• Коридор вазари во флоренции как попасть. Тайный коридор для династии Медичи: Коридор Вазари во Флоренции. Коридор Вазари на карте Флоренции

    Каждый итальянский город - музей под открытым небом, вход в который открыт для всех любознательных туристов. Прогуливаясь по историческому центру Флоренции, невозможно не обратить внимание на Палаццо Веккьо и Палаццо Питти, соединенные коридором Вазари - одной из самых интересных достопримечательностей города. 750-метровая «воздушная арка», расположенная над рекой Арно, служит не только переходом между дворцами, но и хранилищем известнейших произведений искусства. В галерее Вазари находится около 700 картин, представляющих огромный интерес для ценителей искусства. Однако с 2001 года коридор закрыт для посетителей - туристов туда пускают маленькими группами по предварительной записи.

    История создания Corridoio Vasariano

    Задумка построить крытый переход между двумя дворцами возникла в середине 16 века. Герцог Тосканский Козимо I принял решении переселиться из Палаццо Сеньории (позднее - Веккьо), в котором в то время находился зал заседаний правительства, в более просторный дворец. Для этих целей он выбрал Палаццо Питти. В 1564 году Козимо Медичи приказал архитекторам соорудить галерею, которая бы соединила оба дворца. Строительство коридора Вазари длилось 6 месяцев. Переход позволил герцогу, его семье и титулованным гостям свободно пересекать реку Арно, разделявшую жилую резиденцию Медичи и дворец правительства.

    Строительство коридора Вазари было приурочено к торжественному событию - свадьбе сына Козимо Франческо Медичи и представительницы династии Габсбургов Джованны Австрийской. Разработку проекта «воздушного моста» герцог поручил зодчему Джорджо Вазари, ранее участвовавшему в строительстве главных флорентийских палаццо. В одном месте галерея примыкает к церкви Санта Феличита, там было сделано окно с небольшим балконом для того, чтобы герцог мог беспрепятственно посещать службы и оставаться незамеченным.

    Именно в то время расположенные поблизости мясные лавки были заменены по приказу правителя ювелирными магазинами. Такие меры были предприняты для того, чтобы устранить неприятные запахи, раздражавшие именитых гостей. Коридор Вазари множество раз реставрировался, однако его внешний вид практически не изменился. На стенах прохода по-прежнему можно увидеть маленькие круглые окна, закрытые решетками. Только в 1939 году на одном из участков галереи появились панорамные окна, из них открывается прекрасный вид на реку Арно.

    Описание галереи

    Corridoio Vasariano начинается «Холлом Пятисот», который изначально представлял собой просторный барак, а позднее был переделан в зал торжественных приемов. Далее расположены залы, принадлежащие галерее Уффици, именно здесь находятся первые выставки. Коридор Вазари примыкает к дворцу Питти со стороны сада, который сам по себе является интересной достопримечательностью Флоренции. На его территории находятся красивые скульптуры, фонтаны и гроты (например, знаменитый грот Венеры). Переход примечателен еще и тем, что по нему в разное время прогуливались известные исторические личности - от Козимо Медичи до Бонапарта.

    Сокровища галереи

    В экспозиции галереи Вазари - более 700 картин 16-17 веков, принадлежащие кисти римских и неаполитанских мастеров, а также уникальное собрание автопортретов великих художников. Единственная в своем роде коллекция насчитывает 1400 картин. В Corridoio Vasariano можно увидеть автопортреты известных живописцев:

    • Рафаэля Санти;
    • Диего Веласкеса;
    • Питера Пауля Рубенса;
    • Бориса Кустодиева;
    • Ореста Кипренского;
    • Марка Шагала;
    • Ивана Айвазовского.

    Традиция размещать на стенах галереи автопортреты художников была начата представителями династии Медичи. Картины приобретались в разных уголках Европы. Позднее некоторые живописцы начали дарить правителям Флоренции собственные работы. Об уникальности коллекции говорит и тот факт, что в ней представлены только авторские подлинники (единственное исключение - средневековая копия автопортрета Дюрера).

