• Психологическая игра остров. Программа по коррекции социальных и коммуникативных умений. Тренинг коммуникативных умений "среди людей"

    Сценарий большой психологической игры «Путешествие на необитаемый остров».

    Составила педагог-психолог МБОУ «СОШ №2 им. Д. Х. Скрябина» ГО «Жатай»

    Уваровская Елена Александровна.

    Пояснительная записка (актуальность):

    Серьезные проблемы возникают у человека, не умеющего общаться в группе, сотрудничать, устанавливать и сохранять отношения, соотносить свою деятельность с деятельностью других людей.

    Общение и взаимодействие с другими людьми – это искусство. Умение строить отношения, находить подход к людям, располагать их к себе служит основой жизненного и профессионального успеха. Известно, что эффективность общения во многом зависит от того, как человек учитывает интересы, чувства и переживания окружающих его людей, как он способен устанавливать и поддерживать необходимые контакты с окружающими.

    Формирование и развитие коммуникативных качеств личности происходит, прежде всего, в школьные годы. Каждому школьнику необходима социально-психологическая подготовка. Необходимы знания и выработанные навыки, а для этого учащимся необходима помощь.

    В предлагаемом внеклассном мероприятии обобщен опыт работы по развитию коммуникативных навыков. Игра-проживание может быть интересна как педагогам-психологам, так и классным руководителям.

      Название: игра-проживание «Путешествие на необитаемый остров».

      Цели и задачи игры:

    создание условий для:

    Развития готовности к сотрудничеству, умения присоединяться к группе, устанавливать и сохранять отношения;

    Развития коммуникативных навыков, расширения представлений о способах конструктивного поведения;

    Расширения сферы эмоциональных переживаний, развития умения справляться со своими эмоциями;

    Построения своей деятельности в контексте ситуации и межличностных отношений, развития умений соотносить свою деятельность с деятельностью других людей.

      Описание проблем и задач развития, на решение которых направлена данная игра:

    Игра направлена на диагностику и решение коммуникативных проблем и рекомендована для проведения в группе, где есть дети, которые:

      испытывают затруднения при знакомстве, бояться вступать в контакт;

      теряют интерес к дружеским отношениям в течение короткого времени;

      не умеют конструктивно взаимодействовать, управлять своими эмоциями;

      боятся строить отношения из-за прошлого неудачного опыта.

      Предполагаемый психологический результат:

    Развитие навыков невербальной и вербальной коммуникации,

    Проживание различных эмоциональных состояний,

    Развитие способности осознавать свои чувства,

    Справляться со своими эмоциями,

    Расширение представлений о новых способах конструктивного поведения,

    Получение опыта решения проблемных ситуаций.

      Описание сюжетной канвы, игровой результат, тип сюжета:

    Тип сюжета приближен к реальному.

    На воздушном шаре участникам группы предлагается отправиться на необитаемый остров, который расположен в океане, и прожить там какое-то время, организовать совместную деятельность (поиски пищи, воды, разведение костра, постройка жилища и т. д.).

    Это красивый зеленый остров с чистым воздухом и множеством маленьких голубых озер. На острове много плодовых деревьев, неизвестных нам, в зарослях – диковинных животных и птиц. Этот остров остался таким красивым до сих пор, потому что все на нем находится в полной гармонии. Но стоит на острове поселиться агрессии, эгоизму, лени, обиде, страху, раздражительности, остров сразу же начнет разрушаться. И, наоборот, если путешественники принесут с собой на остров положительные эмоции, остров станет еще прекраснее.

    До острова участники группы добираются на воздушном шаре. Каждый может взять с собой в путешествие одну вещь, которая ему дорога или представляет для него наибольшую ценность и поможет ему в путешествии (вещь может быть как реальной, так и символичной).

    В процессе всей игры инициативность и активность предоставляется самой группе. Участники группы сами распределяют роли, моделируют трудности, находят выход из создавшегося положения. Ведущий лишь «генерирует» возможные затруднения.

    Действия участников обозначаются символически, оговаривая их и обозначая жестами. В помощь участникам предложены листы ватмана, цветная бумага, фломастеры, ножницы, клей.

    По окончании игры (жизнь на острове налажена) участники возвращаются из путешествия, и проводится рефлексия.

      Время на игру и на обсуждение: от 1часа 15 минут.

      Участники:

      возраст участников 11 – 12 лет.

      размер группы 12 – 14 человек.

      сколько взрослых должно участвовать в качестве ведущих:

    в качестве ведущего в игре участвует 1 взрослый – психолог. Ведущий выступает в качестве ведущего-наблюдателя и «генератора возможных затруднений».

      Оборудование и материалы:

    стулья по количеству игроков, канат, магнитофон, листы ватмана, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

      Возможность продолжение игры в деятельности психолога и педагогов (классного руководителя):

    В деятельности психолога возможно продолжение игры в виде тренинга коммуникативных навыков, направленного на решение проблем, выявленных во время игры.

    В деятельности классного руководителя возможно проведение общегрупповых мероприятий, направленных на развитие групповой сплоченности и решение коммуникативных проблем, выявленных во время игры.

      Подробный сценарий игры с указанием задач каждого этапа:

    этапа

    Время

    проведения

    Задачи, решаемые на каждом этапе

    Материалы, необходимые для проведения каждого этапа

    Сбор в путешествие.

    Ведущий предлагает отправиться в путешествие на необитаемый остров и предлагает взять с собой по одной вещи (символичной), представляющей ценность для участника.

    Умение присоединяться к группе, устанавливать отношения.

    «корзина воздушного шара» - стулья по количеству игроков, канат, обвязанный вокруг стульев.

    Полет на воздушном шаре.

    Ведущий предлагает участникам занять места на воздушном шаре и имитировать поездку.

    Развитие готовности к сотрудничеству.

    Приземление на остров, распределение ролей.

    Ведущий предлагает высадиться на остров, наметить план дальнейших действий и распределить кто и чем будет заниматься.

    Построение своей деятельности в контексте ситуации и межличностных отношений.

    Налаживание жизни на острове.

    (поиск пищи, разведение огня, постройка жилища и т. д.)

    Участники группы выполняют намеченный план действий (ведущий наблюдает).

    Расширение сферы эмоциональных переживаний, развитие умений справляться со своими эмоциями, расширение представлений о способах конструктивного поведения, умения соотносить свою деятельность с деятельностью других участников.

    Листы ватмана, цветная бумага, ножницы, клей, фломастеры.

    Жизнь на острове.

    Участники имитируют жизнь на острове, отдыхают, ходят друг к другу в гости. Ведущий наблюдает.

    Развитие коммуникативных навыков, расширение представлений о способах конструктивного поведения.

    Возвращение с острова, завершение игры.

    Ведущий предлагает занять свои места на воздушном шаре и вернуться обратно. Ведущий благодарит за игру и предлагает участникам поблагодарить друг друга.

    Развитие умения сохранять, установленные отношения.

    «корзина воздушного шара», магнитофон (звучит негромкая мелодичная музыка)

    Обсуждение игры.

    (групповая рефлексия)

    Участники рассаживаются по кругу и вместе с ведущим обсуждают игру.

    Подведение итогов, выявление затруднений, выявление позитивных изменений.

    Стулья по количеству игроков, расставленные по кругу.

      Формы обсуждения игры.

    Групповая рефлексия – обсуждение игры проходит в форме обмена впечатлениями:

    Что было трудно, что – легко?

    Что самое важное?

    Что помогало? Кто помогал?

    Что мешало?

    Какие чувства возникали на разных этапах игры?

    Какие чувства участники игры испытывают сейчас?

    Что понравилось и тронуло больше всего?

      Самоотчет ведущего.

    После проведения игры ведущий проводит рабочую рефлексию – анализ личностных проблем, прогноз конфликтов, необходимость и формы дальнейшей коррекции.

    Результативность работы:

    В результате проведенной игры осуществляется диагностика и решение коммуникативных проблем, развитие навыков невербальной и вербальной коммуникации, умения осознавать свои чувства, справляться со своими эмоциями. Участники игры расширяют представления о новых способах конструктивного поведения, получают опыт решения проблемных ситуаций.

    Данные об авторе

    Покидова Лариса Николаевна

    Место работы, должность:

    ОГУ "Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями", с. Веселая Лопань. Педагог-психолог.

