• Гид по фрирайду, самому экстремальному виду сноубординга. Круговорот снега на планете. Календарь фрирайдера Что такое фрирайд

    Сегодня в России официально более 200 горнолыжных центров, их обслуживают целые поселки и города. Постепенно и оборудование, и сервис, и трассы приближаются к вожделенному «европейскому уровню», а есть и такие показатели, по которым российским горам нет равных, что ежегодно доказывают полные склоны. Российский портал strana.ru собрал топ-10 лучших горнолыжных курортов России, чтобы облегчить будущим туристам муки выбора.

    Среди южных курортов лучшим горнолыжным курортом названа , главным образом потому что в этом сезоне на время проведения соревнований XXII Зимних олимпийских игр в Красной Поляне для катания будут закрыты все горнолыжные центры, кроме "Горной Карусели".

    Особенности: Красная Поляна была выбрана столицей Олимпиады из-за своего уникального климата. С севера ее защищает Главный Кавказский хребет, с юга — ущелье Ах-Цу, поэтому зимняя температура здесь редко опускается ниже минус десяти. Благодаря мягкому горно-морскому климату здесь выпадает снег редкой рыхлости, прозрачности и воздушности, с толстыми снежинками. Это создает отличные возможности для фрирайда; ухоженные трассы мягкие, с пушистыми сугробами по бокам. К тому же всегда есть возможность сесть на поезд и через час обнаружить себя среди пальм на берегу моря. Зимой в Адлере температура может подниматься до плюс пятнадцати.

    В Кавказском регионе лучшими признаны горнолыжки (поселок Терскол в Приэльбрусском районе Кабардино-Балкарии) и Домбайская поляна (Карачаево-Черкесская республика).


    Особенности: возможности для фрирайда. Можно даже перейти с Эльбруса на Чегет, однако это больше подойдет лыжникам: по пути будет много пологих участков. Но вероятность схода лавин очень высока. Существует карта фрирайд-маршрутов по Чегету и Эльбрусу, все они проходят в так называемых «кулуарах» - горных рельефах, оставленных потоками талой и дождевой воды. Проблема в том, что именно по кулуарам и сходят лавины. Поэтому не стоит сходить с трасс, если вы чувствуете себя недостаточно уверенно. Всегда нужно иметь под рукой телефон местных спасателей - их пункт есть в Терсколе. На первые вылазки возьмите с собой опытного напарника, лучше гида. И никогда не выходите «в поле» без минимального лавинного снаряжения. Склоны на обеих горах очень каменистые, поэтому бывалые катальщики предупреждают: «Съехать до Азау можно, но лыжи сразу на дрова».


    Отмечен и ряд недостатков "Эльбруса" - его высота 4200 м. На этой высоте даже альпинисты уже всерьез готовятся к восхождению: тренируют организм, привыкают к высоте, сидят там днями. Лыжники же носятся вверх-вниз, преодолевая высоту в несколько километров и перепад высот в 2 км. Но несмотря на это курорт с каждым годом становится все более популярен и поток туристов увеличивается. Домбай сильнее других российских курортов отстает по части сервиса. Несмотря на появление гостиниц и прокатов, здесь еще совсем не Европа.

    Альпинистская и горнолыжная Мекка еще с советских времен. С горы открывается головокружительный вид на Домбайскую долину среди пихтовых вершин. Кроме того, здесь очень мягкий климат, температура зимой редко опускается ниже 5 градусов, при ярком солнце можно загорать без одежды. Влюбленных в Домбай горнолыжников очень много, как правило, в числе причин называется невероятная природная красота и большие возможности для внетрассового катания.

    Недостатки: Домбай сильнее других российских курортов отстает по части сервиса. Несмотря на появление гостиниц и прокатов, здесь еще совсем не Европа. Например, на горе нет нормального туалета. Кроме того, могут нагрубить, обсчитать, неожиданно поменять цену на подъемник прямо перед посадкой или предложить заплатить меньше, но прямо в карман работнику.

    Лучшим северным курортом признан . Особенность курорта в том, что в Кировске с ноября по январь полярная ночь, в это время здесь открыты трассы с искусственным освещением, которых немного. Зато потом наступает полярный день, когда кататься засветло можно до 9 вечера. Еще из недостатков: найти в Кировске какие-то развлечения, помимо катания, задача довольно сложная. Сюда стоит приезжать компаниями и самим устраивать свой досуг.

    Лучишими горнолыжными курортами на Урале признаны "Абзаково" и "Завьялиха". имеет всего один кресельный подъемник на 18 км трасс. Бугель длиной больше 1 км может доставить очень большие неудобства, особенно для сноубордистов. Креселка находится в достаточно продуваемом месте, так что легко замерзнуть. Здесь есть всё для отдыха с претензией: гора, на которой можно кататься расслабленно, кафе с казино поблизости, бассейн, массаж, сауны и прочее в том же духе. Впрочем, расцвет курорта уже позади: цены на услуги все еще остаются высокими. На территории дома отдыха "Абзаково" есть аквапарк, зоопарк, стрелковый комплекс, конные прогулки и даже трасса для ралли, но большинство этих развлечений закрывается, когда темнеет.

