духовной пищи, мастерскую рукописей, символизирующую умственную пищу и погреба — плотскую пищу. В «Восточное чудо» входят монастырская трапезная, зал для приема гостей и трапезная для бедняков. В так и не построенном третьем «чуде» должны были располагаться зал капитула, ниже — библиотека, в самом низу — конюшня.

    Ла Мервей, фрагмент стены

    В середине XIII — начале XVI века комплекс построек, окружавших церковь с востока и юга, был дополнен зданиями, где находились апартаменты аббата и залы для мирских монастырских служб.

    Паломники в Мон-Сен-Мишеле

    Аббатство Мон-Сен-Мишель — четвертое место паломничества на Западе после Иерусалима, Рима и Сантьяго-де-Компостелы . История сохранили имя первого паломника в Мон-Сен-Мишель. Это был франк по имени Бернар. В 867-868 году, возвращаясь из путешествия в Рим и Монте-Гаргано, он посетил Мон-Сен-Мишель.

    С XI века число паломников значительно увеличилось. С этого времени также появляются чудесные истории о паломниках. Так, согласно одной из них, молодая женщина из Лизьё, находившаяся на последних сроках беременности, была застигнута приливом. К тому же у нее начались родовые схватки. Предчувствуя скорую гибель, она вознесла горячие молитвы Богородице. И произошло чудо: вода расступилась вокруг нее, женщина разрешилась от бремени. Наутро рыбаки нашли ее и младенца целыми и невредимыми. Другая история рассказывает об итальянце, который без спроса монахов утащил камень из аббатства и после этого заболел. Рассказывают также и о чудесных исцелениях после того, как больные испили воды, в которой был омыт череп святого Обера…

    В XIV веке появилась новая категория паломников — дети и подростки. Своего рода сумасшествие охватило тогда всю Европу. Дети убегали из дома и отправлялись в тяжелейшие путешествия. Их прозвали «пастушками» — многие из них пасли стада. Дорога к Мон-Сен-Мишелю, где появились приюты и постоялые дворы для паломников, стали называть «путями в рай».

    Паломничество было опасным. В дороге паломников часто грабили разбойники. Часто они умирали от болезней. Да и в самом Мон-Сен-Мишеле их поджидали опасности. Так, в 1318 году 13 паломников были затоптаны толпой, которая ломилась в святилище, 18 утонули в заливе, 12 увязли в зыбучих песках. Нормандская поговорка гласит:

    Прежде чем отправиться в Мон-Сен-Мишель, составь свое завещание.

    И до сегодняшнего дня Мон-Сен-Мишель остается важным паломническим центром. От обычных туристов паломники отличаются тем, что идут пешком, в сопровождении проводников, через зыбучие пески залива. Дважды в год в аббатстве особенно многолюдно: 8 мая (или ближайшее к этой дате воскресенье), когда отмечается день явления Архангела Михаила в Монте-Гаргано, и 29 сентября, в день освящения Римского алтаря, посвященного Архангелу.

    Отлив в заливе Мон-Сен-Мишель. Именно по этим зыбким пескам шли паломники

    Оборона Мон-Сен-Мишель в годы Столетней войны

    В 1337 году разразилась Столетняя война, завершившаяся в 1453 году. На рубеже XIV-XV веков аббатство и поселок были усилены. Однако в 1420 году аббат Жоливе внезапно покинул монастырь и предложил свои услуги англичанам. В 1421 году в соборе обрушилась алтарная часть. В 1424 году началась морская осада Мон-Сен-Мишеля англичанами, обосновавшимися на соседнем острове Томблене. Она продолжалась до 1434 года. Благодаря защите рыцарей и высоким приливам, крепость-аббатство осталась неприступной.

    Мон-Сен-Мишель в XV-XVIII веках

    После Столетней войны начинается небольшой период расцвета аббатства, завершившийся, однако, долгим упадком. В середине XV века аббатов, ранее избираемых монахами, назначают короли. Монастырь превратился для них в источник дохода. Монашеская жизнь быстро пришла в упадок.