    В начале коридора Вазари размещены неотреставрированные полотна, которые пострадали в результате взрыва начиненного взрывчаткой автомобиля - инцидент произошел в 1993 году. Сохранившиеся фрагменты картин были собраны, подобно мозаике, и наклеены на черное полотно без дорисовок.

    Можно ли посетить коридор Вазари

    Сегодня достопримечательность закрыта для посещения, однако ее все же открывают несколько раз в год - в честь важных государственных праздников. Кроме того, галерею можно посетить в составе экскурсионной группы, но договариваться о визите следует заранее. Максимальное количество человек в группе - 15. Кроме посещения коридора Вазари, можно запланировать завтрак на террасе в галерее Уффици. Экскурсии проводятся на итальянском языке, поэтому не забудьте приобрести вместе с билетом аудиогид. Фотографировать картины строжайше запрещено.

    Коридор Вазари, являющийся достопримечательностью Флоренции, соединяет между собой две другие яркие городские достопримечательности: галерею Уффици и Палаццо Питти.

    История достопримечательности

    Предыстория достопримечательности началась в середине XVI века. Герцог Тосканский Козимо I решил переехать из Палаццо Сеньории (где в ту пору находился не только дворец семьи Медичи, но и зал заседаний правительства) в дом попросторнее – многочисленное семейство уже не могло свободно размещаться в старом доме.

    Для этих целей был приобретен бывший дом банкира Питти, Палаццо Питти . А дворец Синьории с тех пор стал называться «старый дом», т.е. Палаццо Веккьо.

    В 1564 году тосканский правитель Козимо Медичи отдал архитекторам указание соорудить крытую галерею , которая бы соединяла между собой Палаццо Веккьо (дворец тосканского правительства) и Палаццо Питти, резиденцию самого Козимо I.

    Этот тайный переход позволил бы членам семьи Медичи или членам правительства свободно (а главное, тайно) перемещаться из одного дворца в другой , не выходя в город.

    Строительство «воздушного моста» было приурочено к грандиозному событию в семействе Медичи – в честь свадьбы сына правителя Козимо, Франческо Медичи, и Джованны Австрийской из династии Габсбургов.

    Автором грандиозного проекта стал архитектор Джорджо Вазари (1511-1574) , который также принимал участие в строительстве основных дворцов Флоренции. Строительство перехода Вазари шло в течение пяти с половиной месяцев.

    В одном месте Коридор почти вплотную прилегает к церкви Санта Феличита . В стене прорубили специальное окно для герцога, и он мог бывать на любой из служб, находясь на своем импровизированном балкончике. Причем он сам мог видеть службу, но его самого не видел никто из прихожан.

    В то время, пока шло строительство, на территории моста Понте Веккьо через реку Арно все мясные и рыбные лавки были перенесены, а на их месте расположились ювелирные магазины . Это было сделано для того, чтобы неприятные запахи не раздражали именитых гостей.

    Переход сохранился практически в первозданном виде, несмотря на множественные реставрации. Маленькие, забранные решетками, круглые окна в стене остались такими же, каким были при герцоге. А вот участок перехода над мостом через Понте Веккьо оборудован уже панорамными окнами – это было сделано в 1939 году по личному приказу Бенито Муссолини, который водил по коридору Вазари именитых гостей, и с гордостью демонстрировал панорамный вид из окон на реку Арно.

    Последний отрезок крытого перехода Вазари был отреставрирован в 2013 году . Здесь находятся автопортреты уже современных художников: любой из мастеров почтет за честь прислать автопортрет в галерею.

    На сегодняшний день Коридор Вазари является частью музея Уффици . А во дворце Питти находится музей семьи Медичи: в числе экспозиций – королевская мебель, одежда герцогской семьи, предметы быта, серебро и ювелирные изделия той эпохи.