    Больше подходит лыжникам, чем сноубордистам: все ее трассы заканчиваются длинными пологими выкатами, на которых сноубордистам, даже опытным, будет нелегко, зато лыжники могут расслабиться и отдохнуть после спуска. Вокруг горы на "Завьялихе" нет никакой инфраструктуры. На самой горе найдется пара кафе, прокат, инструктор и туалеты, но это всё. Рядом - город Трехгорный, имеющий статус закрытого. В район запрещен въезд иностранцам, а россиянам по пути к катанию приходится проходить полную проверку на одном из пунктов ГИБДД.

    Самыми популярными горнолыжками в России остаются именно Сибирские курорта, а лучшими из них признаны "Благодать" (Белокуриха), "Шерегеш", и фанпарк "Бобровый лог".

    Особенность в том, что сюда едут, прежде всего за лечением, а потом уже за развлечением вроде горнолыжки, так что развитие склонов у города не в приоритете. Кафешки, рестораны на любой кошелек, много гостиниц, боулинг, ночная жизнь. Налажена связь с крупными транспортными узлами вроде Барнаула и Новосибирска.

    Особенность - это безграничные возможности для внетрассового катания, лавин здесь не бывает. Трассы в основном разделены между собой лесом, по которому тоже можно кататься во всех направлениях. Прекрасные условия для фрирайда создает снег - легкий и воздушный, толщина которого в сезон составляет около 4 метров. Идеальное место для обучения фрирайду новичков. Еще одна характерная особенность "Шерегеша" - его система подъемников. Большинство подъемников на горе принадлежат трем операторам, у всех свои цены и ски-пассы. Сектором А «владеют» группы «Каскад-Подъем» и «SkyWay», день катания стоит у обоих 1000 рублей. Катание в секторе Е обойдется в 700 рублей в день. Также можно купить карты всех операторов и просто класть на них деньги, которые списываются при проходе через турникеты. Главное - не запутаться.

    Находится прямо в черте города Красноярска в 20 минутах езды от центра. Это круглогодичный развлекательный центр, предлагающий не только горнолыжные спуски, но и различные экстремальные аттракционы, например самый длинный в Европе «Родельбан» - рельсовую дорогу, по которой ездят специальные сани, управляемые вручную рычагами. Недостатки: при фанпарке есть горнолыжная школа, так что склоны часто оккупируются спортсменами, о чем обычных туристов не предупреждают. В результате несколько трасс оказываются закрытыми для посетителей, а стоимость ски-пасса остается прежней. Все это приводит к тому, что гости часто жалуются на высокие цены фанпарка, отмечая, что в соседних регионах день катания обойдется значительно дешевле, чем местные 4 часа.

    Лучшим горнолыжным курортом центрального региона России признан спортивный курорт "Сорочаны".

    Особенности: по сравнению со своими соседями в списке, "Сорочаны" едва ли должны претендовать на звание настоящего горнолыжного курорта. Однако обойти их вниманием мы не могли: в Москве на лыжах и досках катается более 1 млн человек. И те, кто не имеет возможности поехать в горы, вынужден искать под боком заменитель. В этом качестве "Сорочаны" отлично подходят. Главная особенность - возможность кататься при освещении до поздней ночи - до 2-3 часов. В это время народу совсем немного.

    Недостатки: высокая стоимость при очень низких горах. Несмотря на удаленность от столицы в 50 км, нужно понимать, что это московский курорт с соответствующими ценами. Конкурентов у "Сорочан" достаточно, однако "Сорочаны" все же считаются лучшим курортом по предоставляемому горнолыжному сервису, так что те, кто хочет покататься в Подмосковье, все равно едут сюда.

    Только фрирайд!

    Пока снега в наших краях нет, я приглашаю вас прокатиться на батискафе по необычным горнолыжным курортам. Легкая познавательная экскурсия. Кто знает, может вам что-то клюнет в одно место и вы сорветесь в одно из этих милых местечек.

    Но только не во время экскурсии, сами понимаете: глубина, разгерметизация, кислород. Батискаф — это не игрушки!

    Перед погружением: я был только на двух курортах из статьи — La Grave и Чегет; про Гульмарг написал со слов друга, который никуда больше не ездит, попав однажды на этот курорт (пропащий для нас человек); описание курорта Silverton взял из интернета.

    Ну что, пошли? Побываем в горнолыжных впадинах Гималаев, Колорадо, Франции и России.

    Gulmarg, Индия

    4 курорта для фрирайда — Гульмарг ()

    О Гульмарге можно писать много, потому что это не только катание, а целый миллион сопутствующих ингредиентов. По дороге на курорт перед вами встанет сама матушка Индия во всей своей неповторимой красе: люди с оружием, толпы бедняков, дешевая и перченая (и для кого-то самая вкусная) еда, умопомрачительное дорожное движение и многое другое. Чуть не забыл, Гульмарг — это Гималаи!

    Если решите сюда ехать, то недостатка в информации не будет — столько людей, побывав на курорте, написали подробные отчеты о Гульмарге, что зачитаетесь. Некоторые даже решили сделать из этого бизнес и теперь принимают там гостей.

