• Как устроен аэропорт Домодедово. Взгляд изнутри на аэропорт с самым большим пассажиропотоком в России. Назначение и основные части аэродрома Аэропорт и все что с ним связано

    Площадь аэропорта Король Фахд в Саудовской Аравии – 780 км². Это в 7 раз больше площади Парижа – 80 кварталов французской столицы умещаются на 105 км². И на 25 км² больше площади Гамбурга (755 км²).

    Упаковка важнее любой наклейки: как упаковать хрупкие вещи в багаж

    22 июля 2019

    Поясним за новости: «Победа» продаёт собственные туры по всем направлениям

    19 июля 2019

    Европейские авиаперевозчики будут платить за задержку рейсов

    19 июля 2019

    Как путешествовать с друзьями - полезная памятка

    18 июля 2019

    Поясним за новости: над Пакистаном снова можно лететь спокойно

    18 июля 2019

    Самые весёлые ЛГБТ-заведения мира

    Аэропорты можно сравнить с городами не только по площади. Во многих отношениях современный воздушный порт организован как город. Там тоже есть администрация, бюджет, службы, которые следят за безопасностью и порядком. Рассмотрим устройство аэропорта чуть подробнее.

    От чего зависит устройство аэропорта

    От его размера. Большинство из нас под аэропортом подразумевают огромный комплекс с ангарами, терминалами, командно-диспетчерскими пунктами и взлетно-посадочными полосами с рабочим режимом 24/7. Но не все аэропорты отвечают этим стандартам.

    Маленькие аэропорты

    Аэропортом называют и куцую полоску асфальта среди травы и грязи, которую используют не больше двух-трех часов в день. Эти взлетно-посадочные полосы часто служат только одному или двум пилотам. Такие аэропорты могут не иметь никаких других структур, кроме взлетно-посадочной полосы (ВПП).

    Региональные аэропорты

    Организуют перелеты по одной стране, без международных рейсов. Часто региональные аэропорты обслуживают не только гражданскую авиацию, но и военную.
    В региональных аэропортах инфраструктура более развитая. Она включает ангары, радиовышки, средства для обучения пилотов, системы наблюдения за погодой. Такие объекты иногда располагают комнатами отдыха для пилотов, торговыми площадками, конференц-залами, топливохранилищем.
    Полный перечень объектов зависит от трафика и назначения аэропорта.
    В ангарах региональных аэропортов обычно размещаются самолеты с вместимостью до 200 человек.

    Международные аэропорты

    Организуют региональные и международные рейсы. Инфраструктура международных аэропортов дополняется магазинами беспошлинной торговли, станциями техобслуживания, транспортной системой внутри терминалов, зонами таможенного контроля.
    Взлетно-посадочные полосы и ангары таких аэропортов обслуживают самолеты разной вместимости. От частных - менее 50 человек на борту, до Airbus A380 - 853 пассажиров.

    Взлетно-посадочная полоса

    В региональных аэропортах может быть всего одна взлетно-посадочная полоса. В международных - от двух до семи. Длина ВПП зависит от веса самолетов. Например, для взлета Boeing 747 или Airbus A380 требуется ВПП длиной 3300 м. А для взлета воздушных судов вместимостью до 20 пассажиров достаточно 914 м.

    Полосы могут быть:

    • Одиночными. Инженеры планируют расположение ВПП с учетом преимущественного направления ветра.
    • Параллельными. Расстояние между двумя ВПП зависит от размера и количества самолетов, использующих аэродром: в среднем от 762 м до 1 310 м.
    • V-образными. Две взлетно-посадочные полосы сходятся, но не пересекаются. Такое расположение дает диспетчерам воздушного движения гибкость при маневрировании самолетов на ВПП. Например, при слабом ветре диспетчер будет использовать обе взлетно-посадочные полосы. Но если ветер усилится в одном направлении, диспетчеры будут использовать ту ВПП, которая позволяет самолетам взлетать против ветра.
    • Пересеченными. Пересекающиеся ВПП распространены в аэропортах, где преобладающие ветры меняются в течение года. Точка пересечения может находиться посередине каждой взлетно-посадочной полосы, в зоне порога, где приземляются самолеты, или в конце ВПП.

    Рулежные дорожки

    Помимо взлетно-посадочных полос аэропорт оборудован рулежными дорожками. Они связывают между собой все строения аэропорта: терминалы, ангары, стоянки, станции техобслуживания. Их используют для перемещения самолетов на взлетно-посадочную полосу или к месту стоянки.