    В 1577, 1589 и 1591 годах, когда в Европе полыхали Религиозные войны, протестанты пытались взять Мон-Сен-Мишель. В 1591 году здесь была уничтожена сотня протестантов под предводительством Габриэля де Лорж, графа Монтгомери…

    Тюрьма

    Первые карцеры появились в аббатстве еще в XII веке. Сюда отправляли монахов, совершивших тяжкие преступления и тех, кого аббат отправлял под суд. В конце XV века по приказу короля Людовика XI небольшая часть аббатства была превращена в государственную тюрьму, «морскую Бастилию», как ее называли. Были сооружены чрезвычайно тесные камеры, где нельзя было ни встать, ни лечь в полный рост. Кроме того, заключенные были прикованы к стене цепью, которая звенела при каждом движении. Также были сооружены огромные клетки с торчащими вовнутрь кольями, где человек был, фактически, обездвижен. Как правило, заключенные умирали в течение года. В период с 1666 по 1786 годы в этой государственной тюрьме побывало 153 узника.

    В 1793 году революционеры объявили о закрытии монастыря и передаче имущества государству. Мон-Сен-Мишель, переименованный в Мон-Либре (Гора Свободы) превратился в тюрьму, просуществовавшую до 1863 года. За это время здесь побывало 14000 заключенных. На первых порах это были священники и крестьяне, противники Революции. Затем – политзаключенные и уголовники. В здании Чуда разместилась фабрика по изготовлению соломенных шляп.

    Реставрация и возрождение Мон-Сен-Мишель

    Виктор Гюго, посетивший Мон-Сен-Мишель в 1863 году, с горечью писал:

    Жаба в реликварии. Когда же, наконец, во Франции поймут святость монументов?

    В этом же году последние заключенные были переведены в другие тюрьмы. Однако только в 1874 году Мон-Сен-Мишель был передан администрации «Исторических памятников», которая занялась реставрацией аббатства.

    В 1897 году было завершено строительство башни и шпиля в неоготическом стиле (архитектор Виктор Петигран), на вершине которого установлена золоченая статуя Архангела Михаила (скульптор Эмманюэль Фремье, 1897 г.). Мон-Сен-Мишель обрел нынешний облик.

    В конце XIX века также была построена дамба, связавшая остров с материком. К сожалению, она спровоцировала ускорение заполнения залива песчаными наносами. В результате за последние 100 лет уровень дна у острова повысился на 3 метра, из-за чего Мон-Сен-Мишель может утратить свое островное положение. Сейчас реализуется проект строительства на месте части дамбы моста, протяженность которого составит 1 км. По расчетам гидрологов, такие меры будут способствовать освобождению залива от морских наносов.

    Остров Тромблен

    В 3 км от Мон-Сен-Мишеля расположен остров Тромблен. В XI веке здесь на несколько лет уединились два монаха: Робер Тромбленский и Анастаз Венецианец. В XII веке аббат Бернар дю Бек построил здесь монастырь с церковью во имя Девы Марии, который стал центром так называемого «малого паломничества» в Мон-Сен-Мишель. В начале XIII века, когда в общине Мон-Сен-Мишеля произошел раскол, здесь скрывался аббат Журден.

    В годы Столетней войны остров Тромблен был занят англичанами, построившими на нем крепость. В XVII веке Тромблен стал собственностью Николы Фуке, министра финансов при дворе Людовика XIV. После того, как Фуке впал в немилость, король приказал разрушить на острове все постройки.

    С 1985 года на острове находится орнитологический заповедник.

    В следующем посте я продолжу разговор о Мон-Сен-Мишеле и расскажу о .

    Продолжение следует…

    * При написании поста использованы материалы путеводителей «Мон-Сен-Мишель» (Paris, 2006) и «Аббатство Мон-Сен-Мишель».

    © Сайт , 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

    Средневековый замок Франции - Мон Сен-Мишель

    Сегодня Мон-Сен-Мишель - это, туристическая достопримечательность. В 1979 году постройки аббатства XII-XV веков были внесены в список охраняемых памятников ЮНЕСКО. Мон-Сен-Мишель - восьмое чудо света, остров-гора, возвышающийся над водами Ла-Манша. Право называть его "своим" оспаривают в течение нескольких столетий два региона - Нормандия и Бретань. Однако принято считать, что граница между ними приходит по петляющей в прибрежных песках реке Куэнон, а ее русло все-таки свидетельствует не в пользу Бретани. На этот счет даже есть французская поговорка: «Куэнон сошел с ума, вот почему Мон Сен-Мишель оказался в Нормандии».