    Белгородская область

    Характеристики урока (занятия)

    Уровень образования:

    Специальное (коррекционное) образование

    Целевая аудитория:

    Учащийся (студент)

    Класс(ы):

    Класс(ы):

    Класс(ы):

    Предмет(ы):

    Психология

    Цель урока:

    Цели: содействовать процессу личностного развития, реализации творческого потенциала, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения счастья и успеха.

    Задачи: развитие навыков делового общения, умения договариваться, используя позитивные приемы; развитие саморегуляции, выработка и закрепление адекватных форм поведения и реагирования.

    Тип урока:

    Комбинированный урок

    Используемые учебники и учебные пособия:

    1. Н. Козлов. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, АРД ЛТД, 1997.

    2. Т. Эксакусто. Практикум по групповой психокоррекции. Ростов-на- Дону, "Феникс", 2007.

    Используемая методическая литература:

    1. А. Реан, А. Кудашев, А. Баранов. Психология адаптации личности. Санкт-Петербург, "Прайм-Еврознак", 2006.

    2. Л. Анн. Психологический тренинг с подростками. Издательский дом "Питер", 2003.

    Используемое оборудование:

    Материалы к игре: фломастеры - 4 пачки, ручки шариковые и альбомные листы по количеству игроков.

    Краткое описание:

    Психологическая игра для подростков 15 - 17 лет закрепит навыки позитивного делового общения, даст понятие о достойном образе жизни...

    Ход игры

    Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие на необитаемые острова. Каким будет это путешествие, зависит только от Вас. Нас ждут два острова, «Зеленый» и «Красный», которые мы должны будем заселить и сделать жизнь его обитателей безопасной, достойной и интересной.

    И так, на необитаемые острова отправляются первые его обитатели - президенты будущих островных государств. Среди участников проводится жеребьевка. Кто вытащил фишку с написанными на ней буквами «ПЗ», тот президент зеленого острова, «ПК» - красного. Президенты отправляются на «острова».

    Как чувствуют себя президенты наедине с собой неповторимым? (президенты описывают свои ощущения).

    Как долго Вы можете оставаться в одиночестве?

    И так, настало то время, когда Вам захотелось пообщаться, повеселиться, заняться общим полезным делом, показать свои способности. Президенты должны заселить свои острова народом так, чтобы получилось полноценное общество, способное создать каждому его члену условия для успешной и достойной жизни. Выбор производится из оставшихся участников игры в количестве 7 человек по очереди. Начинает тот президент, который первый устал от одиночества. Делая выбор каждый из президентов должен его обосновать. Например: «Я выбираю Афанасьева А., так как он ведет здоровый образ жизни, человек ответственный, справедливый, хочет стать юристом. Без грамотного юриста построить правовое государство невозможно». Выбранный занимает место на острове. Следующий выбор производит президент другого острова и т. д.

    Когда президенты заселят свои острова, оставшиеся участники играют роль наблюдателей. Их задача наблюдать за тем, как строят свои взаимоотношения жители в совместной деятельности при решении поставленных задач в достижении цели.

    Жители двух островов получают одинаковые задания. Они должны придумать:

    Название государства, столицы;

    Флаг;

    Герб;

    Выбрать песню, которая будет гимном;

    Валюта;

    Основные законы (5);

    Климат;

    Полезные ископаемые.

    Жители островов под руководством президентов работают в течение 20 - 30 минут. Наблюдатели (каждый для себя) фиксируют основные моменты их взаимодействия на листе бумаги, разделенной пополам: +, -. Оцениваются поступки, способы и приемы взаимодействия, но не личности участников.

    Обратить особое внимание на:

    Четкость и обоснованность распределения обязанностей;

    Руководство со стороны президента;

    Умение договариваться позитивными приемами.

    «Презентация государства». В течение 10 минут жители каждого острова представляют свое государство и доказывают, что оно лучшее, что именно их государство способно обеспечить каждому его члену жизнь, достойную человека.

    После презентации каждый из наблюдателей самостоятельно выбирает остров и государство, где, на его взгляд, для жизнедеятельности человека созданы наиболее благоприятные условия. Каждый из наблюдателей обосновывает свой выбор. Побеждает то государство, в котором в конце игры больше жителей.

    Игра заканчивается упражнением «Подарок Друзьям». Президенты «дарят» в подарок жителям соседнего государства рисунок на спине, предварительно нарисовав его графически на бумаге. Каждый житель рисует на спине впереди стоящего игрока то, что понял. Последний рисует на листе бумаги то, что ему передали, и сравнивает с рисунком президента. Если рисунки совпадают, значит, взаимопонимание между государствами достигнуто. Они не соперники, а друзья, готовые в любую минуту прийти друг другу на помощь. Плодотворного Вам сотрудничества, дорогие друзья!

    ИГРА КАТОСТРОФА «НЕОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»

    Педагог-психолог

    Седанова Валентина Анатольевна

    ПЛАН ИГРЫ

    Часть игры

    Краткое описание

    Реквизит

    Организационный момент

    Проверка, все ли участники собрались, объяснение, чем будем заниматься

    Часть 1 Разминка

    Энергизатор «Тормоз», «Аллигаторы»

    Полоски бумаги, с расчетом чтоб на одну могла встать группа детей.

    Часть 2 «Катастрофа на воздушном шаре»

    Игра направлена на формирование групповой сплоченности, выявление лидерства, развитие коммуникативных умений.

    Сначала ведущий дает вводную установку на игру. (легенда игры) А затем вручает игрокам список вещей, которые находятся в корзине. Этот список им предстоит проранжировать, т.е. выбрать из списка более и менее значимые вещи: какие из них нужно сразу выбросить за борт в целях спасения экспедиции, а какие сохранять и выбросить, только в крайнем случае.

    Сначала каждый работает со своей карточкой индивидуально, затем в парах, потом в четверках, и так далее, стремясь договориться и принять общее решение. После этого происходит коллективное обсуждение.

    Презентация с названием первой игры, иллюстрации, музыкальное и шумовое сопровождение, чтоб создать атмосферу игры.

    Каждому участнику – писчие принадлежности бланк со списком вещей. Картонный планшет.

    Часть 3. Игра «Необитаемый остров»

    В задачу спасшейся экспедиции входит организация жизни колонии на необитаемом острове, для чего участники разбиваются на группы и разрабатывают свои проекты.

    Ватман, фломастеры, писчая бумага, письменные принадлежности.

    Часть 4. Рефлексия, подведение итог.

    ЧАСТЬ 1. РАЗМИНКА

    Энергизатор «Тормоз»

    Участники соят в кругу.

    Договоритесь, каким звуком будете обозначать звук, с которым заводится машина (например: «тр-тр»), и звук с которым она тормозит (например «стоп»).

    Объясните, что если вы скажете «тр-тр», стоящий справа должен сказать то же самое и т.п. Если кто-то скажет «стоп», то движение начнется в противоположном направлении.

    Задайте вопросы :

    Какие качества участников тренирует упражнение?

    Каков его психологический смысл?

    Энергизатор «Аллегаторы»

    Группа получает полоску бумаги.

    Условие . Группа должна вообразить, что полоски – это лодки, а вокруг плавают аллегаторы. Если кто-то сойдет с полоски, того аллегаторы съедят.

    Задача. Построиться по росту

    Задайте вопросы:

    Легкол вам было выполнить задание?

    Что мешало в выполнении задания?

    ЧАСТЬ 2. «КАТАСТРОФА НА ВОЗДУШНОМ ШАРЕ»

    Вступительное слово ведущего (инструкция к игре):

    Итак, после полета на воздушном шаре вы все спаслись: кто-то упал прямо на сушу, кто-то - в воду и добрался вплавь. Вы все живы, раненым оказана возможная помощь, тяжелобольных нет. Правда, суша эта волею судьбы оказалась необитаемым островом. Вы предполагаете, что этот остров находится в стороне от линий движения морских судов и придется обустраивать свою жизнь здесь с расчетом на несколько лет. Здесь богатый животный и растительный мир, но есть опасности: ядовитые растения, холодная зима, возможны визиты каннибалов (людоедов) с соседних островов. Сплоченной группой продержаться можно, а в одиночку - почти нереально. Ваша задача - создать для себя условия, в которых вы могли бы выжить. Поймите серьезность и драматичность происшедшего, тем более, что за такой срок люди иногда дичают, за раздражительностью следуют ярость и драки насмерть. Тут не место легкомыслию - вам нужно чем-то питаться и нужно выжить. Настройте себя соответствующим образом, наблюдайте за собой: как вы проявите себя в этой жизни.