    Светосигнальная система

    Во всех международных аэропортах одинаковая схема освещения. С помощью сигнальных огней пилоты могут отличать взлетно-посадочные полосы от шоссе ночью или в условиях низкой видимости. Маячковые огни, которые мигают зеленым и белым цветом, указывают на гражданский аэропорт. Зеленые огни отмечают порог или начало взлетно-посадочной полосы. Красные огни сигнализируют о конце полосы. Белые или желтые огни определяют края ВПП. Синие огни отличают рулежные дорожки от взлетно-посадочных полос.

    Как устроен аэропорт: терминалы

    В терминалах располагаются представительства авиакомпаний и службы, которые отвечают за организацию пассажирских перевозок, безопасность, багаж, пограничный, иммиграционный и таможенный контроль. Здесь же работают рестораны и магазины.
    Количество терминалов и общая площадь аэровокзальной зоны зависят от трафика аэропорта.

    Терминальный комплекс в аэропорту Хартсфилд-Джексон в американской Атланте занимает 230 000 м². В него входят внутренний и международный терминалы, 207 ворот к посадке/высадке пассажиров, семь конференц-залов, 90 магазинов и 56 пунктов обслуживания, где пассажиры получают необходимые услуги - от полировки ботинок до подключения к интернету.

    Обычно авиакомпании арендуют в аэропорту гейты. Но иногда они строят отдельные терминалы. Как, например, авиакомпания Emirates в Международном аэропорту Дубай. Помимо залов ожидания и выходов к самолетам, терминал Emirates предлагает 11 000 м2 торговых площадей, три спа-центра, два сада Дзен.

    Бортовое питание

    Еду для пассажиров самолетов готовят за пределами аэропорта. Ее доставляют на грузовике и загружают на борт. Ежедневно в один крупный аэропорт кейтеры поставляют тысячи обедов. Например, три поставщика питания каждый день обеспечивают аэропорт Гонконга 158 000 обедов.

    Система топливного обеспечения

    Во время рейса из лондонского Хитроу до малазийского Куала-Лумпур Джамбо Джет расходует около 127 000 литров топлива. Поэтому оживленные международные аэропорты продают миллионы топлива каждый день. В некоторых аэропортах для транспортировки топлива из хранилища до самолета используют автоцистерны. В других топливо перекачивают через подземные трубы непосредственно к терминалам.

    Система безопасности

    Пассажиры внутренних рейсов проходят паспортный контроль и контроль безопасности. Пассажиры международных рейсов проходят таможенный контроль, контроль безопасности и паспортный контроль.

    Аэропорты ищут запрещенные предметы с помощью комбинаций программного обеспечения и технологий скрининга- компьютерной томографии, рентгеновских аппаратов и систем обнаружения взрывных следов. При необходимости пассажиров подвергают личному досмотру или сканированию всего тела.
    Крупные аэропорты дополняют систему безопасности службами пожарной охраны и станциями скорой медпомощи.

    Как устроен наземный транспорт в аэропорту

    Система наземного транспорта обеспечивает прибытие пассажиров в аэропорт и транспортировку из воздушного порта в город.

    Обычно система наземного транспорта включает:

    • Дороги в аэропорт и из аэропорта.
    • Парковки для автомобилей.
    • Службы аренды транспорта.
    • Рейсы транспортировки пассажиров в местные отели и к автостоянкам.
    • Общественный транспорт - муниципальные автобусы и метро.

    Большие аэропорты оборудованы внутренней трансферной системой. Она включает в себя траволаторы, мини-автомобили, автоматические поезда или автобусы.

    Внутренняя трансферная система помогает пассажирам быстрее попадать из одного терминала в другой или к воротам терминала.

    Бюджет

    Аэропорты - это огромные предприятия. Аэропорт Денвера в США стоит около 5 миллиардов долларов. Расходы на его обслуживание составляют 160 миллионов долларов в год. В то же время ежегодный доход государства от аэропорта - 22,3 миллиарда долларов.
    Аэропорты, как правило, владеют всеми объектами на своей территории. Они сдают их в аренду авиакомпаниям, розничным магазинам, поставщикам услуг. Еще несколько статей доходов воздушных портов занимают сборы и налоги на авиабилеты и услуги - топливо, паркинг. Большинство аэропортов являются самообеспечивающимися предприятиями.