    Аббатство Мон-Сен-Мишель находится на юго-западе Нормандии на высокой скале посреди равнины. Готическая башня аббатства видна издалека, километров за тридцать. Дорога петляет и странное сооружение оказывается то слева, то справа от машины. По мере приближения кажется, что скала становится все выше и выше, а аббатство взмывает вверх, будто ракета. А дальше - как повезет. Ты можешь подкатить к Мон-Сен-Мишель и увидеть, что скала с церковью возвышается посреди моря. Или, наоборот, обнаружить, что никакого моря нет. До самого горизонта тянутся зыбучие пески.

    И в том, и в другом случае требуется терпение. Через шесть-семь часов вода начнет уходить, и очень скоро трудно будет поверить, что здесь совсем недавно волновалось море и носились по нему моторные лодки. Или вдруг откуда-то из-за горизонта нахлынет приливная волна - и вот уже остров окружен водой со всех сторон! Не то что во Франции - в мире не так уж много подобных мест. Здесь стоит задержаться на сутки, чтобы не жалеть потом о красотах, которых не увидел.

    Мон-Сен-Мишель - место легендарное. Самая первая легенда утверждает, что скала - это остатки дракона, с которым бился и которого убил здесь святой Михаил. Нетрудно представить, как родилась эта легенда. Раньше здесь были болота, посреди которых возвышалась высокая и крутая скала. Из тех, на которые стоит молиться. В кельтскую эпоху пещеры в этой скале служили склепами для местных жителей. Остров находится в 400 км к северо-западу от Парижа и привлекает туристов всего мира, как живая легенда, ведь библейское сражение Архангела Михаила с Сатаной в образе дракона завершилось, по преданию, именно здесь.

    Теперь следующая легенда. В 708 году епископу Оберу из Авранша явился на скале сам архангел Михаил и велел построить здесь часовню. Тот, однако, медлил, поскольку не был уверен, правильно ли истолковал знамение. Архангел являлся Оберу трижды, а на третий раз постучал ему по голове своим огненным пальцем: ну же, сколько можно ждать! Обер, наконец, намек понял и приказал монахам начать строительство на горе. С этого началось аббатство. Кстати, в находящемся неподалеку городе Авранше, как особо чтимая реликвия, хранится череп епископа Обера. В нем - круглое отверстие. След ангельского пальца?

    В соответствие с указанием архангела, церковь была построена в форме грота, изображающего пещеру, в которой имело место явление св. Михаила. Об этой версии легенды говорят остатки двух христианских молелен, относящихся, вероятно, к VI веку, обнаруженных на горе при раскопках. С того времени по легенде «в дни Святого Михаила море убывает и оставляет людям открытый проход».

    Строительство аббатства велось с XI по XVI век. Первая церковь Каролингов Notre Dame sous Terre (Подземной Богородицы) была возведена в дороманском стиле на месте грота, построенного Обером. На протяжении многих лет остров отражал неоднократные набеги викингов. В 933 году норманы захватили полуостров Котентен, и остров стал стратегически важным пунктом на границе с Бретанью. Местная община каноников оставалась единственной, уцелевшей на побережье. Вильгем "Длинный меч" захватил полуостров Котантен и Авранш и делал вклады в общину вплоть до своей смерти в 942 году.