    Ниже найдете два полезных сайта (один на русском языке), ну а мы льнем к нашим иллюминаторам и возвращаемся к теме путешествия — курорты, на которых нет подготовленных трасс.

    На горнолыжном курорте Гульмарг нет трасс, точнее, есть одна, синяя, в средней лесистой зоне, но ради нее одной сюда не стоит ехать карверам. Лучше уж в Подмосковье.

    Катание на курорте разбито на три зоны:

    • Верхняя — выше линии леса, обслуживается подъемниками
    • Средняя — лесная зона, обслуживается подъемниками
    • Нижняя — лесная зона, подъем к старту на джипах

    Во время затяжных снегопадов подъемники часто не работают и для райдеров остаются два варианта на выбор: катание в нижней зоне с подъемом на машинах или подъем пешком.

    На карте любовно (зеленым цветом) выделена одна зона, что-то вроде границ курорта, которая такая же дикая, как и все остальные за одним исключением — за ней присматривает лавинная служба. Все что за ее пределами — фрирайд на ваш страх и риск.

    Зона катания, обслуживаемая подъемниками ()

    На курорте две очереди подъемников — кабинки на 6 человек, они следуют друг за другом на самый верх. Еще есть короткий четырехместный кресельный подъемник (виден на карте правее гондольного подъемника).

    На пик курорта (3950 м) вы попадаете все в тех же кабинках, а там у вас масса вариантов, как распорядится с роскошными 1200 м вертикальным перепадом в 1200 метров.

    Если этого мало и есть силы, то с пика можно добрать еще 200 вертикальных метров, хорошенько прокачав мышцы ног и дыхалку в условиях разреженного воздуха.

    Любой фрирайдер, бросив короткий взгляд на карту курорта, поймет, что он напал на золотую жилу — в обе стороны тянуться безграничные возможности для внетрассового творчества.

    Добавлю ко всему сказанному еще одну пикантную деталь — на Гульмарг в сезон выпадает около 14 метров пушистого паудера. И понятно, что этот паудер не сидит на месте, сложа ручки-снежинки, а регулярно съезжает со склонов, превращаясь в опасные для жизни лавины. Чтобы повысить свои шансы на возвращение с курорта живым, все прилежные райдеры обязательно имеют при себе и умеют им пользоваться.

    Характеристики курорта Gulmarg

    • Верхняя точка подъемника — около 4000 м
    • Нижняя точка подъемника — около 2800 м
    • Перепад высот — 1200 (на уровне подъемников)
    • Перепад с заброской джипами — примерно 2000 м
    • Подъемник — гондола, 4-местное кресло

    Видео

    Сайты

    • gulmarg.ru
    • skigulmarg.com

    La Grave, Франция

    4 курорта для фрирайда — La Grave

    Этот курорт можно без преувеличения назвать самым диким, опасным и безлюдным не только из нашего списка, но и всех курортов в мире. Хотя здесь есть одна подготовленная трасса (в верхней зоне) на леднике Meije, она абсолютно не представляет никакого интереса для приезжающего сюда контингента.

    Курорт La Grave славен на всем мир совсем другим: недетским взрывчатым коктейлем из открытых полей, скальных сбросов, ледяных стенок и глубоких трещин. Добавьте сюда перепад высот более 2000 метров (1450 — 3600) и неустойчивую погоду.

    На курорте почти не бывает солнечной погоды, вместо этого здесь часто дуют сильные ветры. Поэтому сюда не заманишь любителей загара и релакса.

    Да и сама деревушка La Grave, расположившаяся у подножия горы, так мала и угрюма, что привлекает лишь отпетых старателей целинного катания, коих в наше время водится не так много.

    В La Grave нет привычных альпийских шале из дерева. Чтобы держать дома в тепле в условиях частой непогоды и высокогорья, все дома выстроены из камня.

    Картина будет неполной, если не сказать, что здесь проводятся соревнования Derby de la Meije. Это внетрассовые бои без правил и карнавальные наряды в одном замесе. Участники бешеного “забега” стартуют с самого верха и прут напролом, лишь бы первыми долететь до самого низу. Неважно, каким путем, лишь бы обскакать соперников, коих собирается немалое войско. И чтобы сил хватило на 2 км перепада.

    Видео с Derby de la Meije. Если хотите перейти сразу к старту, смотрите с 3 минуты:

    Еще видео о курорте:

    Сайт

    • la-grave.com

    Silverton, Colorado, США

    Горнолыжный курорт Silverton, штат Колорадо, запустил свой единственный подъемник в 2002 году и не удосужился проложить с того времени ни одной укатанной трассы. С тех же пор курорт хвастается самой большой зоной внетрассового катания в Северной Америке: 90 квадратных километров дикого рельефа в шаговой доступности с верхней станции.

    Карта курорта ужасна:

    Из сказанного и увиденного выше следует, что эти горы не для тех, кто только что встал на лыжи.

    Silverton совсем непохож на обычные курорты. Здесь всего несколько дней в сезон можно кататься без гида. В этом сезоне это были — 31 марта, 1,2, 7, 8, 9 апреля. И все. В остальные дни — сопровождение гида обязательно.