    Персонал

    Около 90 процентов сотрудников аэропортов работают на частные компании: авиакомпании, подрядчики, арендаторы. Остальные 10 процентов работают на аэропорт: администраторы, обслуживающий персонал, служба безопасности.

    Аэропорт не так просто устроен, как может показаться на первый взгляд. Это комплекс сооружений, который построен по специальной схеме.

    Что, кроме взлетной полосы и аэровокзала, имеется в аэропорту

    Прежде всего, главной составляющей аэропорта является аэродром, откуда отправляются и куда прилетают воздушные судна. В свою очередь аэродром состоит из летного поля. Чтобы было понятнее, это взлетные и посадочные полосы, рулежные дорожки и перрон. На территории аэродрома также находятся службы, которые управляют движением воздушного транспорта.

    Вторая составляющая комплекса сооружений – это пассажирский терминал. В крупных городах он может быть очень большой с более чем одним аэровокзалом, где и осуществляется обслуживание пассажиров. На аэровокзале находится большая часть сооружений. Именно в пассажирском терминале располагаются:

    Представительные пункты различных авиакомпаний;

    Служба, которая занимается организацией пассажирских перевозок;

    Всевозможные службы безопасности;

    Места для хранения багажа;

    Иммиграционная, таможенная и пограничная служба;

    Места для отдыха и приятного времяпровождения пассажиров (магазины, кафе, книжные лавки, развлекательные комнаты для детей, комнаты матери и ребенка и так далее).

    Третья составляющая аэропорта – это грузовой комплекс, где осуществляется погрузка на борт воздушного транспорта различного груза и почты. На территории грузового комплекса имеются крытые складские помещения, а также средства, с помощью которых производится доставка, погрузка и разгрузка товаров, вещей, почты.

    Дополнительные сооружения в аэропорту

    Неотъемлемой составляющей аэропорта является диспетчерская вышка, откуда осуществляется контроль над всеми действиями воздушных суден. Если аэропорт отличается внушительными размерами, в дополнение к вышке устанавливаются диспетчерские пункты, за каждым из которых закреплена своя зона ответственности. Также важнейшей составляющей является служба электрорадиотехнического обеспечения полётов, откуда диспетчера связываются с пилотами и контролируют каждый самолет, который вылетел из их аэропорта и который должен приземлиться на их территории.

    Итак, перечислены все составляющие комплексы аэропорта. Но каждый аэропорт является уникальным сооружением, поэтому, помимо вышеперечисленных сооружений, на территории аэропорта могут находиться и другие объекты, которые предназначены для приятного времяпровождения пассажиров во время ожидания своего рейса.

    Работа аэропорта изнутри похожа на жизнь города-государства. Руководство определяет стратегическое направление, а небольшие зоны, как административные единицы, ведают повседневными делами. Их забота - связи с общественностью, человеческие ресурсы, финансовые и юридические обязанности. На страже порядка стоят полицейские, безопасности - пожарные. И целые команды берегут чистоту и обеспечивают провиант. «Гастроном» тоже есть. Разные элементы механизма складываются в потрясающе стройную систему, где все работает для того, чтоб поднять тебя с земли и вернуть обратно целым(-ой), невредимым(-ой) и довольным(-ой). , ты уже знаешь, теперь для особо любопытных рассказываем, как все устроено.

    Рабочий день самолета

    1. Приземление

    2. Высадка пассажиров

    3. Уборка мусора, опорожнение уборных

    4. Разгрузка багажа

    5. Разгрузка фрахта

    6. Заправка самолета

    7. транзитная проверка (проверка внешнего состояния и основных узлов самолета)

    11. Обеспечение водой

    12. Посадка пассажиров

    13. Вылет

    Действия в любой точке аэропорта можно определить в одну из двух категорий:

    1. Услуги для авиаперевозок. Это все, что происходит за гейтом - перед ангаром, на рулежной дорожке, взлетно-посадочной полосе или в отделе технического обслуживания, ремонта и эксплуатации. Каждый подобный сервис обслуживает работу самолета: Управление Воздушным Движением (ATC), радионавигация, освещение, буксировка, заправка, очищение от обледенения, операции с багажом и прочее.

    2. Другие услуги (не для авиаперевозок). Действия «на земле»: управление пассажирами, парковка, duty-free, выдача багажа и т. д.