    Святой Михаил — в христианской религии фигура особенная. Не просто архангел, но воин и заступник. Именно он, согласно Апокалипсису, должен встать во главе небесного воинства в последней битве добра со злом. Кроме того, Бог возложил на него миссию «проводника душ»: архангел Михаил должен сопровождать праведных к небесному Иерусалиму, защищать их от подстерегающих на пути демонов и помогать открывать тяжелые райские ворота. Вероятно, поэтому архангелу Михаилу посвящались храмы, стоящие высоко в горах. Ведь именно в таких местах земля словно сходится с небом: кажется, еще немного и станет виден Град Божий. Мон Сен-Мишель не исключение. Не зря на кончике его шпиля, расположенного на отметке 155,5 метров над уровнем моря, замерла на страже золотая фигурка архангела с обнаженным мечем. К слову, высота статуи составляет 4,5 метра, а вес ее достигает почти половины тонны. Кстати, до явления епископу Оберу архангел Михаил привиделся людям лишь в двух местах - в Риме возле замка, сохранившего имя Сан-Анджело (он же замок Святого Ангела), и на Монте Гаргано, скалистом полуострове в Адриатическом море. Третьим местом явления архангела стал Мон Сен-Мишель.

    Вообще посвящение аббатства святому Михаилу неслучайно. В раннем Средневековье преклонение перед ним распространялось с востока христианского мира до Галлии. Архангел Михаил был весьма популярен как среди дворянства, так и у простого люда. Небесные создания ассоциировались с Христом. Среди них были ангелы и архангелы: Михаил (Мишель), Рафаэль и Габриэль. Согласно библейским текстам, когда Сатана, падший ангел, захотел сравниться с богом, другой ангел встал на его пути и закричал: «Кто как бог!», что звучит как «Ми-ка-эль» (Михаил, или на французский манер Мишель). Этому божественному созданию бог и доверил свою армию. Таким образом, святой Михаил - архангел-воин, князь небесной армии.

    Существует еще две версии происхождения острова. Первая, весьма правдоподобная, гласит, что в начале VIII века в результате мощного шторма в этой части Ла-Манша поменялась береговая линия. Часть прибрежных лугов и лесов была затоплена и впоследствии занесена песками, а два отдельно стоящих скалистых холма превратились в острова. Более крупный из них, Монт Томб (что в переводе с французского означает «Могильный холм»), и носит ныне имя Мон Сен-Мишель. Тот же, что поменьше, называется Томбелен («Маленькая могила»).

    По второй версии обе скалы занесли в море гиганты - родители Гаргантюа. Грангузье, его отец, как и положено мужчине, нес более тяжелый «камень» - Монт Томб, а Гаргамелле, мать Гаргантюа, несла Томбелен. Однако гиганты устали и уронили камни недалеко от берега. Гаргантюа потом тоже принял участие в создании рельефа, породив реку Куэнон. Как, если верить легенде, он это сделал, рассказывать не буду. :) Что касается истинности версий происхождения острова, то пусть каждый выбирает сам себе по вкусу.

    В 1228 закончено строительство Чуда. До конца XIII века в архитектуре монастыря не происходило особенных изменений. Аббаты сменяли один другого и потихоньку застраивали остров.

    В 10-м веке в результате какого-то катаклизма сюда хлынуло море и затопило все окрестности. Поскольку в Нормандии приливы и отливы очень высокие, два раза в день вода приходит от океана (до которого километров 20), затапливая все вокруг. В это время монастырь оказывается как бы на острове. Потом вода уходит за горизонт и по окрестностям монастыря можно даже прогуляться. Маленькую часовню, посвященную Св.Оберу, правда построенную лишь в XV веке, можно найти на расположенном по соседству с Мон-Сен-Мишель скалистом выступе.

    Аббатство, в 966 году основанное герцогом Нормандии Ричардом I, необычно выглядит в сумерках. Подсвеченные стены монастырских зданий будто вырастают из скал, на которых стоит монастырь, наглядно доказывая великолепие и мощь этого места и подчеркивая одновременно его недоступность и полную оторванность от остального мира.

    Во время приливов попасть в аббатство можно только по узкой длинной дамбе. От единственных ворот туристы отправляются на прогулку по единственной же здешней улице, называемой Гран-Рю. Улица проходит на месте старинной дороги паломников XII века. Экскурсанты идут снизу вверх, от самого низкого уровня, через средний, к наиболее высокому.

    Эти три уровня точно отражают существовавшую в этом месте с самого начала монастырскую иерархию. На верхнем уровне (и только на нем) имели право находиться исключительно монахи, чья жизнь протекала между церковью, галереями аббатства и огромной трапезной. Средний уровень служил местом, где аббат проводил аудиенции - здесь находились Рыцарский и Гостиный залы. На низшем уровне обитали паломники, а также стража (здесь располагались казармы). На этом уровне, в Зале Подаяний, беднякам раздавали разное добро. Сегодня здесь продают сувениры и буклеты.