    Описание

    Коридор начинается с «Холла Пятисот» , который был построен по указанию Савонаролы. Холл первоначально представлял собой вместительный барак, где размещались около 500 жителей Флоренции (отсюда и название). Позднее герцог Козимо приказал архитектору Вазари переделать это помещение в зал торжественных приемов.

    Затем следуют залы, относящиеся к галерее Уффици – здесь начинаются первые экспозиции . И затем, собственно, прогулка по длинному переходу. Небольшая дверца в стене галереи Уффици ведет в саму Историю.

    Протяженность перехода – более 750 метров . При этом он не соединяет дворцы напрямую: начинается коридор на стороне Дворца Веккьо (по южной его стороне), затем огибает галерею Уффици и, пересекая реку, соединяется с Палаццо Питти.

    Коридор проходит через дворец Питти и заканчивается в садах на территории дворца (сады Боболи) . Сады эти тоже привлекательны в плане архитектуры и садового дизайна – скульптуры, фонтаны и гроты. Наиболее известный из них – грот Венеры, к строительству которого также причастен и Джорджо Вазари.

    Примечателен коридор тем, что по нему прогуливалось множество влиятельных исторических деятелей, от Козимо Медичи и Папы Римского до Бонапарта и Бенито Муссолини.

    В этой крытой галерее представлено самое большое собрание автопортретов итальянских художников . Однажды, побывав на приеме в доме одного флорентийского врача, тосканский правитель обратил внимание на большую коллекцию автопортретов, которые собирал хозяин дома (в их числе автопортреты Рафаэля Санти, Рубенса, Диего Веласкеса, Джорджо Вазари). Козимо уговаривал врача продать ему эти картины, но владелец отказался это сделать.

    Врач этот был человеком одиноким, без семьи и наследников, поэтому герцог справедливо опасался, что прекрасные шедевры живописи могут затеряться или попасть в руки мошенников.

    Тогда Козимо Первый приказал придворным художникам тайно сделать копии с этих портретов . После смерти врача часть портретов нашла новых владельцев, а уцелевшие картины герцог Козимо перевез во дворец – именно они и составили костяк основной коллекции.

    Позже, узнав об этой коллекции, многие итальянские художники стали присылать герцогу автопортреты . Традиция продолжилась и после смерти герцога Козимо, и даже после того, как династия Медичи перестала существовать.

    Последняя супружеская пара Медичи – Анна Мария Луиза и ее муж Иоганн Вильгельм – не имея собственных наследников (из-за чего и была прервана династия), передали все собрание картин городу Флоренции. Часть картин находится сегодня в коридоре Вазари, а часть составляет великолепие галереи Уффици. Но при этом Анна Мария поставила условие: все картины не должны никогда покидать пределы Флоренции, а также быть доступны любому желающему.

    Помимо коллекции автопортретов, в галерее Вазари собраны картины итальянских живописцев XVI-XVIII веков. Всего в коллекции собрано более 1400 картин.

    Правда, некоторая часть картин пострадала при взрыве, который прозвучал у стен галереи Уффици в 1993 году. Тогда многие картины были повреждены осколками, и некоторые до сих пор не восстановлены. Такие картины выставлены в самом начале экспозиции.

    Возможность увидеть коридор Вазари своими глазами доступна не всем, но вы можете взглянуть на него в этом видео:

    Время работы, стоимость билетов

    В настоящее время Коридор Вазари частично закрыт для посещения туристами. Открывается он только несколько раз в год, на ряд государственных праздников.

    Также возможно посетить коридор в составе групповой экскурсии, которые возможны лишь по предварительной договоренности (звонок в секретариат галереи Уффици).

    Посещение пассажа возможно лишь в определенное время: по вторникам и четвергам (начало экскурсий в 9.00 и 11.30), по средам и пятницам (начало экскурсий в 14.00 и 16.00).