    На какие зоны разделен аэропорт?

    Аэродром и приаэродромная территория

    Тут происходят взлеты, посадки, руления, стоянки и обслуживание воздушных судов. Составные части аэродрома - летное поле, взлетно-посадочная полоса, перрон, где происходит разгрузка самолета (в том числе и высадка пассажиров) и лоцируются кратковременные стоянки и разгрузка. И места стоянки - специальные участки для технического обслуживания и длительной стоянки воздушного судна. А приаэродромной территорией называется пространство, над которым в воздухе маневрируют самолеты.

    Служебно-техническая территория (СТТ)

    Здесь проходит обслуживание пассажиров, обработка грузов и почты, техобслуживание и топливообеспечение самолетов. Здесь же работает административный персонал.

    На СТТ аэропорта размещены вспомогательные здания (склады, база аэродромной службы и др.) и отдельные сооружения УВД, Управления Воздушным Движением, - радионавигации, посадки, служб очистки и водозабора. Служебно-техническая территория заведует всем, что в аэропорте попадает в поле зрения обычного пассажира. Частично она функционирует как бизнес-центр, управляет местным общепитом, зонами отдыха и другими видами неавиационной деятельности, которая, однако, обеспечивает тебе комфортные перелеты.

    Из чего состоит аэровокзал?

    1. Зона до контроля (Pre-Security)

    1. Входной контроль

    Пункт факультативный. Входной контроль - самая непридирчивая проверка, с которой сталкиваешься в здании аэровокзала. Здесь располагаются первые багажные ленты и рентген-аппараты. Эта формальность обеспечивает безопасность на территории аэропорта.

    2. Розничные магазины и рестораны

    Забыл(-а) накупить сувениров? Не любишь обедать на борту самолета? Еще до прохождения контроля в здании аэровокзала можно потратиться и наесться. В небольших магазинах кроме памятных подарков и продуктов обычно продают некоторые мелочи, которые внезапно могут понадобиться во время прохождения контроля. Например, баночки для жидкостей объемом 100 мл (если вдруг везешь это в ).

    3. Стойка регистрации и сдачи багажа

    Первым пунктом полетного церемониала является (если ты не сделал(-а) это онлайн) и сдача багажа. Аэропорты разных стран к этой процедуре подходят по-разному: в США, к примеру, работник забирает твой чемодан и ставит на конвеер вручную, а в аэропортах Европы персонал обычно сидит за рабочим столом, пока пассажир водружает на ленту, которая ведет к основному конвейерному ремню - человеческое вмешательство минимальное.

    Зарегистрированные пассажиры распределяются системой по своим рейсам в списке, который составляется до конца чекина. Одновременно делится и багаж по соответствующим ярлыкам. Сейчас это все чаще происходит автоматически: онлайн-системы самостоятельно, исключая всякую ручную работу, отправляют багаж на нужный рейс в одно и то же время.

    2. Зона после контроля (Post Security)

    1. Зоны таможенного и пограничного контроля (для рейсов за границу)

    Как и на наземных пограничных пунктах, для выезда за пределы государства нужно пройти паспортный контроль. Обычно окошки разделяются на «Для граждан страны N» (For N citizens) и «Для всех » (All passports, All nationalities). Процедура стандартная. В зоне таможенного контроля, если нужно, декларируешь свое имущество. Если необходимости для бюрократичных мук нет - проходишь через зеленый коридор (Nothing to declare). Если таможенная декларация нужна, направляйся по красному коридору (Goods to declare).

    2. Зона предполетного досмотра (Security check)

    После регистрации, сдачи багажа и, возможно, паспортного и таможенного контроля каждый пассажир осматривается вместе с ручной кладью. Любые отклонения от правил страны или просто язык тела могут потребовать тщательного изучения и вторичного скрининга. Обувь даже с небольшим каблуком меняй на бахилы, снимай часы, ремни и украшения и вытряхивай из карманов всю металлическую мелочь. Именно здесь у тебя могут конфисковать слишком большую банку песто или французский голубой сыр, который не вписывается в заданные параметры провоза. Каждый человек, проходящий предполетный досмотр, был занесен в список при регистрации. Этот документ, манифест, важен не только чтоб пассажиры не растерялись: он дает данные о коэффициенте загрузки и является важным элементом в следственной цепочке, если что-то пойдет не так.