    Чтобы народ не толкался на спусках и подъемниках, в кадре было больше природы, а не наших пестрящих тел, ежедневно продается не более 475 скипассов.

    Каждый день в 8.15 начинается формирование групп по интересам и уровню катания. За день у подготовленных обычно получается 4-6 спусков. Для катания на курорте обязательно требуется противолавинные датчик, щуп, лопата.

    Опытные гиды прилежно следят за физическим состоянием гостей и могут настойчиво порекомендовать уставшим пропустить один спуск. Ради здоровья клиента и удовлетворения группы, в которой он/она катается .

    Если позволяют средства, то можно воспользоваться катанием с вертолета — хелиски.

    Характеристики курорта Silverton

    • Перепад подъемника — 600 метров
    • Перепад курорта — 900 метров
    • Подъемник — 2-местный, кресельный
    • Катание между высотами — 3200 и 2300

    Видео

    • silvertonmountain.com

    Чегет, Россия

    4 курорта для фрирайда — Чегет ( фото)

    Чегет — самый экстремальный курорт России. Тут экстремально все: и чрезвычайно лавиноопасный рельеф, и кресельные подъемники, один из которых настолько стар, что никто точно не помнит сколько ему лет: 50 или 55.

    Снизу до промежуточной станции (в народе кафе Ай) пыхтят два кресельных подъемника (одноместный и двухместный), далее, вы пересаживаетесь на одноместное кресло, а на самом верху, если у вас возникнет желание подняться еще на 50 метров, вас ждет бугельный подъемник. Все раритет.

    Катание происходит между 2100 м и 3000 м. Среди любителей внетрассового катания курорт ценится не только антиквариатным состоянием, но и безграничными возможностями для фрирайда — двумя легендарными зонами по обеим сторонам подъемников — Юга и Севера.

    Если Юга более пологие (но не менее интересные и опасные оттого), то Севера изрезаны опасными кулуарами, в которых лавины забрали жизнь не одного райдера. И все равно, несмотря на опасность и отсутствие обычного для развитых курортов сервиса, несмотря на дикие очереди, каждый сезон сюда съезжается большое количество поклонников этой знаменитой горы.

    В хорошую погоду с Чегета открывается потрясающий вид на вершины Эльбруса, на фоне которого катание становится величественным и наполненным сакрального смысла (собственные наблюдения). Каждый поворот как медитация.

    Эльбрус находится в 5 километрах от курорта Чегет.

    После любого снегопада пространство под подъемниками очень быстро превращается в знаменитые чегетские бугры, которые требуют особой сноровки и выносливости не только от новичков, но и тренированных райдеров. На любительском видео (ниже) видно, о чем идет речь.

    Характеристики курорта Чегет

    • Высота — 3000 м
    • Нижняя станция — 2100 м
    • Перепад высот — 900 м
    • Подъемники
      • одноместное кресло — 2 шт
      • двухместное кресло — 1 шт
      • бугель — 1 шт

    Сайт

    • Официального сайта у курорта нет, но есть другие информационные ресурсы, на которых вы можете узнать больше информации о курорте Чегет. Вот один из них — prielbrusie-ski.ru

    Всплываем!

    Ну вот и все — поездка была короткая, поэтому питания во время заплыва не предлагалось. Но если у вас появилась жажда что-нибудь добавить к написанному, прошу утолить ее в комментариях. Тем самым вы себе сделаете хорошо (снимите груз с души) и другим читателям поможете, если ваши комментарии полезными.

    Всплываем…

    Внимание! Рекомендуют профессиональные райдеры. Горнолыжные курорты Европы и Америки, идеально подходящие для фрирайда, внетрассового экстремального катания и хели-ски. Эти снежные склоны порадуют свободными подъемниками и доступной ценой.

    Итак, «секретные» склоны, где профессионалы оттачивают свое мастерство, а любители просто получают удовольствие.

    Sainte-Foy, Франция
    фото by Rumbugger/Flickr

    Горнолыжный курорт Сент-Фуа - превосходное место для фрирайда, достаточно уединенное, но при этом находится вблизи от цивилизации. По сравнению с близлежащими знаменитыми курортами Val d’Isère и Les Arcs, Сент-Фуа сравнительно небольшой, с 15 трассами и четырьмя канатными дорогами. Но обширная территория для катания по нетронутому снегу, недорогой подъемник и возможность хели-ски делает Сент-Фуа must-do для всех поклонников зимних видов спорта.

    Кстати, абонемент на подъемник на курортах Val d’Isère, Tignes и Les Arcs позволяет провести один день в Сент-Фуа бесплатно. Если ты любишь подготовленные горнолыжные трассы, то здесь тебе станет скучно очень быстро, но если ты любишь кататься по нетронутому снегу, то это настоящий рай.

    Один из лучших спусков пролегает от вершины Foglietta до деревни Сент-Фуа и занимает около трех часов.

    Valle Nevado, Чили

    фото by Thiago Graca Couto/Flickr

    Valle Nevado - это просто гора. Никаких роскошных отелей и кабинной канатной дороги (так называемой гондолы) – только фантастическая местность и ни одного человека в поле зрения. Всегда свободный подъемник. Ощущение, что это твоя собственная гора, не оставляет ни на секунду.