    С чего вы начнете? Сразу приходит на ум Робинзон Крузо и его первые шаги: разведка острова, поиск воды и пищи, сбор предметов и вещей, которые «могут пригодиться». Но ведь Робинзон был один, а вас целая группа, да еще каждый со своим характером!

    После того, как удовлетворены первые материальные потребности и приняты меры безопасности, не кажется ли вам, что следует провести большой совет, чтобы определиться, как следует организовать жизнь на острове?

    Вам необходимо решить следующие вопросы:

      1. Организация жизни, выживание. Какие меры необходимо предпринять, чтобы обеспечить вашу колонию пищей, одеждой, жильем? Как распределить обязанности: учитывать ли при этом индивидуальные возможности или у всех должен быть наряд, выполнение которого строго обязательно? Как обеспечить право на жизнь каждому? Или у вас не будет такого права? Как вы определите перспективы жизни на вашем острове? Что станет главной целью жизни вашей колонии?

        Власть: какой она будет? По какому принципу будет организована жизнь в вашей колонии? Из истории вы знаете различные типы организации человеческих сообществ: родоплеменное, монархическое, демократическое. Что возьмете за основу вы? Кто будет защищать интересы членов вашей колонии: общее собрание - вече, вождь, группа старейшин или группа сильнейших? Каким образом будет контролироваться выполнение? Какие меры будут применяться к тем, кто не выполняет решения или свои обязанности?

    Какими мерами будут поддерживаться власть и порядок? Кто будет принимать окончательное решение: все жители колонии путем голосования или простое большинство? Или группировка самых сильных, авторитетных либо приносящих наибольшую пользу людей? А может быть, это будет делать лидер единолично? И каким образом будет контролироваться выполнение решений? Что будет, если приказ или поручение окажутся невыполненными?

      1. Кто и какие функции будет выполнять для осуществления жизнедеятельности колонии? Определите основные функции жителей, необходимые не только для выживания и защиты, но и для развития всего сообщества и его отдельных членов. Что кому-то надо освоить, чему научиться? По ситуации вы все - группа ученых-исследователей, так что большинству из вас физический труд незнаком. (Вспомните телевизионную игру «Последний герой», в которой известным актерам, политикам телеведущим пришлось учиться выживать на острове, при это еще и выполнять различные задания). Будете ли вы учитывать знания и умения каждого при распределении обязанностей, и как вы эти знания будете передавать другим? Как будут осваиваться новые знания и умения?

        Каков будет кодекс (правила, нормы) взаимоотношений жителей колонии? Разработайте свой свод правил, которые бы помогали решению конкретных проблем, эффективному сотрудничеству, поддержанию порядка и добрых взаимоотношений. Как обеспечить активное участие каждого в жизни общества? Какие нормы взаимоотношений вы установите в своей колонии? Будет ли учитываться мнение меньшинства или даже одного человека при принятии решений? Будет ли иметь право жить в вашей колонии человек, который никого не слушает и никому не подчиняется? А если такой образ жизни сделает его обузой для других? Каковы пределы власти вашей колонии? Станет ли она вмешиваться в частную жизнь? Нужно ли предусмотреть санкции за нарушение правил? Будут ли у вас общие праздники? Какие традиции и ритуалы вы введете? Будут ли у вас свой герб, флаг, гимн?

    Размышляя над этими вопросами, попробуйте составить свой свод законов - конституцию вашего острова.

    На работу групп дается не более 20 минут, затем каждая группа по очереди представляет остальным свой вариант организации жизни колонии. Если предложения совпадают, то можно не повторять их полностью, а сказать, с чем из сказанного предыдущими группами согласны полностью, что хотели бы добавить. Когда все группы выступили, начинается коллективное обсуждение предложений. Чтобы их было видно всем, желательно, чтобы предложения были написаны на больших листах.

    Следует очень хорошо настроить ребят на ситуацию на острове: ответить на интересующие их вопросы, подвести к тем проблемам, которые могут возникнуть в организации жизни, в защите и во взаимоотношениях людей, но при этом не подсказывать решения проблем. В процессе обсуждения можно применять «усиливающие» вербальные техники: «Правильно ли я вас понял...», «А что будет если...». Особое внимание следует обратить на то, как будут создаваться, обсуждаться и утверждаться законы жизни колонии.

    Работу можно построить по следующей схеме:

        1. Формирование рабочих групп.

          Работа групп. Обсуждение и оформление законов по 4-м вышеуказанным позициям. Пятая группа разрабатывает эскизы герба и флага, подбирает текст и музыку для гимна.

          Защита: от каждой группы выступает один спикер, представляющий и комментирующий придуманные ребятами законы. Остальные группы имеют право задать по 1 вопросу на уточнение. Критические замечания не допускаются. Отвечать на вопросы групп может как сам спикер, так и любой член его группы. Время на выступление спикера - 3 минуты. На вопросы и ответы - 2 минуты.

          После того, как все спикеры выступили, за принятие законов голосует вся группа, в случае несогласия высказываются возражения, вносятся коррективы.

          Сравнение выработанных законов с Всеобщей декларации прав человека. В чем сходство и в чем их различие? Комментарий ведущего об истории создания декларации, о выполнении ее законов в мире. (если игра затягивается этот пункт можно исключить)

    ЧАСТЬ 4. РЕФЛЕКСИЯ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

    Подведение итогов игры : «Мы с вами попробовали себя в роли законодателей. Создавая новое общество на необитаемом острове, мы опирались на общечеловеческие ценности: добро, истину, красоту. Мы пытались разобраться в таких понятиях как свобода, выбор, ответственность. Этого можно достичь, если на первом месте - взаимопонимание и уважение между людьми. Именно на этих ключевых позициях строятся основные законы обитателей нашей планеты Земля.

    К сожалению, они декларируются, но не везде и не всегда выполняются.

    Вопросы для обсуждения :

      1. Понравилась вам игра?

        Как вы считаете, ваш класс сплоченная команда? Почему?

        Что для вас было наиболее трудным? Что далось легко?

        Изменились ли в ходе игры ваши представления о том, какие права являются наиболее важными?

        Есть ли еще права, которыми вы бы хотели дополнить Свод законов?

        Почему работа над Сводом законов была для вас полезной?

        Какие из придуманных законов для острова можно использовать в любом людском сообществе, а какие были созданы, исходя из обстоятельств?

        Какие из придуманных законов вы бы оставили для жизни вашего класса?

    Использованная литература:

      Материалы

    Приложение 1

    Список вещей, находящихся в корзине воздушного шара

    п/п

    Наименование вещей

    Вес

    Решения

    Один

    Группа

    Посуда (котелки, миски, ложки, кружки)

    12 кг

    Ракетница с сигнальными ракетами

    б кг

    Аптечка с медикаментами

    7 кг

    Топоры, лопата, ломик

    12 кг

    Консервы мясные

    20 кг

    Винтовка с запасом патронов

    25 кг

    Большая палатка (на 10 мест)

    10 кг

    Канистра с питьевой водой

    20 л

    Шоколад и конфеты

    15 кг

    10.

    Баллоны с кислородом

    50 кг

    11.

    Рыболовные снасти

    1 кг

    12.

    Транзисторный радиоприемник

    2,5 кг

    13.

    Лодка резиновая, надувная

    20 кг

    14.

    Фото и кинокамеры

    25 кг

    15.

    Секстант (прибор для определения местонахождения по звездам)

    5 кг

    16.

    Теплая одежда и одеяла

    50 кг

    17.

    Уникальный зверь для зоопарка

    25 кг

    18.

    Комплект географических карт

    2 кг

    19.

    Материалы ваших научных исследований (8 папок)

    6 кг

    20.