    3. Зона вылета: комната ожидания, лаундж, рестораны, duty-free

    Между предполетным досмотром и вылетом тебя ждет встреча с залом ожидания. В зоне вылета созданы все условия, чтоб до начала путешествия (т.е. сигнала о начале посадки) или во время пересадки ты не успел(-а) предаться хандре. Пространство генерирует рай ретейлинга, каким только он мог бы быть: магазины, количество которых ограничивает разве что размер терминала, рестораны и лаундж-зоны. Когда начинается посадка, именно оттуда, от нужного гейта, тебя транспортируют в самолет - пешком, по рукаву или на автобусе.

    4. Зона прилета: паспортный контроль, возврат багажа, таможенный контроль

    Правила движения в зоне прилета аэропорта такие же, как при посадке. Только наоборот. Те же самые процедуры выстраиваются в противоположном порядке: сначала (если нужно) предъявляешь паспорт, затем ловишь на ленте понравившийся чемодан (о том, что делать, если твой багаж потеряли, ), а после того, также только при необходимости, проходишь таможенный контроль. Voila, полет закончен!

    Фото - unsplash.com

    В современном мире, авиапутешествия становятся все более доступными, а с учетом скорости перемещения - и более выгодными, поэтому люди проводят аэропортах немало времени, а для многих аэропорт - как второй дом. Что видит пассажир, попадая в аэропорт? Стойку регистрации, зал ожидания и... всё, как правило. Но аэропорт, это множество служб и людей, которые обеспечивают его бесперебойную работу, комфорт пассажиров и безопасность полётов.

    Введенный в эксплуатацию в прошлом году современный терминал аэропорта Самары распахнул свои двери в самые закрытые помещения для самарских и тольяттинских блогеров. В их числе, удалось посмотреть работу аэропорта и мне. Хотите взглянуть на то, что скрыто от глаз обычных пассажиров? Тогда прошу под кат.

    Погодные условия в день съёмки были довольно суровые - мороз около -20°С и пурга. В такую погоду, перед вылетом, все самолёты проходят обязательную обработку антиобледенителем.
    (все фотографии по клику открываются в размере побольше)

    1. К самолёту подъезжает специальный автомобиль - деайсер. На конце механической руки в люльке находится человек.

    2. Объезжая самолёт по кругу, несущие и управлящие элементы самолёта поливают антиобледенителем.

    3. В это время на ВПП проходит уборка снега - ничто не должно мешать самолётам взлетать или садиться. Новые современные снегоуборщики Volvo позволяют автоматически регулировать положение отвала так, чтобы он не цеплял покрытие ВПП.

    5. А на стоянке уже закончено предполётное обслуживание, последние пассажиры проходят на борт.

    6. Всё проходит под постоянным контролем.

    7. Снег в этот день сыпал почти без перерывов, поэтому уборка перрона не прекращается ни на минуту.

    10. Управлять аэродромным тягачом непростая и очень ответственная работа.

    11. Самолёт выкатывают на рулёжную дорожку.

    12. Здесь уже ждёт автомобиль сопровождения, который проводит самолёт на ВПП.

    13. Реактивные струи воздуха из двигателей поднимают снежную пыль и всё растворяется в тумане.

    14. Вернёмся с морозной улицы в тёплое помещение аэровокзала. Неподалёку от входа в здание располагаются билетные кассы, так что если вы не успели или не смогли приобрести билет в городе, или, провожая друзей, у вас возникло непреодолимое желание отправиться в путешествие вместе с ними - вы можете это сделать непосредственно в аэропорту.

    15. Приветливые кассиры помогут вам выбрать наиболее удобный рейс по выбранному вами направлению.

    18. К сожалению, не все люди способны оставаться в рамках приличий и вести себя корректно. Всё, чем они недовольны, пассажиры высказывают милым девушкам на стойке регистрации.

    19. И хотя их задача только проверить документы, принять багаж и зарегестрировать пассажира на рейс...

    20. ...они с неизменной улыбкой ответят на ваши вопросы и помогут решить любую проблему.

    21. После регистрации багаж попадает на досмотр. Здесь специальная система просвечивает рюкзаки и чемоданы и окрашивает содержимое в различные цвета, в зависимости от типа материала, из которого они сделаны. Если всё в порядке, на чемодан клеется отметка, в противном случае, если что-то вызвывает подозрения, багаж откладывается в сторону, пассажира вызывают по громкой связи и просят открыть и показать, что он перевозит.