    Единственная проблема заключается в том, что ехать на гору придется летом (высокий сезон с середины июля до середины августа). Ведь Чили находится в южном полушарии, поэтому у них все наоборот: зима летом. Но это путешествие того стоит.

    Курорт особенно популярен среди любителей хели-ски и хели-сноубординга. Кстати, если встать пораньше и сделать пару спусков на рассвете, то можно успеть покататься на серфе на закате. Парадиз!

    Gressoney, Италия

    фото by Fu3r/Flickr

    Gressoney расположен в конце тихой девственной долины в регионе Aosta на северо-западе Италии. Он соединяется с областями Champoluc и Alagna и находится в середине горнолыжного региона Monterosa. Сочетание трех курортов позволяет кататься на больших расстояниях по лыжным трассам. Но особенным Gressoney делают неподготовленные трассы для катания по целине. Также здесь лучшее хели-ски и хели-сноубординг в Альпах с высадкой на высоте более 4 000 метров.

    Вот вариант маршрута: высадка с вертолета и спуск вниз до Zermatt в Швейцарии с другой стороны Monterosa, а затем вернуться в Gressoney по внетрассовому спуску через Cervinia. Так что потом можно рассказывать друзьям, как ты покаталась в двух странах за один день.

    Val d’Anniviers, Швейцария

    фото by ski-grimentz/Flickr

    Швейцарский Val d’Anniviers - это фактически шесть курортов, расположенных примерно в 15 минутах езды друг от друга. В Grimentz отличное внетрассовое катание, а в спокойном St-Luc можно остановиться в одном из мини-отелей в Альпах. Все шесть деревень расположены в живописных местах, запоминаются красотой окружающей природы, отсутствием коммерциализма, скрипучими почерневшими на солнце шале и маленькими часовнями.

    Retallack, Британская Колумбия, Канада

    фото by j_erfle/Flickr

    Retallack – это курорт, расположенный бог знает где, в самой глухомани. До Retallack не едет общественный транспорт. Добираться из аэропорта Калгари до курорта нужно на предварительно забронированном микроавтобусе. Дорога займет около восьми часов. Но все неудобства, связанные с дорогой, будут компенсированы отличным катанием.

    Курорт не рассчитан на большое количество гостей. Там действительно много нетронутого снега и отличные склоны. Склоны в Retallack не слишком плоские и без слишком сумасшедшей крутизны, так что нет опасности свернуть себе шею. Катание – сплошное удовольствие.

    Поговорка: Любишь кататься, люби и саночки возить – не про Retallack. Спустившись вниз, ты просто прыгаешь в катерпиллер и с ветерком и без усилий добираешься на вершину горы. И снова вниз. Кстати, на вершине организуют обед и напитки. А по вечерам гостей кормят вкусным, здоровым и сытным ужином.

    Jasna, Словакия

    фото by boris verseghy/Flickr

    Учитывая, что жизнь становится все дороже, и этот процесс невозможно контролировать, особенно приятно знать, что есть место на земле, которого не коснулись все эти экономические кризисы и рецессии, и где пинта пива все ещё стоит около доллара. На поросших лесом склонах Низких Татр, курорт Jasna не знает покоя.

    Здесь, сидя в новой восьмиместной гондоле, ты с комфортом доберешься до вершины. На курорте почти 40 километров живописных лыжных трасс и официальная зона для фрирайда, подходящая для людей с разным уровнем подготовки.

    Кстати, курорт пользуется популярностью среди состоятельных россиян. В местных заведения можешь побаловать себя холодным пивом и горячими пирогами.

    Sierra-at-Tahoe, Калифорния, США

    фото by chis_r_/Flickr

    Курорт находится на южном берегу озера Тахо, всегда солнечный и снежный, с потрясающими видами. Так как место находится в трех часах езды от аэропорта Сан-Франциско, людей здесь не так много и подъемники преимущественно свободны.

    На курорте пять парков (в том числе два для начинающих и два для продвинутых лыжников), суперпайп, борд-кросс, пара крутых (в смысле угла наклона) черных трасс для профессионалов (называются «двойные черные бриллианты»). Есть и зона для внетрассового катания – каньон Huckleberry - мечта для катания по нетронутому снегу, с полосой препятствий в виде многочисленных деревьев.

    Посмотрев вдоволь опасности в лицо и увернувшись от тысячи деревьев, можно расслабиться в шезлонге местных гостиниц и отведать местный тако со свежей рыбой.

    Châtel, Франция

    фото by TRAILSOURCE.COM/Flickr

    Châtel - это небольшой городок в пяти минутах езды от швейцарской границы. Хотя курорт не слишком большой, он соединяется с лыжной областью Portes du Soleil – группой связанных горнолыжных курортов на франко-швейцарской границе.

    Преимуществом является возможность остановиться в уютном тихом городке с приятной атмосферой и при этом иметь доступ к достаточному количеству трасс, на которых можно кататься весь день. Тут есть склоны для лыжников и сноубордистов разного уровня подготовки, халф-пайп, бросающие вызов смерти трассы для могула и простор для фрирайда среди деревьев.