    Соль, сахар

    5 кг

    В основу игры вошли элементы и принципы, используемые при проведении тренинга “Веревочный курс”. Особенностями этого тренинга является использование физических способностей человека для развития определенных психологических качеств, включение туристских препятствий, акцент делается на работе всей команды, особое внимание уделяется соблюдению техники безопасности. Каждое задание имеет свою легенду, которую рассказывает ведущий перед его прохождением. После выполнения каждого задания происходит его обсуждение.

    Цель игры: сплочение группы, обучение командной работе и умению брать на себя ответственность.

    1. Подготовка площадки для проведения игры (совместно с подростками).
    2. Знакомство участников с правилами игры.
    3. Проведение этапов игры на сплочение участников.
    4. Обсуждение каждого этапа с участниками.

    Целевая группа: подростки и взрослые, количество участников – 12 человек.

    Продолжительность: 1-1,5 часа

    Используемые материалы: веревки, карабины и страховочная система (используемые в туризме), палатка, туристские коврики, теннисные мячи, веревочная лестница, воздушные шары, шоколад, лыжные палки, шарф или платок, три небольшие доски 30х30см.

    План игры

    Обсуждение правил игры

    1. Предэтап
      1. Гнездо с “золотыми” яйцами
      2. Путешествие на корабле
    2. Основная часть игры
      1. Легенда – “Поляна разговоров”
      2. “Лабиринт”
      3. “Убежище”
      4. “Паутинка”
      5. “Сигнал о спасении”
      6. “Болото”
    3. Завершение занятия

    Предварительная подготовка к игре:

    До проведения игры педагоги совместно с подростками на территории учреждения подготовили специально оборудованную площадку (ограниченная территория, которая может быть обозначена с помощью ярких меток), включающую в себя:

    • место для обсуждения “Поляна разговоров” – три сколоченные скамейки, поставленные полукругом;
    • веревочная лестница, закрепленная на турнике и натянутая под углом 45 градусов по отношению к земле;
    • место для переправы – веревка, натянутая между деревом (на высоте 5-6 метров) и вколоченным столбом (2 м);
    • место для проведения игры “паутина” – вертикальная паутина из веревок, имеющая минимум 12 ячеек, натягивается между двух столбов, в которые может пролезть участника (примерный размер 0,8х0,2м, утончается в зависимости от габаритов участников). Нижняя веревка паутины натягивается на высоте 1 м над землей.
    • обозначенный с помощью ярких веревок “лабиринт”;
    • сколоченная деревянная площадка размером 1,5 м х 1,5 м

    Ход игры Участники выстраиваются в шеренгу. Ведущие озвучивают участникам цель проводимой с ними игры и правила, которые они должны соблюдать.

    Обсуждение правил игры:

    1. Время на подготовку задания не ограничено, разрешается в этот период разговаривать.
    2. Выполнение задания начинается после того, как вся группа говорит: “Мы готовы”.
    3. Задание считается выполненным, если каждый безошибочно справится с поставленной задачей. Если же хоть один участник допускает ошибку, группа возвращается на исходную позицию.
    4. Во время самого выполнения задания все участники должны молчать, если кто-то начинает говорить, группа возвращается на исходную позицию.
    5. Если кто-либо из участников не может выполнить задание, команда может его откупить за счет бонусов, полученных на предэтапе.
    6. Если команда после нескольких попыток не справляется с заданием, участники могут отказаться от выполнения только в том случае, если вся группа говорит: “Мы сдаемся”.

    1. Предэтап:

    1.1. “Гнездо с золотыми яйцами”

    Легенда: Вы – команда путешественников, которая собралась в далекое плавание. Но прежде чем отправиться в дорогу, Вам необходимо запастись золотом, для этого Вам всей командой необходимо добыть “золотые яйца” (бонусы, которые в дальнейшем вам пригодятся для выкупа предметов или участников).

    Задание: Каждый участник должен залезть по веревочной лестнице до гнезда с “золотыми яйцами” (корзинки с теннисными мячами, подвешанной к турнику). Каждый участник может взять только одно “яйцо”. Те, кто падают, прекращают выполнение задания. Команда может помогать участнику, придерживая веревочную лестницу с разных сторон.

    1.2. “Путешествие на корабле”

    Легенда: Итак, Вы заработали свое сокровище, а теперь отправляетесь в дальнее плавание, к неизвестным землям.

    Задание: Участники всей командой должны уместиться в два обруча, связанных между собой в одном месте – это условный корабль, и отправляются в дорогу – начинают передвигаться в обручах до определенного обозначенного места.

    Ближе к обозначенной границе участникам дается дополнение к легенде: “Команда в процессе плавания потерпела кораблекрушение и попала на необитаемый остров”. Участники оставляют свой “корабль” (обручи) и отводятся ведущими на “Поляну разговоров” (место для обсуждения) на территории “острова” (обозначенная территория).

    2.Основная часть игры:

    2.1. “Поляна разговоров” (в дальнейшем все обсуждения ведутся в данном месте)

    Легенда: Вы попали на необитаемый остров. Корабль, на котором вы путешествовали, разбился о скалы, но сохранились “золотые яйца”, добытые перед путешествием. Ваша задача выжить: пройти испытания и спастись. На острове могут находиться люди – аборигены, у которых, возможно, что-то придется покупать или обменивать. Впереди вас ждут ситуации, в которых вы должны показать свои умения работать в группе и помогать друг другу.

    2.2. “Лабиринт”

    Легенда: Один из участников группы, когда спасался с тонущего корабля, выбрался на берег в очень опасном месте, он запутался в ядовитых лианах (лабиринт) и от их яда он временно перестал видеть (у участника завязаны глаза). Вы узнали об этом, когда стали собираться вместе, теперь Вы хотите его спасти.

    Задание: Команде необходимо вывести участника из лабиринта так, чтобы он не задел лианы (веревки), не поранился. Если он задевает ограничения, то возвращается в точку начала движения. Члены команды выстраиваются по периметру лабиринта. Выводить своего участника из лабиринта они должны с помощью слов, причем, один участник говорит только одно слово, ему повторять 2 раза подряд одно и то же слово запрещено. Когда один участник говорит, другие молчат, в том числе, участник с завязанными глазами. В случае нарушения правила, выполнение задания повторяется. Члены команды могут взаимодействовать с помощью невербальных средств общения (участникам дается время для того, чтобы они сами могли догадаться об этом).

    2.3. “Убежище”

    Легенда: На острове наступает ночь, становится темно и холодно. Команде необходимо соорудить для себя убежище, но у Вас ничего не осталось после кораблекрушения. Пока Вы обсуждали как быть, появились, откуда не возьмись, аборигены. Они готовы обменять полезные для Вас вещи (которые в том числе подобрали после вашего кораблекрушения) на Ваши “золотые яйца”.

    Задание: Команде необходимо решить, на что именно они обменяют свои бонусы (на выбор: коврики – 1яйцо, тент – 4, палатка – 9, лыжные палки – 1 яйцо/штука). Завершив сооружение убежища на деревянном настиле, команда должна полностью в нем поместиться и просидеть там 3 минуты так, чтобы оно не разрушилось.

    После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

    1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием? Легко ли было принять решение?
    2. Что помогло справиться с заданием?
    3. Что мешало при выполнении задания?
    4. Что необходимо учесть, прежде чем переходить к следующей ситуации?

    2.4. “Паутинка”

    Легенда: На острове наступил день, теперь участникам необходимо добыть еду для всей команды. Еда находится в некотором месте, вход в которое перекрыл паук ядовитой паутиной.

    Задание: Вам необходимо добыть еду, перебравшись всей командой на другую сторону паутины. В паутине есть ячейки, через которые можно пролезть, но эти ячейки нельзя использовать повторно, то есть каждый участник должен пролезть через свою ячейку. Паутину (веревки) задевать нельзя. Если кто-либо из участников ошибается, вся команда начинает прохождение этапа сначала. Кого-то из участников можно откупить за 2 золотых яйца, в случае, если он не может справиться. Откупленный участник может помогать остальным. Пройдя этап, команда получает еду (2 шоколадки).

    После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

    1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием?
    2. Что помогло справиться с заданием?
    3. Что мешало при выполнении задания?
    4. Что необходимо учесть, прежде чем переходить к следующей ситуации?