    Стоимость экскурсии – 85-95 евро (цена зависит от агентства, которое организовывает экскурсию по Коридору).

    Продолжительность экскурсии – 2 часа.

    Максимальное количество человек в группе – 15.

    Есть возможность немного расширить экскурсионную программу, к прогулке по галерее Уффици и Коридору Вазари добавится завтрак на террасе в галерее Уффици. Такая экскурсия будет длиться уже 4 часа и стоимость ее возрастает до 125-130 евро.

    Экскурсии проводятся на итальянском языке . Есть возможность при покупке билета взять аудиогида (на английском). Ни экскурсий, ни буклетов на русском языке нет.

    С собой на экскурсию запрещено проносить рюкзаки, объемные сумки, зонты-трости, а также бутылки с водой. Делать фото в залах галереи и в самом Коридоре Вазари во Флоренции строжайше запрещено (исключение делается только для нескольких работ в залах галереи Уффици).

    Фотографировать можно только с моста через Арно , там, где сегодня находятся скульптурные композиции герцога и его семьи, а также архитектурные творения итальянских мастеров.

    Если Флоренция — не единственное, чего вы хотите увидеть в Италии, то изучите, — еще одном популярном среди туристов городе.

    О достопримечательностях удивительной Падуи вы можете узнать больше , или же на специальном автобусе в составе групповой экскурсии.

    Вконтакте

    (Firenze).

    Галерея длиной 750 м появилась по повелению герцога Тосканского Козимо I Медичи в 1565 г. Цель постройки – соединить секретным переходом дом на западном берегу реки, где проживало семейство Медичи, с Палаццо Веккьо, в котором располагалось правительство Тосканы (Toscana). По такому тайному ходу можно было бы передвигаться, не выезжая в город. Строительство было приурочено ко дню заключения брака между сыном Козимо I – Франческо I Медичи – и Иоанной Австрийской из Габсбургской династии. Поэтому строительство выполнялось в сжатые сроки: галерею по архитектурному проекту (Giorgio Vasari) построили за 5 месяцев.

    В коридоре Вазари использованы оригинальные приемы строительства:

    • Часть коридора проходит стена к стене с Церковью Санта Феличита (SantaFelicita), там было сделано окно-балкон, чтобы Козимо I присутствовал на службе, не видимый для посетителей церкви;
    • Самый известный участок галереи расположен на и поражает панорамными окнами, из которых видно до самого моста Понте Санта-Тринита Ponte Santa Trinita);
    • Во время строительства на мосту Понте-Веккьо появились лавки ювелиров вместо лавочек, продающих рыбу и мясные продукты, чтобы неприятные запахи и картины не раздражали высокопоставленных особ.

    По тайному ходу семейства Медичи

    Коридор состоит из нескольких отрезков:

    1. От капеллы Элеоноры Толедской в Палаццо Веккьо в «Зал Пятисот» (Salone dei Cinquecento), оформленный по указу Савонаролы и превращенный в помещение для торжественных приемов по велению Козимо Медичи;
    2. Пассаж с бюстами и портретами представителей рода Медичи в Уффици;
    3. Участок галереи, который сейчас доступен только организованным группам по специальному расписанию и легко узнается по окошечкам круглой формы с решетками снаружи, тянется вдоль набережной к мосту Понте Веккьо – здесь и размещена уникальная коллекция этого хранилища;
    4. Коридор над жилыми и торговыми помещениями моста через Арно;
    5. Переходы над жилыми домами на западном берегу Арно и вдоль церкви Санта Фелисита, а оттуда уже до Палаццо Питти;
    6. Переход в (Giardino diBoboli), украшенные фонтанами, гротами, скульптурными композициями.

    Коридор Вазари во Флоренции многократно реставрировался, однако облик практически не меняли. Изменения были внесены всего несколько раз:

    • в 1939 г. была увеличена площадь окон по приказанию ;
    • в 2013 г. в конце крытого коридора появился отдел, посвященный автопортретам художников 21 века.