    Engelberg, Швейцария

    фото by Lukezra/Flickr

    Энгельберг – это первая большая вершина, попадающая в зону низких давлений по пути с Северного Моря, что делает его склон крутым с гарантированным снежным покровом и самым продолжительным сезоном для катания (с середины октября по апрель).

    Здесь не проходят шумные вечеринки с именитыми DJями, зато в избытке шведы и швейцарцы, которые стекаются сюда для захватывающего и местами опасного внетрассового катания. Именно на Энгельберге была установлена первая в мире вращающаяся гондола - Rotair - которая поднимает горнолыжников на вершину Titlis (3 000 метров). На вершине, смакуя аперитив в баре, можешь выбрать с какой трассы начать: Laub (1 100 метров) или Galtiberg (2 000 метров).

    Le Grand-Bornand, Франция

    фото by ararviar/Flickr

    Le Grand-Bornand лежит между Монбланом, озером Аннеси и Швейцарией. Это место известно только местным. Жители деревни создали превосходное место для катания и при этом сохранили идиллическое, безмятежное очарование деревни.

    Здесь есть и отличные трассы и место и для «дикого» катания среди деревьев. Вечером выпей вина в теплой компании местных французов и приехавших британцев в одном из ресторанов. Поистине, спорт и вино выполняют великую миссию примирения народов. Хорошо известно, что французы и англичане недолюбливают друг друга и пользуются любой возможностью, чтобы задеть друг друга, но только не здесь.

    La Grave, Франция

    фото by Petzls sport/Flickr

    La Grave - это небольшая деревня с несколькими барами и гостиницами и не позиционируется как клубное место.

    La Grave предлагает самое сложное и захватывающее катание в Альпах. Его гора высотой 2 000 метров обращена на север, трасса специально не готовится и в зависимости от того каковы снежные условия, по такому покрытию и придется спускаться вниз.

    La Grave идеален для фрирайда, но здесь никто не взрывает лавины, чтобы отвести их от спуска, как это делают на большинстве курортов. Так что помни о безопасности и/или катайся с гидом.

    В соседнем Les Deux Alpes можно найти замечательные необкатанные области, а также немного расслабиться на подготовленных лыжных трассах после жесткого катания в La Grave.

    La Rosière, Франция

    фото by Chris Haigh/Flickr

    И снова Франция. La Rosière соседствует с такими курортами в долине Tarentaise, как Tignes и Сент Фуа. Только здесь меньше людей, дешевле проживание и абонемент на подъемник, но при этом достойные места для катания.

    La Rosière делит лыжную зону San Bernardo с La Thuile и предлагает для катания две массивные снежные впадины с разным микроклиматом.Одна - во Франции, другая - в Италии. Когда в La Rosière идет снег, то в La Thuile наверняка солнечно, и наоборот. Идеально, правда?

    Трассы, как правило, расположены на укрощенных сторонах впадин, что отлично подходит для людей со средним уровнем катания. Но есть и сложные места, для тех, кто любит более крутой спуск. Несколько особенно захватывающих дух обрывов находятся в лесу в La Thuile.

    Zinal, Швейцария

    фото by akikoo/Flickr

    Zinal в Швейцарии имеет отличные природные трамплины и превосходный рельеф. На этом не растиражированном среди туристов курорте спуски каждый раз преподносят сюрпризы. Возвращаясь на эти трассы через год, приходится открывать их заново, и каждый раз они удивляют.

    Для любителей покататься по нетронутому снегу Zinal станет настоящим открытием.

    От первого лица о том, как несколько фрирайдеров попали в лавину в Иркутской области. Одна небольшая ошибка: всех участников спуска понесла со скал огромная снежно-ледяная масса. Все остались живы, но были буквально на волоске.

    Сейчас в малом зале центра Artplay проходит выставка Helipro Chronicles, посвящённая фрирайд-катанию. У любого, кто смотрит красочные фотографии гор, снега, летящего из-под доски прямо в объектив камеры, от величия природы и человеческих возможностей захватывает дух, но мало кто задумывается о том, насколько это может быть опасно.

    Фрирайд можно понять, только попробовав прокатиться в горах по глубокому нетронутому снегу на доске или лыжах. В такие моменты у фрирайдеров наступает притупляющая все инстинкты самосохранения эйфория, одолевает жадность и нетерпение первым прокатиться там, где ещё нет ни одного следа. В этом материале мы расскажем, что такое фрирайдинг и как начать им заниматься.

    Физическая подготовка

    В первую очередь вам нужно позаботиться о физическом состоянии тела. Один спуск длится недолго - в зависимости от длины склона и вашей подготовленности, но и один проезд может утомить так, что вы будете ехать и кричать от боли. Об удовольствии в таком случае говорить сложно.

    В первую очередь страдают, конечно, ноги. Колени - это ваш естественный амортизатор, поэтому в межсезонье их лучше хорошенько накачать. Делайте приседания и упражнение «венский стул» (прижмитесь спиной к стене с согнутыми коленями, как бы сидя на стуле и старайтесь держаться в таком положении как можно дольше). Во время спуска колени должны быть всё время согнуты, чтобы держать равновесие и амортизировать удары.