    2.5. “Сигнал о спасении”

    Легенда: В дали океана вдруг появляется нечто похожее на корабль, необходимо подать сигнал о том, что вы на этом острове. На вашем корабле был сигнальный мешок, возможно, после крушения его вынесло на берег. Вся команда идет на поиски этого мешка и находит его на высоком дереве. Теперь задача команды – подать сигнал о спасении.

    Задание: От самого высокого дерева до бревна протянута лиана (веревка). По этой лиане (веревке) один из участников (его выбирает команда) должен проползти до мешочка, подвешенного на дереве и взять его. Участник с помощью ведущих надевает страховочную систему, перчатки на руки, с помощью карабина закрепляется на веревке и, помогая себе руками и ногами, ползет вверх до сигнального мешка. К страховочной системе прикреплена еще одна веревка, конец которой находится у остальных участников. После того, как мешочек добыт, команда помогает этому участнику вернуться назад с помощью второй свободной веревки. В мешочке находятся сигнальные шары, которые вся команда надувает за 2 минуты. Затем нужно закрепить сигнальные шары на верхушке бревна.

    При выполнении данного упражнения участники могут разговаривать.

    После выполнения задания команда возвращается на “поляну разговоров”, идет обсуждение выполнения задания по следующим вопросам:

    1. Довольны ли участники тем, как справились с заданием?
    2. Что помогло справиться с заданием?
    3. Что мешало при выполнении задания?
    4. Чем вы руководствовались, когда выбирали человека, который выполнит задание?

    2.6. “Болото”

    Легенда: Сигнал был подан, люди на корабле его увидели и приблизились к острову, теперь их хорошо можно рассмотреть. Но на пути от острова к кораблю есть преграда – болото, через которое корабль пройти не может, переплыть его вплавь тоже нельзя.

    Задание: Задача команды преодолеть болото, используя три кочки. Условия: в болото наступать нельзя, кочку пустой оставлять запрещено – иначе она утонет, перейти должна вся команда. Задание выполняется молча. Как только все участники преодолели болото – команда спасена.

    3. Завершение занятия:

    Легенда: Команда справилась с испытаниями, все добрались до борта корабля и были спасены.

    После выполнения весь заданий команда снова собирается на “Поляне разговоров” для подведения итогов.

    Примерные вопросы ведущих: “Что вы узнали о себе во время этой игры?”, “Что поняли о своих действиях как группы, команды?”

    Данная игра рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. В условиях лагеря такая игра будет наиболее эффективна в оргпериод. Нацелена на развитие навыков эффективного общения и умений действовать сообща. Усиливая элемент драматизации, эту игру можно превратить в эффективное средство для осознания участниками своих целей и ценностей, для выявления взаимоотношений участников игры. Также игру можно провести в другое время сезона, но следует иметь в виду, что полученный результат будет другим.

    Ведущий. Представьте себе, что вся наша группа оказалась на большом океанском корабле, совершающем рейс через Атлантику. Путешествие было приятным и интересным. Однако в тропических широтах корабль попал в шторм ужасающей силы. Наше положение было усугублено тем, что в трюме вспыхнул пожар, мгновенно распространившийся по всему судну. К счастью, со шлюпками проблем на корабле не было, но волею судьбы половина членов нашей группы оказалась в одной шлюпке, а половина - в другой.

    В данной игре представляется необходимым деление на две группы по многим причинам, в частности - для усиления азартности, соревновательности. Поделить группу можно разными способами. Например, так: Ведущий быстро командует: «Встаньте те, кто сразу начнет спасательные работы!» Первые двое, кто вскочил со своего места, объявляются руководителями спасательных работ. Каждому из них предлагается выбрать одного участника, которого он увлечет в свою шлюпку. Затем выбранные участники по очереди выбирают следующих и так далее до тех пор, пока группа не окажется поделенной на две части. Если участников нечетное количество, то возникнет ситуация, когда кто-то один останется невостребованным. «Невостребованный» участник может почувствовать себя весьма дискомфортно. Поэтому ведущий должен сделать эту ситуацию позитивной, например предложив лидерам двух групп поспорить о праве на этого последнего участника. Пусть лидер произнесет краткий монолог и докажет, что в силу таких-то достоинств этот человек необходим именно в его шлюпке. После этого участник сам выбирает для себя команду. Члены обеих команд образуют два отдельных круга.

    Ведущий. Штормовые волны разметали шлюпки и унесли их в разные стороны от места кораблекрушения. Еще сутки не прекращался ураган, а когда он наконец утих, измученные люди на обеих шлюпках увидели на горизонте землю. Обрадованные, они устремились к берегу, не подозревая о двух вещах: во-первых, о том, что перед ними не материк, а острова, и, во-вторых, о скрытых под водой рифах. Обе шлюпки разлетелись в щепки от удара о каменные рифы, но до берега уже можно было добраться вплавь. Через некоторое время и та и другая команда ступили на твердую почву необитаемых островов. Увы, разных! Так случилось, что вы оказались в неизвестном для вас месте, потеряв плавательные средства и не имея ничего кроме того, что в данный момент находится в ваших карманах. Вам дается пятнадцать минут, для того чтобы решить, что делать в такой ситуации и как вы проведете на этих островах ближайшие сутки. Размеры острова, ландшафт, климат, растительный и животный мир и прочие обстоятельства вы можете задать сами.

    На каждом этапе на обсуждение выделяется до пятнадцати минут. Если группы вырабатывают свое решение быстрее, то они сообщают об этом ведущему. Участники обсуждают ситуацию. Ведущему следует обратить внимание на то, как организуется дискуссия, кто ею руководит, слушают ли люди друг друга. Через пятнадцать минут представители каждой команды сообщают о результатах обсуждения. На этом этапе, как правило, сообщения не отличаются разнообразием: острова покрыты тропическими лесами, климат мягкий, опасных хищников нет, зато имеются козы, есть вода и полно фруктов. «Робинзоны» активно изучают свои острова и старательно подают сигналы спасателям.

    Ведущий . Ну что же, ваши острова оказались весьма комфортными. Однако день проходит за днем, а на морском горизонте не видно ни одного корабля и в небе не появляются ни самолет, ни вертолет. И вы начинаете догадываться, что острова оказались удаленными от оживленных морских и воздушных путей и, может статься, спасатели уже прекратили поиски пассажиров корабля, посчитав их погибшими. Прошел месяц. Похоже, пребывание на острове может затянуться и оказаться гораздо более долгим, чем вы предполагали. Надо как-то обустраиваться. Итак, что же вы предпринимаете?

    На этой стадии работы происходит более глубокое погружение в игровую реальность. Обозначаются приоритеты в целях и смыслах жизни на острове, предлагаются разнообразные способы добывания пищи и организации досуга (некоторые «поселенцы» создают кружки художественной самодеятельности, некоторые - лектории по всем областям знаний, дабы не растерять культурный багаж, и т.п.). После сообщений каждой группы о своем житье-бытье на острове, ведущий может задать следующие вопросы:

    Как вы строите отношения друг с другом?

    Есть ли у вас вожак, лидер? Кто он?

    Каким образом вы решаете наиболее сложные вопросы вашей жизни?

    Как происходит разделение труда, обязанностей? Кто за что отвечает?

    Фактически участники групп начинают проектировать новое устройство мира, создавать его по тем законам, которые они считают правильными и необходимыми.

    Ведущий. Итак, вы вполне обжились на острове, наладили свой быт. А между тем прошло два года... И однажды волны прибоя вынесли на берег остов небольшой яхты. Вероятно, она пострадала во время шторма, потому что оказалась разбита настолько, что восстановлению не подлежала. Однако в ней чудом сохранился отсек, где лежали плотницкие инструменты - топоры, пилы, гвозди и прочее, а кроме того, вы обнаружили на яхте пустую бутылку. Последняя находка, разумеется, породила у вас идею отправить письмо, доверив его волнам, и сообщить людям о том, что вы живы и здоровы. Пожалуйста, напишите письмо, которое вы положите в эту бутылку. Напоминаю на всякий случай, что координат своего острова вы не знаете.

    Участники дружно сочиняют письма, часто проявляя изобретательность в способах описания местоположения своего острова и с юмором рассказывая о своей жизни. Письма зачитываются вслух.

    Ведущий . Письмо отправлено. Но ведь теперь у вас появились плотницкие инструменты. Что вы с ними будете делать? Воспользуетесь ли этим подарком судьбы?