    Сейчас Галерея Вазари – часть музея .

    Сокровища галереи

    В галерее Вазари хранятся полотна 16-17 вв. знаменитых художников (Roma) и (Napoli). Особая часть коллекции – автопортреты живописцев Италии и других стран 16-20 вв.:

    • Питера Пауля Рубенса;
    • Диего Веласкеса;
    • Ореста Кипренского;
    • Бориса Кустодиева;
    • Ивана Айвазовского;
    • Марка Шагала и др.

    Коллекция автопортретов непрерывно увеличивается: художники считают честью преподнести галерее Вазари автопортрет.

    В галерее Вазари представлена коллекция, насчитывающая около полутора тысяч автопортретов и 700 других картин. Уникальность собрания – в том, что, за редким исключением, здесь сохраняются подлинники, дающие полное представление о работе мастера.

    Коридор Вазари представляет еще одну страницу в истории развития искусства: здесь размещены полотна, испорченные в результате взрыва у галереи Уффици в мае 1993 г. Символическое значение приобрели наклеенные на черные планшеты фрагменты разрезанных осколками картин, которые было решено не реставрировать.

    Как попасть

    Экспозиция, размещенная в галерее Вазари, имеет особую ценность, однако в связи с событиями 1993 г. вход в музей ограничен. До 2016 года для посещения туристов коридор был открыт только несколько дней в году, во время общегосударственных торжеств.

    В феврале 2019 года администрацией Флоренции была объявлена предварительная дата открытия коридора Вазари для туристов – не раньше 2021 года!

    Согласно новому плану, весь Коридор Вазари станет доступным для всех и будет частью маршрута рассчитанного на проходимость 500 тысяч туристов ежегодно.

    Актуально: до конца 2021 года групповые экскурсии по Коридору Вазари не планируются – попасть внутрь нельзя, происходит перераспределение коллекции в галерею Уффици и другие дворцы. Возможно, будут организовываться по запросу, посмотреть все и сделать заказ можно . Откроют ли Коридор точно в 2021 году или лет на 10 позже – неизвестно. Будем держать вас в курсе.

    Как добраться

    До Коридора Вазари во Флоренции можно добраться несколькими способами:

    • пешком от железнодорожного вокзала;
    • на автобусах D , С1 и С3;
    • на такси.

    Коридор Вазари во Флоренции позволяет погрузиться в мир искусства и ощутить атмосферу старинного города и его легендарных обитателей.

    ↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

    Одной из основных целей во Флоренции был заход в т.н. "Коридор Вазари" - в целом я был в курсе, что просто так туда не пускают, только в составе организованных групп, а где искать эту самую организацию, которая организует - абсолютно непонятно. Спросил в инфоцентре в галерее Уфицци - только руками развели. Но о методах проникновения чуть ниже. Сначала выясним, что это за место.

    В 1565 году великий герцог Тосканский Козимо I Медичи (не путаем с Козимо I Веккьо/Старым) заказал архитектору Джорджо Вазари проект крытой галереи, которая соединяла бы палаццо Питти (собственно резиденцию Медичи на западном берегу реки Арно) с палаццо Веккьо - местоположение правительства. Коридор должен был позволять Козимо и его сыну Франческо Медичи, а равно титулованным гостям и государственным чиновникам быстро и скрытно перемещаться из одного дворца в другой, без пышных выездов в город. Расстояние в сущности небольшое, протяженность галереи всего 750 метров.