    Мон Сен-Мишель - это не только аббатство, но и крепость. И хотя в Средние века почти все монастыри были обнесены стенами и укреплены на случай войны или феодальной распри, Мон Сен-Мишель еще со времен, предшествующих нормандскому владычеству, являл собой необычайно мощную твердыню, чья оборонительная способность значительно усиливалась морем и скалами. Неоднократно аббатство подвергалось нападениям неприятеля, но оно так никогда и не было захвачено. Устояло аббатство даже в Столетнюю войну, в те беспросветные для Франции времена, когда английский монарх правил чуть ли не большей частью этой прекрасной страны. Все земли вокруг Мон Сен-Мишеля уже были заняты английской армией и ее союзниками, пал даже остров Томбелен, но аббатство упрямо сопротивлялось, полагаясь на толщину стен, храбрость защитников и снабжение с моря.

    В 1424 году английская флотилия блокировала Мон Сен-Мишель, и крепость лишилась подвоза продовольствия. Тогда из порта Сен-Мало вышла флотилия бретонской знати и заставила английские суда обратиться в беспорядочное бегство. Эта была первая победа французского оружия после долгой череды поражений, и она спасла аббатство от капитуляции.

    Через девять лет Мон Сен-Мишель опять оказался на краю гибели. В 1433 году в городе вспыхнул сильный пожар, повредивший среди прочего даже часть стен. Воспользовавшись этим, англичане подступили к крепости и при помощи артиллерийского огня смогли пробить брешь. Но гарнизон буквально чудом выдержал приступ и вскоре сам контратаковал, нанеся неприятелю сокрушительное поражение. По свидетельствам документов той эпохи, тела английских рыцарей и солдат буквально устлали собой дно залива (впрочем, слова эти принадлежат французскому хронисту, так что весьма вероятны гиперболы). Защитники захватили две бомбарды и установили их у входа в город как предостережение всякому агрессору. Эти бомбарды до сих пор стоят немыми стражами ворот Мон Сен-Мишеля.

    Немного позднее, во времена Наполеона, остров иронично прозвали Мон-Либр («Гора Свободы»), потому что монастырские постройки были переоборудованы в тюрьму, которая просуществовала до 1863 года. Так или иначе, но аббатство стало очень популярным пунктом для паломничества преимущественно среди небогатых жителей Франции и близлежащих стран. В Средние века паломничество по сути было религиозной обязанностью каждого верующего. Самые богатые или самые смелые шли в Святую Землю, в Рим или в Сантьяго-де-Компостела (сейчас это территория Испании). Впрочем, даже именитые паломники, в том числе и королевских кровей, не пренебрегали Мон Сен-Мишелем.

    Паломникам же угрожали бурные воды моря и зыбучие пески. До XIX века дамбы, по которой идет дорога на остров, не было и в помине. До аббатства добирались или на лодках во время прилива, или вброд во время отлива. Дно в этих местах очень пологое, а максимальный перепад уровней моря достигает одиннадцати метров. В итоге во время сильных приливов вода наступает со скоростью автомобиля! Застигнутые врасплох паломники нередко гибли в волнах. Впрочем, прогулки по обнажившемуся дну даже во время отлива - занятие небезопасное: гибелью неосторожным путникам угрожают упомянутые выше зыбучие пески.

    Остров, в основе которого лежит гранитная скала, первоначально возвышался над морем на восемьдесят метров. Усилиями честолюбивых строителей за счет величественных устремленных вверх сооружений он вырос более чем вдвое. Сейчас высота от среднего уровня моря до вершины шпиля собора достигает ста семидесяти метров!

    Климат здесь неприветливый. Главными врагами монахов аббатства всегда были холод и сырость: остров и летом часто опутан промозглой дымкой. Даже сейчас, в эпоху водяного отопления и электричества, многие священнослужители предпочитают жить на континенте в принадлежащих аббатству домах в близлежащих городках. В Средние века этот суровый климат был тем более опасен.