    Второе важное место во время спуска - это спина. Спину тоже стоит подготовить к поездке в горы: в любом фитнес-клубе есть тренажёры для спины, а если вы не любите потный зал, то используйте в качестве трёнажера кровать. Разместитесь на кровати так, чтобы нижняя часть тела оставалась на ней, а корпус выше пояса оказался снаружи. С гантелями в руках делайте наклоны, со временем увеличивая нагрузку. Если у вас слабая спина, вас будет сгибать как марионетку при каждом толчке и прыжке, и это может приводить к потере контроля над доской.


    Лекции по лавинной безопасности

    Лавинщики и горные гиды год за годом делают всё новые исследования сходов лавин, делают тысячи замеров и вырезают кубометры снега, оценивая их плотность. Однако никто и никогда вам не даст 100%-ную гарантию, что в данном конкретном месте не может сойти пласт снега. Исключать сход лавины никогда нельзя, однако можно приложить максимум усилий для того, чтобы ваш спуск был приятным и как можно более безопасным.

    Эта часть подготовки к внетрассовому катанию очень важна. Знаниями лучше никогда не пренебрегать, и, если вы с друзьями хоть иногда съезжаете с трасс, знания о лавинной безопасности, состоянии снега и навыки в поиске пострадавших и оказании первой помощи могут спасти кому-то жизнь. Лекции по лавинной безопасности часто проводит лавинщик из Красной Поляны, инженер-метеоролог курорта «Горки Город» Максим Панков .

    Экипировка

    Это небольшой датчик, который может принимать или посылать сигналы. Без него категорически нельзя лезть вне трасс. Когда счёт идёт на секунды, эта штука поможет вашим друзьям или спасателям найти вас в снегу, а вам может спасти жизнь. Вы можете быть хоть в трусах и майке, но бипер на вас должен быть, хотя бы из уважения к тем, кто катается вместе с вами.

    Правильная одежда

    О том, как одеться в горы, можно разглагольствовать часами, но самое главное здесь - это одежда с хорошей мембраной (ткань, которая не пропускает воду снаружи и выводит влагу изнутри) и полная закупоренность комплекта (штаны, которые состегиваются с курткой, манжеты с дырками для больших пальцев и специальные клапаны на штанах, чтобы снег не забивался под штанины). Как только вы окажетесь по шею в снегу, вы сразу поймёте, какие стыки одежды дают течь, и весь остаток дня они будут о себе напоминать самым неприятным образом.

    Рюкзак с системой ABS

    Продвинутый и недешёвый аксессуар, который успел спасти жизни сотен людей. Как только вы попадаете в лавину, вы дёргаете специальную ручку на рюкзаке, и за вашей спиной моментально раскрываются два прочных воздушных крыла, которые помогут вам удержаться на поверхности лавины.

    Конечно, сноубордисты в основном катаются без шлема. Это необъяснимый феномен - ведь все понимают, что шлем поможет избежать серьёзных травм, но при этом придумывают разного рода отмазки (это некрасиво, всё равно не спасет). Не стоит думать, что бэккантри - это исключительно мягкий и пушистый снег, в который ты падаешь, как в сахарную вату. Деревья, камни, скалы - все это может неожиданно ворваться в вашу жизнь и оставить вас инвалидом. Что уж говорить о том, что лавина во многом состоит из ледяных глыб.


    Виды катания

    УХОДИТЬ С ТРАСС В СТОРОНУ

    Самый рискованный и самый простой способ. Как правило, рядом с трассами находятся широкие просторы для катания, о которых нужно знать. Для этого лучше всего прихватить кого-то из местных, а ещё лучше посоветоваться с работниками лавинной службы. Никогда не езжайте по чужому следу, это самая распространенная ошибка. Можете оказаться в лавинном сбросе или верхом на скале.

    БЭККАНТРИ С ГИДОМ

    Правильный и относительно недорогой. Сначала несколько часов вы идёте пешком, а затем несколько минут спускаетесь там, где до вас спускались единицы. Затратно по силам, зато недорого и вполне безопасно. На каждом курорте есть бэккантри-гиды, которые знают местные горы и находятся в постоянном контакте с лавинной службой.

    КАТАНИЕ СО СНЕГОХОДАМИ

    Недёшево, но удобно - снегоходы здесь выступают в качестве подъёмника и позволяют сделать несколько спусков за день.

    ХЕЛИБОРДИНГ

    Вертолёт в считаные минуты забрасывает вас туда, где до вас ступала только лапа медведя, и вы вместе с опытными гидами и райдерами несётесь вниз по склону, где вас уже ждёт вертолёт, чтобы снова поднять на другую вершину. Это настоящий рай для тех, кто любит кататься вне трасс, но он обойдётся вам, само собой, очень дорого.

    ТРЕЙЛЕР ФИЛЬМА THE ART OF FLIGHT

    Где кататься в России

    По всему миру существует множество курортов, знаменитых безопасным катанием вне трасс, но в России их не так много.

    Самый безопасный в плане катания рядом с трассами - это сочинский курорт «Роза Хутор». Здесь работают самые опытные лавинщики, во время лавинной опасности снег сбивают специальными газовыми пушками, и даже вне трасс установлены ограничительные знаки (за знаки с черепами лучше не заезжать, а за знаки Danger - на свой страх и риск). Если ты катаешься вне трасс, спасатель может вас остановить и проверить наличие бипера.