    Посовещавшись, команды, как правило, решают строить плот, чтобы попытаться на нем добраться до материка. С этого момента сценарии событий на двух островах могут существенно различаться. Возникает несколько линий развития, и ведущий должен быть готов к неожиданным поворотам и импровизациям. Дело в том, что, например, часть какой-то команды захочет отправиться в рискованное плавание на плоту, а часть может воспротивиться этой идее. Ведущий предлагает участникам каким-то образом решить эту проблему. Если «мореплаватели» все-таки настаивают и готовы «отколоться» от основной массы, ведущий просит их сесть в стороне от круга («вы в пути»). В другой команде, возможно, такого раскола не происходит и они едины в своем решении - плыть или не плыть. Если на островах кто-то остался, ведущий дает новую вводную.

    Ведущий. Через некоторое время очень далеко на горизонте вы увидели силуэт большого корабля. Но он прошел мимо, и люди с него не заметили подаваемых вами отчаянных сигналов. Через сутки к берегу прибило маленький одноместный катер. Он был абсолютно новенький, с полным баком бензина. По-видимому, его случайно обронили с борта проходившего ранее корабля, а может быть, его смыло волной. Так или иначе, у вас появился еще один шанс. Воспользуетесь ли вы им и как?

    Это один из самых интересных моментов в игре. Участники быстро приходят к мысли, что отправиться на поиски земли на маленьком одноместном катере - занятие очень рискованное. Ведь если бензин закончится раньше, чем встретится земля, храбрец-одиночка вынужден будет дрейфовать по бескрайнему океану, пока не умрет от голода и жажды. Кто решится на это? Драматический выбор. Почти всегда находятся люди, готовые к самопожертвованию. (Некоторые предлагают компромиссный вариант: искать землю до тех пор, пока бак не опустеет наполовину, после этого возвращаться - впрочем, риск все равно остается.) С этого момента практически всегда возникает необходимость разных инструкций для жителей каждого из островов. Опытный ведущий может придумать собственные ходы. Вот несколько вариантов (при любом из них участники обязательно должны принять какое-то определенное решение).

    Первый вариант (кто-то уплыл на плоту)

    Ведущий. Вы не успели удалиться от острова на слишком большое расстояние, как увидели движущееся прямо к вам судно. Ваши крики были услышаны, не прошло и нескольких минут, как вы уже были подняты на борт. Радость переполняла вас, вы взахлеб рассказывали капитану о годах, проведенных на острове, просили его изменить маршрут, чтобы забрать с острова ваших товарищей. Капитан согласился. Однако радость ваша оказалась, увы, преждевременной: это было судно современных пиратов-работорговцев. Наивно указав путь к острову, вы превратили ваших друзей в пленников. Между тем, как это бывает свойственно жестоким людям, капитан-пират вдруг проявил сентиментальность. Приняв во внимание пережитые вами злоключения, он решил сделать благородный жест и оставить вас на острове, но не всех: двоих - по вашему выбору - он заберет с собой, чтобы продать наркодельцам для работы на маковых плантациях. Он дал вам время до утра, а утром эти двое должны явиться к нему на корабль. Решайте, как быть в такой ситуации!

    Второй вариант (все остались на острове)

    Ведущий. Однажды утром вы увидели входящее в бухту острова судно. Вы не поверили своим глазам: наконец-то сбылась ваша мечта о встрече с людьми. Вы бросились к берегу навстречу отошедшей от корабля шлюпке. Как только шлюпка причалила, вы бросились к морякам и стали взахлеб рассказывать о своей судьбе...

    Далее события сходны с описанными в первом варианте. Снова возникает ситуация драматического выбора. Иногда появляются добровольцы, готовые пожертвовать собой для спасения остальных, - часто это связано с их уверенностью, что они смогут бежать из плена. Бывает, что участники решают сдаться пиратам вместе. Возможен и вариант, когда участники приходят к мысли вступить с пиратами в бой. Ведущий, разумеется, не вмешивается и не комментирует происходящее, однако ему придется придумывать дальнейшие сюжетные ходы в задаваемой логике.

    Третий вариант (все участники группы становятся пленниками пиратов)

    Ведущий. Капитан запер вас в трюме, и судно отправилось в море. Не прошло и двух суток, как по суете и крикам наверху вы поняли: что-то произошло. Загремели выстрелы. Пиратское судно догоняли полицейские катера. Не зная о том, что у пиратов есть пленники, полицейские открыли огонь из пушек и пулеметов. В трюме вспыхнул пожар, но, на ваше счастье, из-за попадания снаряда образовалась пробоина в потолке. Через узкое отверстие можно по очереди вылезти на палубу. Но огонь полыхает вовсю. Нельзя сказать, все ли успеют выбраться из горящего помещения. Тот, кто окажется первым, наверняка спасется, а чем дальше от начала очереди, тем меньше шансов спастись. Решайте, как вы будете выбираться, в каком порядке?

    Четвертый вариант (находятся двое, которых отдают пиратам, или участники решают вступить с пиратами в схватку)

    Ведущий. Вы укрылись от врагов в пещере. Но вот незадача: именно в этот момент внезапно проснулся давно спавший вулкан. Начавшееся извержение сопровождалось мощными подземными толчками, от которых стали рушиться своды пещеры. Камнями почти завалило вход - осталось только совсем небольшое отверстие, в которое едва можно протиснуться. В любую минуту потолок пещеры обвалится, и вы все можете погибнуть. Тот, кто окажется первым, наверняка спасется, а чем дальше от начала очереди, тем меньше шансов спастись. Решайте, как вы будете выбираться, в каком порядке?

    То, как поведут себя участники группы, во многом отразит систему отношений, возникших между ними, и ясно высветит многие жизненные ценности и ориентации детей. Эта процедура довольно жесткая, но, в группах старшеклассников можно рискнуть. Разумеется, по окончании игры следует особенно подробно обсудить чувства и мысли ребят именно в этот момент, все высказанные предложения и те критерии, на которые они опирались при выборе линии поведения. Эта ситуация является кульминационной. После нее надо переходить к последнему этапу игры. Игру необходимо завершить на положительном настрое.

    Ведущий . Вам всем удалось выбраться на палубу (из пещеры). И вы сразу увидели приближающихся к вам вооруженных людей. Но пугаться уже не стоит: это полицейские из специального отдела по борьбе с наркомафией и российские моряки. Над вашей головой ревел двигателями вертолет. Эти люди появились неслучайно: в открытом море они встретили плот, на котором плыли ваши друзья (одноместный катер, на котором отправился за помощью N), и узнали о постигших вас злоключениях. Через несколько дней вы были уже дома.

    Ведущему важно не забыть всех персонажей и «вернуть» их домой тем или иным образом. После поздравлений в связи с окончанием приключений следует перейти к обсуждению игры.

    Вопросы для обсуждения

    Довольны ли вы пережитыми приключениями?
    Какие эпизоды игры оказались для вас наиболее интересными?
    В каких ситуациях вам было особенно трудно принять решение?
    Удовлетворяли ли вас решения, к которым приходила группа?
    Почему вы решились (не решились) отправиться в плавание на плоту (на одноместном катере)?
    Почему это рискнул сделать N?
    Что вы чувствовали, когда оказались в ситуации выбора, кого отдать в жертву пиратам?
    Легко ли вы согласились с местом, которое вам отвели в очереди к спасению во время пожара (землетрясения)?
    Проявляли ли вы сами активность во время жизни на острове и других событий или предпочитали следовать за лидерами?
    Кто был лидером? Почему? Было ли ему дано это право группой или он сам взял инициативу в свои руки?

    Игра может занять более двух часов. Однако не следует экономить время на обсуждение. Оно должно быть подробным и многосторонним - только тогда за увлекательной фабулой игры участники тренинга увидят глубокий психологический смысл.

    Сказочные шахматы

    Эту игру можно проводить как с младшими школьниками, так и с подростками и старшеклассниками. При работе с малышами особое внимание следует обратить на подачу инструкции: повторить ее несколько раз. Начинать можно только тогда, когда ведущий убедится, что все поняли инструкцию. Основная цель - развитие у детей умений и навыков общения при использовании невербальных средств. Кроме того, игра развивает сообразительность, инициативность, помогает формированию сплоченности группы. Игра имеет несколько вариантов.