    Дамбу соорудили уже в конце XIX века и проложили (ныне не сохранившийся) одноколейный рельсовый путь для парового трамвая. Однако дамба отрицательно сказалась на экологии побережья, и к лету 2005 года ее планировали полностью разобрать. Туристов, как и в давние времена, на остров будет доставлять паром.

    Гранит для возведения аббатства, оборонительных стен и домов доставляли с расположенных неподалеку островов Шозе, что было сопряжено с целым рядом трудностей и стоило очень дорого. Однако вера строителей, честолюбие зодчих и церковное золото оказались сильнее стихии и обстоятельств.

    В общих чертах тот вид, который можно наблюдать сейчас, остров принял уже в XV-XVI веках, хотя и по сей день сохранились значительно более древние сооружения. Например, венчающий вершину острова собор был возведен еще в XIII веке, а глубоко под ним в скалу врезаны так называемые подземные часовни гораздо более раннего периода.
    Наклонный желоб на переднем плане - это часть подъемника, доставлявшего в монастырь тяжелые грузы, которые было бы безумием носить по крутым и высоким лестницам.

    Королевские ворота XV века - третьи, которые стали бы на пути врага, если бы тому удалось преодолеть ворота Авансе и Бульварные. Королевскими они названы из-за того, что согласно церемониалу именно здесь, у въезда в город, первые лица аббатства встречали коронованных особ, когда те изъявляли желание посетить Мон Сен-Мишель.

    Не стоит думать, что внешне кажущиеся каменными дома эпохи Средневековья на самом деле были целиком сложены из этого долговечного и надежного материала. В действительности же каменными обычно делали только первые этажи, потом в ход шли дерево, штукатурка, глина и т.д. В те времена инженерное дело было не на высоте, и профессиональные архитекторы возводили в лучшем случае дворцы и храмы. Обычные дома часто строили дилетанты и по наитию, надеясь больше на толщину стен, чем на расчеты и правильность углов. Понятно, почему при строительстве верхних этажей старались применять как можно более легкие материалы. Внешне же такие дома, снаружи отштукатуренные, казались солидными каменными постройками. К слову, аналогичными приемами пользовались еще в Византии. Неудивительно, что тогда при пожарах в Константинополе нередко выгорал чуть ли не весь город. Кстати, Москва до печально известного пожара 1812 года тоже изобиловала подобными домами. В них не брезговали жить и дворяне, поскольку строительство обходилось очень дешево, а внешних отличий от претенциозных и монументальных каменных особняков практически не было. Вот и горели они как спички…

    Практически все немногочисленные улочки ведут к входу к аббатству, расположенному выше города. Кроме главного «парадного» пути через весь посад есть и более короткая «тропинка» Монтэ. Тропинкой ее можно назвать лишь условно, так как эта узкая мощенная улочка петляет между домов, а потом выводит к изображенной на фотографии лестнице, ведущей к барбакану (небольшому предвратному фортификационному сооружению в виде вытянутого прямоугольника) и расположенной за ним крошечной крепости Шатле, защищающей вход в аббатство.

    Чуть ниже Шатле расположена это часовня, посвященная Жанне д’Арк. Здесь паломники могли помолиться и перевести дух перед последним этапом подъема к аббатству.

    Главную лестницу, ведущая к барбакану называли бездной! Опять-таки весьма удобно для обороны. В конце XVI века во время протестантских войн, когда католики с гугенотами бодро резали друг другу глотки, на этой лестнице случались бои.
    Тогда гугеноты предприняли две попытки обманом завладеть Мон Сен-Мишелем, в те годы представлявшим собой почти неприступную крепость и потому являвшимся стратегически важным пунктом. Вторая попытка была наиболее близка к успеху. Дворяне из печально известного семейства Монтгомери, переодетые в женщин и рыбаков, напали на стражу городских ворот и впустили в город отряд гугенотов. Однако аббатство вовремя получило сигнал тревоги и закрыло свои ворота. Военный управитель, находившийся в момент нападения в городе, смог вернуться в аббатство, с помощью веревок взобравшись по стене. Справившись с замешательством, защитники Мон Сен-Мишеля контратаковали. Зажатые между ними и подошедшей к городу снаружи католической армией гугеноты были разбиты. Тех из них, кто уцелел, заключили в крепости на острове Томбелен, выполнявшем тогда роль королевской тюрьмы.