    24. Пройдя досмотр, сумки и чемоданы по ленточному конвейеру попадают в багажное отделение.Слева, за сеткой, видно багажное отделение международных рейсов.

    26. Багаж перекладывают на тележки в соответствии с рейсом.

    27. Маленькая дизельная Toyota - весьма маневренный автомобильчик. Вот бы на нём прокатиться! :)

    28. Руководитель ПДСП серьёзен - непривычно видеть в закрытой зоне посторонних, которые пытаются безнаказанно залезть везде, где возможно. :)

    29. Брифинг рум. Тут пилоты готовятся к полёту - смотрят метеосводки, изучают флайт-планы на предстоящий полёт, получают сборники авиационных карт и схем, массу другой необходимой информации, а также проводят брифинги со старшими бортпроводниками.

    30. Всю документацию пилоты получают у штурмана. Кстати, Владимиру Николаевичу 71 год, но разве по нему скажешь?

    31. Обязательная процедура - предполётный медосмотр.

    32. Пройдя его уже можно в спокойной обстановке изучить полученные документы.

    36. Перемещаемся из офисных помещений - в подсобные. Система водоснабжения аэровокзала - все чисто и аккуратно, даже не привычно.

    38. Система вентиляции и кондиционирования полностью автоматизирована, управляется и контролируется с компьютера в кабинете. Посещение персоналом требуется только для смены фильтров - воздух в помещениях аэровокзала должен быть чистый и свежий.

    Без права на ошибку — именно так кратко можно описать работу если не самого, то одного из самых опасных и сложных в мире аэропортов, который находится в Гималаях. Никаких вторых заходов, никаких выкатов за полосу — что-то пошло не так, и у нас 15-18 трупов. Короткий разбег, отрыв от края пропасти, торможение перед отвесной стенкой, наклон взлётки в 12 градусов — всё это особенности аэропорта "Тенцинга и Хиллари" в Лукле.

    Полетаем?

    Более подробно о том, как всё там устроено — читайте ниже!


    Высоко, высоко в горах...

    Во времена первовосходителей на Эверест, до Луклы, небольшой деревеньки на высоте 2860 метров, добирались из Катманду пешком за 3 недели. Все грузы, естественно, несли на себе портеры. Экспедиции на Эверест затягивались на долгие месяцы. Первый покоритель высочайшей на планете вершины Эдмунд Хиллари отблагодарил эти края, создав фонд, на средства которого и начал развиваться горный Непал. Над реками перекидывались мосты, в деревнях строились больницы и школы, обустраивались горные тропы. Строительный материал нужно было сюда чем-то завозить, поэтому в 1964 году в наиболее ровном и подходящем месте отсыпали гравийную взлётку, которая начала принимать легкие самолёты из Катманду. В 2001 году гравий залили битумом, положили сверху асфальт и построили новое здание терминала. А сам аэропорт переименовали из "Луклы" в "Тенцинга и Хиллари".

    В чём же экстремальность этого аэропорта, о которой везде говорят и пишут? Всё просто: представьте, что вам нужно посадить самолёт с 18-ю пассажирами на палубу авианосца, с одной стороны которой 700-метровая пропасть с речкой на дне, а с другой — отвесная стенка "четырёхтысячника". И между ними — всего 527 метров. Представили? А теперь дополните картину тем, что этот авианосец тонет, и его корма поднялась над носом на 60 метров. Да-да, именно таков перепад высот между торцами взлётной полосы — целых 12%. Наблюдая из окна терминала за самолётами, уходящими на взлёт, кажется, что они съезжают прямиком в Преисподнюю.

    Но, нет: еще несколько секунд, и они вновь предстают взору, взмывающими в небо над пропастью.

    Торцы полосы пронумерованы цифрами: 24 — для взлёта, 6 — для посадки, чтобы, не дай бог, не перепутать. Уклон полосы сделан специально, чтобы облегчить взлёт и посадку. Взлетаешь — катишься под горку и набираешь дополнительную скорость, садишься — въезжаешь в гору и тормозишь.