    Первый вариант

    Если в группе около двадцати человек, то игру «Сказочные шахматы» можно организовать следующим образом.

    Инструкция

    В сказочном мире существовали два королевства - Синее и Зеленое. Эти королевства были добрыми соседями. В столице каждого из них стоял дворец. В каждом дворце находились король и королева, принц и принцесса, главный министр, фрейлина, начальник стражи, повар, садовник, астролог и другие - важные и не очень - персоны. Легко догадаться, что в Синем королевстве у всех жителей костюмы были синего цвета, а в Зеленом - только зеленого. В остальном же никаких различий между королевствами не было. Даже внешне король Синего королевства почти не отличался от короля Зеленого королевства, и если бы не цвет одежды, их легко было бы спутать. Однажды злая волшебница наслала на оба королевства ужасный ураган. Он был такой силы, что всех жителей, словно легкие перышки, разметало по сказочному миру. Когда ураган наконец затих, жители не могли понять, в каком из королевств - Синем или Зеленом - они оказались. Волшебный ураган не только все перемешал, но и лишил людей возможности различать цвета! Страшнейший грохот, сопровождавший ураган, на время оглушил жителей, и они ничего не слышали. Однако всем жителям очень хотелось вернуться к своим привычным обязанностям. Ведь каждый из них помнил, кто он и в каком королевстве жил, но понятия не имел, кто находится рядом с ним. Представьте себе, что вы оказались на месте жителей этих королевств. Давайте попробуем разрешить возникшую перед ними проблему. Каким образом мы будем это делать? Сейчас вы по очереди вытянете карточку и узнаете, какая роль досталась вам в нашей игре - повара или, скажем, главного министра. Цвет надписи на карточке подскажет, к какому королевству вы относитесь. Важнейшее условие - никому не показывайте свою карточку! Посмотреть карточки можно только по моей команде.

    Для игры нужно заготовить заранее карточки по числу участников, которых должно быть четное количество, поскольку обязательным требованием является равное число членов двух команд-королевств. Иными словами, ведущий должен иметь два набора карточек с одними и теми же персонажами синего и зеленого цвета. Следует позаботиться, чтобы у ведущего имелся запас карточек. После начала занятия ему станет понятно, сколько человек присутствует, и он отложит в сторонку лишние карточки.

    Примерный набор карточек для группы в шестнадцать человек:

    1. Начальник стражи.
    2. Главный министр.
    3. Принц.
    4. Король.
    5. Королева.
    6. Принцесса.
    7. Повар.
    8. Астролог.

    Если в группе восемнадцать, двадцать или, скажем, двадцать четыре участника, можно ввести дополнительные карточки с такими персонажами, как казначей, разбойник, ведьма, иностранный посол, шут, солдат и т.п. Организовать раздачу карточек можно разными способами. Если участники сидят в кругу, то ведущий сам может подойти и положить карточки на колени участника «рубашкой» вверх. Возможен вариант, когда каждый из участников сам вытягивает карточку из предложенного «веера».

    Инструкция

    Теперь, когда карточки находятся у вас, приготовьтесь... Одновременно поднимите карточки, посмотрите, что у вас там написано, и сразу снова положите их «рубашкой» вверх. Слева от меня (ведущий показывает) будет располагаться одно из королевств, а справа - другое. Я не знаю, какое из них окажется Синим, а какое - Зеленым. Ваша задача - навести порядок в королевствах. Вам нужно выстроиться в одну шеренгу - каждому в соответствии с выпавшей ему ролью и в нужном королевстве. Порядок расположения указан на доске.

    На плакате ведущий должен заранее написать порядок расположения персонажей в шеренге. Порядок может быть именно таким, как в приведенном выше списке. Очень важно - особенно в случае проведения игры с младшими школьниками - четко назвать, где располагается крайний персонаж. Например: «Начальник стражи - слева!» При этом указать рукой на то место, куда должен встать начальник стражи одного королевства и на то место, куда - второго королевства. Обычно возникает необходимость повторить это несколько раз. Без такого указания даже в группах старшеклассников неизбежно возникает путаница.

    Инструкция

    Дорогие жители королевств! Помните, что ваша задача оказаться именно в том королевстве, цвет которого вам выпал. Но ведь пока никто не знает, где будет Синее королевство, а где Зеленое. Для того чтобы определиться, вам надо договориться друг с другом. При этом учтите, что вы не можете услышать друг друга. Первое условие: вам придется общаться без использования речи - только с помощью жестов. Второе условие: запрещается показывать рукой на предметы синего и зеленого цвета, имеющиеся в комнате. Ведь жители королевств потеряли способность различать цвета. Эта способность вернется, если вам удастся найти свое королевство. Третье условие: запрещается писать - на бумаге или в воздухе - слова, обозначающие цвет и выпавшую вам роль. Всем ли понятна инструкция? Если да - начинаем!

    Комната освобождается от стульев и начинается собственно игра. Найти свое место в шеренге не так уж и сложно. Куда сложнее определиться с цветом королевства. Именно здесь возникают самые серьезные трудности и проблемы. Для старшеклассников задание можно еще более усложнить. Например, ввести требование все время держать руки за спиной. Более сложные условия можно ввести и в том случае, если участники быстро справляются с заданием. Тогда ведущий предлагает сыграть еще раз, но в более жестком варианте. Процесс поиска королевства и своего места в нем может занять длительное время - до 10–15 минут. Иногда при этом возникают прямо-таки драматические ситуации: например, кто-то из участников бродит в растерянности между двумя шеренгами и нигде не встречает радушного приема - другие персонажи отправляют его назад, не желая уступить занятое место. Интересно понаблюдать за способами организации невербального взаимодействия. Выявляются лидеры, пытающиеся взять на себя руководство, и пассивные исполнители, ожидающие, пока другие определят им место в королевстве. Важно обратить внимание участников, что инструкцией им не запрещено показывать предметы нужного цвета разными частями тела (запрещено только рукой , но относительно ног или носа ничего не было сказано). После того как обе шеренги выстроятся друг против друга, ведущий предлагает игрокам предъявить доставшиеся им карточки и назвать свою роль. Тем самым выявляется успешность (или неуспешность) выполнения задания. Затем организуется обсуждение по следующим вопросам.

    Что помогло вам найти свое место?

    Какие трудности возникли и как вы их преодолевали?

    Какие способы взаимодействия с другими участниками вы использовали?

    Кто, по вашему мнению, нашел удачные способы договориться без слов?

    Удалось ли кому-то, не нарушая правила, достаточно легко справиться с трудностями?

    Второй вариант

    Задача участников - построиться не в одну, а в две шеренги в каждом королевстве (на доске или плакате фиксируется местоположение каждого персонажа). Этот вариант годится для подготовленной группы и для не слишком просторного помещения, в котором встать в одну шеренгу затруднительно.

    Третий вариант

    Иногда возникает необходимость провести игру с большим числом участников (30–40 человек). Здесь придется позаботиться о нужном количестве карточек. В инструкцию вносятся необходимые изменения. Пусть королевств будет не два, а четыре - Синее, Зеленое, Красное и Желтое. Соответственно появляются одинаковые персонажи разных цветов. Тогда шеренги могут располагаться вдоль четырех стен помещения, которое должно быть достаточно просторным. Все остальные условия проведения игры остаются прежними. Время выполнения задания может увеличиться ввиду возросшей сложности.

    15. Спасатели

    Сюжетно-ролевая игра, рассчитанная на детей старшего возраста. Направлена на сплочение детского коллектива, а также на самопознание. Игра рекомендуется для проведения в первой половине сезона.

    Первый этап

    Под «космическую» музыку дается первая вводная информация к игре.

    Вы - экипаж корабля-разведчика. Среди вас не только члены экипажа, но и большая группа ученых. Вы находились в длительной экспедиции на одной из неизвестных планетных систем удаленного сектора Галактики. Вы отсутствовали на Земле десять лет. Задание было трудным, но оно выполнено полностью. Собраны образцы почвы, флоры планеты, исследованы возможности ее экономического использования. Экипаж с чувством выполненного долга пребывает в состоянии анабиоза. Корабль летит к Земле, управляемый компьютером. Только непредвиденные обстоятельства могут привести к тому, что системы жизнеобеспечения разбудят капитана или радиста, если придет экстренное сообщение.