    Из барбакана вниз уходит город, слева видна Северная башня городской стены. Где-то далеко за ней, за дымкой, и находится остров Томбелен, его не видно. Кстати, именно на этом острове и был расположен описанный Александром Дюма в «Виконте де Бражелоне» Бель-Иль - замок суперинтенданта финансов Фуке. Факт действительно исторический. На протяжении столетий Томбелен был своего рода скромным подобием Мон Сен-Мишеля. На нем располагались монастырь и часовня. Потом была возведена крепость, служившая также тюрьмой. В XVII веке остров приобрел Фуке, ставший укреплять цитадель на случай неблагоприятного поворота событий. Однако все случилось быстрее, чем он мог предположить: суперинтендант впал в немилость Людовика XIV. Король приказал сравнять укрепления Томбелена с лица земли. С тех пор этот остров больше в истории не упоминался.

    Романский неф главного собора аббатства, возведенный в XI веке. Из-за частых обрушений далеко не все сооружения сохранили свой первоначальный вид, однако эта часть церкви не разрушалась и выглядит практически такой, какой она была после завершения строительства в 1086 году.

    Верхний этаж массивного здания монастыря, буквально прильнувшего к скале и носящего имя Ла Мервей. Возведенное в XIII веке, оно представляет собой яркий образчик готической архитектуры. По этой крытой галерее, подвешенной между небом и морем, и в этом внутреннем садике монахи совершали свои неспешные прогулки. Место, надо признать, весьма способствует размышлениям о чем-то высоком, например, о тщете всего сущего. :) Кстати, садик тут существовал не все время. Хотя впервые разбит он был еще в Средние века, судя по увиденным мной картинам, в конце XIX столетия галерея окружала лишь голую каменную площадку.

    Гостевой зал. Если на нижних уровнях, в старых залах еще романской и даже дороманской постройки, принимали паломников простого сословия, то этот зал предназначался для встречи высоких особ. Он также входит в комплекс Ла Мервей и был возведен в начале XIII века. Сейчас сложно ощутить былую торжественную красоту готической парадной залы. К сожалению, время и социальные потрясения не пощадили и Мон Сен-Мишель: утрачены нарядный плиточный пол, картины, витражи, гобелены, когда-то украшавшие Гостевой зал.

    Колесо грузового подъемника, который мы уже видели снаружи. Непосредственно этот механизм датируется всего-навсего XIX веком, но конструктивно он точно повторяет своих средневековых предшественников. Подобные подъемники использовали для доставки в монастырь тяжелых грузов - припасов и, в первую очередь, строительных материалов. Гранитные глыбы, вырезаемые в скальной породе островов Шозе, пользуясь приливами, доставляли на Мон Сен-Мишель кораблями. Наверх камень доставляли громоздкими механическими подъемниками. Приводили их в движение люди, вышагивая внутри гигантских колес. Когда во второй половине XVIII века постепенно приходящее в упадок и теряющее свой авторитет аббатство превратилось в королевскую тюрьму, как ее тогда называли морскую Бастилию, в подобных подъемниках стали широко использовать труд заключенных.

    Самые древние поземные крипты относятся еще к дороманскому периоду и сооружены в IX веке. Подземными их можно назвать весьма условно, расположены они значительно выше уровня моря и городских улиц. Однако от солнца они скрыты скалой и стенами более поздних построек. Зодчие уже в XII веке приняли остроумное решение - использовать старые постройки с мощными толстыми стенами в качестве фундаментов для новых сооружений. Постепенно все старые здания монастыря исчезли под кладкой новых.

    Первая военная кампания короля Генриха V на континенте в 1415 г. закончилась взятием торгового города Арфлера и победой при Азенкуре. Подготовка к новому вторжению завершилась высадкой англичан в Туке 1 августа 1417 г. На этот раз целью Генриха V стало завоевание Нормандии, в возможность чего он так страстно верил. И к концу 1419 г. Нормандия была завоевана. Единственным островком французской земли на ее территории осталось аббатство Мон-Сен-Мишель. Мощная гранитная скала, увенчанная колоссальным собором и полностью отрезанная от берега в периоды самого высокого морского прилива, когда до церкви-крепости можно добраться только на лодке, неизбежно должна была стать и действительно стала оплотом населения Нормандии в борьбе с английскими завоевателями.