    Здесь не работают никакие системы навигации и помощи при посадке. Ну, кроме радиосвязи с диспетчером. Все взлёты и посадки пилоты осуществляют исключительно визуально. Без права на ошибку, которую, как известно, горы не прощают. Подход к ВПП зажат высокими горами, поэтому развернуться тут крайне непросто. А после пересечения реки Дудх-Коси на дне ущелья, и вовсе невозможно делать какие-либо маневры, вроде второго захода — сажай или умри. По наблюдениям туристов, которые находятся в полёте близко к открытой кабине, перед заходом на посадку пилоты молятся — прикладывают руку к губам, к голове и приборной доске.

    Катастрофы

    Наверняка вы спросите про "несчастные случаи на стройке". Конечно же они были, и не раз. В основном, катастрофы с жертвами случаются при посадке — либо от сильного удара о взлётку, либо от удара о скалу. Случалось это в 1991-м (погибло 14 человек), 2004-м (3 человека), 2008-м (18 человек) и в 2017-м (1 человек). На взлёте тоже были крушения: в 1973-м, 1992-м и 2005-м. Но тогда обходилось без жертв — было повреждение корпуса или шасси самолёта, с последующим его списанием. О том, что не всё так просто в этом аэропорту, говорят двери самолётов, которыми местные огораживают свои садовые участки.

    Еще одна крупная катастрофа 2010 года, в которой погибло 14 человек, произошла не в самой Лукле, но по её "вине". Самолёт, вылетевший из Катманду, из-за неблагоприятных погодных условий в Лукле развернулся обратно и вследствие отказа генератора упал в 24 километрах к югу от Катманду.

    Испугались? Но вы не приняли во внимание то, что все эти катастрофы произошли за 54 года работы аэропорта! Такой низкий процент аварийности объясняется высоким мастерством пилотов, выполняющих регулярные рейсы из Катманду в Луклу. А за год этими рейсами перевозят около 25000 туристов, идущих к Эвересту или на него.

    Посадка в аэропорту Луклы — аттракцион не для слабонервных. В сети можно найти массу видеозаписей, на которых в момент соприкосновения шасси с полосой слышны крики испуга. В том числе и мужские.

    "Девушка, когда следующий самолётик до Катманду?"

    Аэропорт Тэнцинга и Хиллари принимает самолёты только в светлое время суток с 6:30 до 15:30 часов. Но не подумайте, что работает он по расписанию. Как я уже говорил, взлёт и посадка осуществляется только визуально, поэтому при плохих погодных условиях полёты прекращаются. Порою, туристы могут неделю сидеть в Лукле, в ожидании синего неба над головой. Цены на жильё в это время взлетают до небес, люди теряют билеты на рейсы из Катманду к себе домой, опаздывают на работу, молятся богам и погодным сайтам. Но когда появляется погодное окно, и полёты возобновляются, то требуется еще пара дней, чтобы вывезти отсюда скопившуюся толпу. Составляют списки, графики, все ругаются, кричат, плачут.

    Можно, конечно, плюнуть на всё и купить билет на вертолёт до Катманду за 500$, что в 3 раза дороже билета на самолёт. "Вертушки" летают и при плохих погодных условиях, кроме сильного тумана. В Катманду вам вернут деньги за авиабилет, тем самым как-то возместив затраты. Есть еще один вариант добраться из Луклы до цивилизации — пройтись пешком за 3-4 дня в ближайший населённый пункт (Jiri, Phaplu или Salleri), откуда можно уехать наземным транспортом. Но путь этот не из лёгких, учитывая общую усталость после эверестовского трека. Мы должны были вернуться в Phaplu (откуда и пришли) пешком, но отказались, купив билеты на самолёт.

    Совет улетающим: имейте с собой запасные 400-500$ и закладывайте лишних 2-3 дня на поездку. И не берите билеты из Катманду впритык к прибытию из Луклы. Даже при хорошей погоде можно просидеть день в ожидании своего рейса, как это сделали мы. Вылететь должны были в 9, а по факту получилось только в 13 часов — рейсы задержали из-за высокой загрузки аэропорта Катманду.

    Первым делом самолёты!

    Авиалиния Катманду—Лукла обслуживается четырьмя авиакомпаниями: Sita Air, Nepal Airlines, Tara Airlines, и Yeti Airlines. Их офисы есть в Лукле — там же можно купить билеты. В некоторых населённых пунктах, вроде Намче Базар, есть агентства, которые за небольшую комиссию могут купить вам билеты по телефону. Стоимость билета в одну сторону — $170. Если вас много, то могут дать групповую скидку.