    И что же там такого интересного, в этом коридоре? Мало того, что по нему ходила уйма исторических личностей, от герцогов Тосканских и Римских пап, до Бонапарта и Гитлера с Муссолини, в галерее находится уникальная коллекция живописи - началось все с того, что Козимо I узнал о коллекции автопортретов некоего флорентийского врача и очень захотел заиметь ее себе. Врач картины продавать отказался и герцог послал лучших художников перерисовать эти портреты, пока они были в пределах досягаемости. Действительно, после смерти врача значительная часть исходников разбежалась по разным хозяевам. Но копии автопортретов, сделанные по заказу герцога, составили костяк коллекции. Позже, прознав о новой забаве герцога Тосканского, многие великие художники начали присылать ему свои автопортреты, традиция продолжалась даже после пресечения династии Медичи, да и до сих пор отправить свой автопортрет в коридор Вазари считается делом весьма почетным.

    Схемка вот. Чтобы пройти из капеллы Элеоноры Толедской до палаццо Питти можно не затрачивать особых усилий.

    В итоге я насел на квартирного хозяина - сеньор Алессандро, хочу в коридор Вазари хоть ты тресни! Хозяин порылся в интернетах и выдал адрес: via dei Lamberti дом 1, контора называется "Florence Town", вход с угла via dei Calzaiuoli, второй этаж. Просто удивительно, как флорентийцы умудряются прятать правильные учреждения, занимающиеся уникальными экскурсиями - им что, деньги не нужны, что ли?

    Пришел. Спросил когда. Завтра, на 15:30 набирается группа. Но дорого - 85 евро. Согласны? Конечно согласен!

    Собственно палаццо Веккьо, постройки 1298-1299 годов. Капелла Элеоноры Толедской по левую сторону здания, а идти надо направо, до галереи Уфицци, чей край виден в правом углу.

    Переход из палаццо Веккьо в Уфицци.

    Проходим контроль в галерею Уфицци, поднимаемся на верхний этаж. Нас сразу встречает коллекция бюстов и картин посвященных семейке Медичи.

    Поскольку писать по Уфицци нет смысла, мы сразу пойдем то крыло, что ближе к мосту Понте Веккьо. То есть вперед вот по этой галерее, направо и еще раз направо.

    Отдельно скажу, что группа набралась небольшая, пересчитал по головам - 19 человек вместе с экскурсоводом. У входа собственно в коридор нас встретили двое церберов из местной охраны и далее сопровождали всю дорогу.

    Таким образом с верхнего этажа Уфицци мы спускаемся по лесенке вниз, в сам коридор.

    Сразу же - портрет последней представительницы династии - Анны Марии Луизы Медичи с мужем, курфюрстом Иоганном-Вильгельмом Пфальцским. Детей у них не было, род Медичи пресекся по мужской и женской линии. Тем не менее великая герцогиня завещала всю художественную коллекцию семьи, собиравшуюся веками, городу Флоренция - за что ей наше сердечное мерси.

    Еще один поворот, за которым начинается собственно коридор Вазари.

    Начинается длинный участок идущий над набережной реки Арно до моста Понте Веккьо. Круглые окошки забранные решетками - аутентичные, так было при герцоге Козимо.

    Галерея автопортретов еще не началась, здесь просто коллекция живописи XVI-XVIII веков.

    Поворачиваем налево, начинается участок над мостом. Внизу - знаменитые ювелирные лавки. Напомню, что Понте Веккьо практически единственный средневековый мост Европы, на котором сохранились жилые и торговые здания (есть еще мост Риальто в Венеции, но он не используется для торговых целей настолько активно и по масштабам значительно меньше).

    Вот как это выглядит со стороны - галерея над мостом с квадратными окошками и по правую руку вдоль реки Арно.

    А вот с противоположной стороны. Эти панорамные окна - новодел.

    В 1938 году в гости к Муссолини приехал лепший друг Адик, в результате чего дуче распорядился сделать в коридоре большие панорамные окна, чтобы порадовать визитера прекрасным видом на реку Арно. Можно посмотреть ролик о визите Гитлера во Флоренцию - на 7:00 оба в этих самых окнах.

    А вот вид из этих окон:

    Итак, первую половину коридора мы прошли, продолжение следует.