    Шерегеш - сибирский курорт, славящийся своим лёгким и сухим снегом. Инфраструктура и лавинная служба здесь, возможно, не так развиты, но пологая конфигурация склонов снижает возможность схождения лавин. Зимний сезон здесь начинается уже в ноябре.

    Текст: Таня Чехова

    Такие виды как зимний фрирайд – явный тому пример, ведь всего несколько десятилетий назад о нем мало кто знал, а тем более практиковал. Учитывая тот факт, что для занятий фрирайдом не требуется какое-либо сложное оборудование и инвентарь, ведь главное – это тщательная подготовка и удачный выбор склона.

    Что такое фрирайд

    Зимний фрирайд – это катание на горных лыжах, а также сноуборде по дикой, неподготовленной трассе для спуска (из пункта А в пункт Б). Иными словами фрирайд признает только те спуски, которые находятся вне обслуживания и подготовки горнолыжной отрасли (индустрии). Данная дисциплина таит в себе немало опасностей и подводных камней ввиду естественных причин, поскольку есть потенциальные угрозы:

    • сход лавин;
    • обрывы;
    • неравномерное покрытие;
    • опасности, связанные с неизученной территорией;
    • и так далее.

    Тем не менее, дисциплина процветает и развивается, ведь несомненными преимуществами можно считать адреналин и впечатление, которые не способен дать ни один другой вид спорта. Кроме того, считается, что спуск по дикой, нетронутой снежной дороге в полной мере раскрывает потенциал горных лыж и сноуборда.

    Перечень лучших мест для фрирайда в РФ (2017)

    В Российской Федерации фрирайд стал пользоваться большой популярностью у активных и спортивной молодежи. В первую очередь благодаря самой концепции и преимуществ данной дисциплины, а вторую – огромным выбором качественных трасс, в полной мере соответствующих для занятий фрирайдом. Ведь Россия может похвастаться огромной необъятной территорий с живописными ландшафтом, а также разнообразием климатических зон и рельефа. Популярность фрирайда косвенно подчеркивает высокий спрос на прокат сноубордов в Санкт-Петербуге.

    На сегодняшний день выделяют наиболее популярные места для занятий фрирайдом:

    1. Мамай (живописная местность, расположенная на территории республики Бурятия).
    2. Аджигардак (республика Башкирия)
    3. Приисковый (республика Хакасия).
    4. Приэльбрусье (Кабардино-Балкария).
    5. Шерегеш (Кемерово).
    6. Красная поляна (расположена на территории Сочи).
    7. Медвежий (Хабаровский край).
    8. Камчатка.
    9. И другие не мене удачные подходящие места.

    Каждая местность по своему уникальна, и помимо своих особенностей порадует каждого красотой первозданной природы. Все перечисленные соответствуют определенным критериям. А именно: расположены в безопасных сейсмических зонах, имеют снежный покров высотой не менее двух метров, а также имеют определенную инфраструктуру для подъема, спуска и оказания первой помощи.

    Описание наиболее популярных трасс

    Мамай

    Одно из самых удачных мест для занятий фрирайдом, которое за время его развития в нашей стране уже успело стать традиционным. Оно располагается на юге Байкала, может похвастаться благоприятным климатом, редким проявлением лавин и прочих опасных обстоятельств. Сезон для фрирайда составляет око пяти месяцев.

    Его склоны не окружены густым лесом, что способствует безопасному спуску. Длина слонов в среднем равна трем метрам, а перепады высот около 600 метров. Здесь присутствуют множество достопримечательностей и развитая инфраструктура. Следует отметить, что действует прокат лыж , благодаря которому каждый сможет арендовать или найти замену сломанному инвентарю (а такое не редкость) Поскольку прокат горных лыж в Санкт-Петербурге далеко, то возможность оного в Мамае – настоящее подспорье!


    Приисковый

    Лучшее место для активной и смелой молодежи, которая не менее активно занимается фрирайдом. Поселок Приисковый расположен в Сибири, в недрах гор Кузнецкий Алтау. Здесь расположено множество трасс, которые могут похвастаться отличным оснежением, а также относительно ровной поверхностью слонов и отсутствием густых лесов. В Приисковом отсутствуют подъемники, поэтому добираться до нужной трассы придется собственными усилиями.


    Аджигардак

    Является самым старым и известным горнолыжным курортом. Помимо отличной инфраструктуры и живописной природы он может предложит отличный выбор направлений, которые прекрасно подойдут для занятий фрирайдом. Здесь есть более десяти спусков, среднее длина колеблется 500 до 1800 метров, а перепад высот составляет 350 м. В Аджигардаке есть отличный сноупарк, юношеская школа для обучения и тренировки, а также множество подъемников, которые в значительной мере экономят силы для самого главного – занятия спортом.


    Перечисленные склоны – это лишь малая часть потенциала, который несет в себе значительный стимул для развития фрирайдинга в России, а также в мире. Места, упомянутые в таблице обладают примерно теми же характеристиками, которыми обладают описанные выше горнолыжные курорты.