    Еще в 1418 г. в монастыре был построен резервуар для сохранения пресной воды. По заявлению короля Франции Карла VI, подобное решение было принято монахами из-за угрожающей им опасности с целью «оказать сопротивление нашим древним врагам и противникам из Англии». Одновременно монахи заготовили продовольствие. И, наконец, взяли на свое содержание «большое количество солдат для охраны и защиты этого места» (без финансовой поддержки со стороны королевской власти).

    Потратив на строительные работы более 10 000 фр, монахи обратились к Карлу VI с просьбой о помощи. Отмечая, что «не получили ни одного денье от рент и доходов им принадлежащих, которые целиком и полностью находятся на земле, которую наши враги удерживают и оккупируют», они сетовали на то, что у них не осталось средств, чтобы и дальше содержать в аббатстве французский гарнизон. 3 августа 1418 г., с целью «как-то поддержать просителей в том, в чем они нуждаются для охраны, а также, чтобы помочь им оказать сопротивление нашим старым врагам и противникам из Англии, которые в большом количестве расположились рядом с Мон-Сен-Мишелем в намерении захватить и нанести ущерб этому месту», Карл VI приказал своим главным советникам и комиссарам «тут же и без промедления» получить у виконтов Авранша и Кутанса, а также у сборщика налогов Авранша и особого финансового главы Сен-Ло 1 500 турских ливров (далее - т.л.). Он распорядился передать эти деньги аббатству, «чтобы использовать эту сумму для выплаты жалованья солдатам и других необходимых для его защиты вещей».

    В феврале 1447 г. в знак благодарности монахам аббатства, которые «…до сих пор противостояли действиям наших врагов и находили способы, чтобы всегда оставаться в нашем повиновении, как наши добрые и верные подданные, не изменяя этому каким-либо образом и никогда не предпринимая и не желая предпринимать ничего, что бы могло повредить и нанести нам ущерб», Карл VII «пожизненно и навсегда» освободил их от «всех талий, эд, четвертей, налогов, заемов и любых других субсидий, наложенных или подлежащих обложению в Мон-Сен-Мишеле нами или нашими преемниками».

    Таким образом, после 1434 г. английское давление на Мон-Сен-Мишель опять приобрело форму блокады и вопрос об осаде уже не поднимался. Окончательно от его угрозы монахи избавились в результате подписания в Туре 28 мая 1444 г. англо-французского перемирия.

    Наряду с подвигом Жанны д’Арк, сопротивление монахов Мон-Сен-Мишеля английским захватчикам является одним из самых впечатляющих и славных эпизодов французской истории XV в.: находясь в непрерывной блокаде и периодически осаждаемые англичанами, защитники аббатства стойко оборонялись и даже нападали на противника в течение 26 лет.

    Постоянное население городка у подножья монастыря составляет буквально несколько десятков человек. Большинство работающих здесь предпочитают жить в близлежащих городках на континенте. Более того - в самом аббатстве сейчас постоянно живет всего шесть человек! Понять их несложно - на острове в случае чего сложно будет оперативно получить квалифицированную медицинскую помощь, да и климат тут оставляет желать лучшего. Зато во время туристического сезона в дневное время население города увеличивается в сотни раз! Впрочем, на острове есть и маленькие отели, причем один из них находится в подлинном здании таверны XV века!

    Время редко щадит свидетельства истории. Лишь небольшая часть зданий городка подлинная, то есть сооружена в Средние века. Некоторую часть домов восстановили по найденным описаниям и картинам. Однако большая часть зданий, как это ни печально, - лишь вольные проекты, выполненные «под старину».

    В 1969 году общество монахов-бенедиктинцев возвращается в аббатство, возвращая тем самым историю на круги своя. В наши дни более 3,5 миллионов посетителей в год посещают это чудесное место, наполненное историей, верой и красотой.