    В Лукле могут сесть и взлететь только самолёты с с укороченным взлётом и посадкой. К примеру, немецкие Dornier 228 и канадские DHC-6 Twin Otter. Dornier легко узнать по длинному носу, в котором размещается дополнительное багажное отделение. Самолёты не новые, но поддерживаются в исправном состоянии, иначе аварии могут создать плохую репутацию, что убьёт всю экономику этих мест.


    Грузоподъёмность этих самолётов — 1,5-2 тонны. А на борт по паспорту они берут 20 человек. Несложно посчитать, сколько груза может взять с собой каждый пассажир, разделив 2 тонны на 20 и убавив результат на средний вес человека в одежде и с ручной кладью. Получившиеся 20-30 килограмм совсем ни о чём, ведь для восхождения необходимо везти большое количество снаряжения. Перегрузка для такого самолёта очень чувствительна — из-за неё на взлёте совсем недавно в Катманду разбился самолёт с туристами. Поэтому количество пассажиров сейчас ограничивают 15-18 пассажирами.


    В цену билета включен провоз 10 кг груза и 2-3 кг ручной клади. Если вес багажа проверяют, то на ручную кладь часто не обращают внимания.

    Терминал

    Терминал аэропорта — небольшое помещение, в котором постоянно толпы народа, шум, гам и толкотня. Компании требуют приходить на регистрацию за час, но не обещают вам своевременного отлёта. Если рейс задерживается, то в одном помещении скапливаются люди на несколько рейсов вперёд.

    Багаж взвешивают и забирают грузчики, спуская сумки и рюкзаки по металлической горке в тележки. А пассажиры с ручной кладью проходят раздельный для женщин и мужчин контроль — рамка металлоискателя и быстрое ощупывание.

    "Чистая зона" находится на первом этаже терминала и там очень холодно. Если просидеть несколько часов в ожидании рейса, можно основательно замёрзнуть. Поэтому лучше всего будет взять пару тёплых вещей с собой.

    Есть буфет, где можно подкрепиться чипсами, батончикамии и фруктами.

    В хорошую погоду высадка и посадка пассажиров происходят моментально, без перерывов на дозаправку и обслуживание. Самолёт приземлился, заехал в "карман", подъехал к терминалу, высадил людей, выгрузил багаж, и вот уже возле него стоит новая очередь на погрузку.

    Пока пассажиры рассаживаются, прилетает следующий самолёт, который подруливает и встаёт за первым. А тот уже начинает рулёжку на полосу. И так по кругу, как карусель.

    Бывает, что прилетает "грузовой" рейс, доверху забитый коробками с баночным пивом "Everest" и бутылками с водой, "Фантой", "Колой" и "Спрайтом". Отсюда этот ценный груз и начинает своё многодневное путешествие на мулах и яках к самому подножью Горы.

    Мы как раз и летели на таком рейсе, дождавшись, когда его разгрузят.

    В салоне самолёта довольно тесно — туда не возьмёшь крупные сумки, так как их просто некуда будет ставить. Всё своё можно держать только на коленях.

    Даже в таком маленьком самолёте есть стюардесса, которая приглашает на посадку, проверяет ремни и иногда раздаёт тампоны для ушей, чтобы не оглохнуть от шума двигателей.

    Поехали!

    И вот самолёт стоит на отметке "24", двигатели переходят на полные обороты.

    Самолёт катится, разгоняется и у самого края пропасти отрывается от полосы. Дух захватывает!

    В замызганных стёклах иллюминаторов открываются потрясающие виды на лесистые горы и заснеженные вершины.

    Если хотите увидеть Эверест, нужно садиться на правую сторону, когда летите из Луклы и на левую, если из Катманду.

    Но даже если не увидите Эверест, то рассматривание террас — уже эстетическое удовольствие:)

    Время полёта — всего 45 минут. Всё это время самолёт летит на небольшой высоте, облетая крупные скопления облаков — потрясающее зрелище!

    В Катманду вы попадаете в терминал для внутренних авиарейсов. Что тут творится на выдаче багажа — не передать словами! Нужно пробиваться через толпу, выискивать глазами свои сумки и кричать, указывая на них. А потом еще выходить с ними обратно, держа багаж над головой.

    Но при всех сложностях и страхах, полёт в Луклу на самолёте или обратно — хорошая возможность увидеть Катманду сверху, и это практически отдельный пункт программы знакомства с Непалом.