    Экипаж был приглашается к плакату на стене. Он представлял собой схематическое изображение корабля в разрезе (очень простое). Весь корабль был разделен на секторы, в каждом было написано название сектора, предполагаемые специалисты и их количество: Рубка: капитан, второй пилот, штурман, всего - три человека. Инженерный отсек: бортинженер и три специалиста, всего - 4 человека. Медицинский отсек: два человека. Система жизнеобеспечения: инженер, помощник, всего - два человека. Камбуз: два повара. Радист: один человек. Научный отсек: бригада специалистов разного профиля. Количество человек не оговаривается, так как оно зависит от размера группы. Состав специалистов зависит от желания участников. Они сами выбирают себе профессию, соотнося ее с целями экспедиции и выбором других участников. После ознакомления с планом группа распределяет обязанности между собой. (На этом этапе ведущие полностью устраняются. Время жестко не ограничивалось) После распределения обязанностей группе предлагается с помощью подручных средств - стульев, столов, спортивных матов - смастерить себе что-то вроде корабля и разместиться по секторам.

    Второй этап

    Погружение в ситуацию полета. Всем предлагается удобно устроиться в своем отсеке, закрыть глаза и под спокойную музыку представить себе это путешествие. Вспомнить, как проходила экспедиция, какое дело выпало на долю каждого участника. Обращаясь к каждому, ведущий просит его представить и оценить свой вклад в экспедицию, осознать те чувства, с которыми он возвращается домой: «А теперь попробуйте «заснуть» и представить себе, какие сны вам могут сниться в анабиозе, на пути к дому...» Музыка затихает, участникам предлагается проснуться и разбиться на тройки-четверки. В этих мини-группах проходит обсуждение снов и чувств, которые возникли у каждого во время проживания полета. Пока идет обсуждение, ведущий незаметно передает радисту бумагу со словами: «Тебя вывели из анабиоза, пришло экстренное сообщение. Время на принятие решения и изменение траектории полета - десять минут. Оно уже пошло». На листе бумаги - краткий текст радиограммы: Полет корабля проходит в зоне действия сигнала SOS. Его посылает автоматика земного корабля - разведчика с неизвестной планеты. Других кораблей в зоне нет. В течение десяти минут возможен поворот корабля и изменение курса. В случае если корабль повернет, возвращение на Землю будет отсрочено как минимум на один год. Радисту было сообщено, что у него есть три варианта: он может принять решение самостоятельно, разбудить капитана или весь экипаж. В течение условленного времени должно быть принято решение. Если экипаж решает лететь дальше, то ведущий сообщает следующую установку: Ваш корабль попал в метеоритный дождь и совершает вынужденную посадку на ближайшей планете. Поэтому так или иначе, корабль попадает на эту планету.

    Третий этап

    Здесь дается следующая вводная. Капитан посадил корабль недалеко от земного «разведчика», посылающего сигнал. Компьютер готов сообщить вам параметры планеты (штурман и инженер по жизнеобеспечению получают тексты с параметрами). В вашем распоряжении робот-разведчик. Он на грани поломки, так как уже прошел «огонь и воду» во время основной экспедиции, но до корабля, терпящего бедствие, скорее всего он дойдет. Принимайте решение о дальнейших действиях. Штурман по приказу капитана зачитывает текст. На данной планете отмечается высокий уровень радиации. Пребывание без защитного костюма невозможно. Сила тяжести в полтора раза больше земной. Количество кислорода ниже нормы. Освещение слабое, приравнено к земным сумеркам, что затрудняет ориентацию, делает ее невозможной без осветительных приборов. На планете отмечается наличие разумной жизни. Невдалеке от поселения наблюдается источник неизвестного излучения. Первое обследование показывает наличие в больших количествах ценных микроэлементов и металлов, редко встречающихся в Солнечной системе.

    Всем членам экипажа инженер дает такую информацию. В распоряжении экипажа 15 костюмов радиоактивной защиты и купол временной защиты, действующий в течение часа без энергетической поддержки корабля. Команда должна принять решение отправить к кораблю разведчиков или остаться на корабле в ожидании помощи, так же ведущий напоминает участникам следующее: В соответствии с параграфом 5, пунктом 12а кодекса исследователя дальнего космоса, считается недопустимым покидать планету, не предприняв всех возможных действий для спасения людей или выяснения причин трагедии. Разведывательная команда должна состоять не меньше чем из трех человек. Можно отправить несколько троек. Связь между ними будет осуществляться только через корабль. На планету (в свободную часть комнаты) спускаются три человека. Ведущие тихо сообщают разведчикам то, что те якобы увидели. Разведчикам также передается текст последней записи бортжурнала. Через весь зал разведчики сообщают это оставшимся на корабле: Звездолет пуст. Никаких следов паники. Все открыто, кроме отсека с топливом. Он почему-то не контролируется компьютером. Так бывает в тех случаях, когда содержимое топливного отсека опасно для корабля. Сохранились записи в бортжурнале: корабль приземлился на планету для проведения плановых исследований. Что-то случилось с топливом корабля. Всем членам экипажа становится известной и последняя запись в бортжурнале: На планете найдены признаки разумной жизни. Аборигены ведут себя дружественно, активно идут на контакт. Общение с ними посредством языковых средств невозможно, у них нет своего языка. Они общаются путем телепатической передачи картинок и образов, человеку пока непонятных. Командир принял решение всем составом корабля идти на встречу с аборигенами для посещения некоторого «места», суть и назначение которого непонятны. Сигнал SOS послан автоматикой корабля через три дня после ухода экипажа. После обсуждения разведчикам отправляются дальше, найти аборигенов и осуществить скрытое наблюдение. Второй ведущий ненадолго выходит с разведчиками за дверь, дает им информацию о том, что они увидели. Вернувшись, разведчики «радируют» следующее. Наблюдали за поселением. Аборигены очень разные на вид, но совершенно не похожи на людей. Весьма несимпатичные. Они обходятся без всяких технических приспособлений в этих планетарных условиях. Видели, как из одного дома выскочило существо с человеческим младенцем на руках. Судя по жестам, оно было очень обеспокоено, окружающие - тоже. Младенца куда-то унесли. Через два часа появилось то же существо, но на руках у него был не ребенок, а какой-то непонятный кокон. Существо было совершенно спокойно, шло не торопясь . Экипажу корабля и разведчикам предлагается в течение десяти минут обдумать ситуацию. Им нужно предположить, что же случилось с людьми, ушедшими с корабля. Если это предположение окажется верным, разведчики смогут вернуться, если нет - они исчезнут и связь с ними прервется. Снова перед капитаном и экипажем возникает ситуация выбора: отправлять ли вторую экспедицию? Если капитан с командой решают не отправлять вторую экспедицию, то ведущий напоминает опараграфе 5, пункте 12а кодекса исследователя дальнего космоса. Итак, отправляется вторая экспедиция, далее по такой же схеме и третья. Все они приносили информацию и они должны решить совместно с экипажем, что же происходит с людьми на этой планете. И вот - новый удар судьбы. Сразу после исчезновения третьей партии разведчиков бортинженер получает такую информацию с компьютера: Приборы отмечают необычное воздействие местных излучений на структуру субстанции, являющейся топливом для корабля. Субстанция разрушается, этот процесс необратим. Если через десять минут не будет принято решение остаться, корабль автоматически стартует. Если экипаж останется на планете, то помощи с Земли придется ждать 25 лет (если сигнал помощи дойдет). Анабиоз будет невозможен. Экипаж окажется запертым в своем корабле. Пища и воздух системами обеспечения будут предоставлены в необходимом количестве. Записка была передается незаметно. На принятие решение дается 10 минут.

    Оставим пока экипаж, посмотрим, куда же пропали наши разведчики. Они находятся в комнате неподалеку, они знают уже немало о том, что произошло на этой планете, но они уже - не люди. Аборигены пригласили их в гости и незаметно провели через то самое непонятное излучение. Люди «закуклились», а через некоторое время превратились в местных «уродцев», невзрачных на вид, но идеально приспособленных к местным условиям. Они обладают телепатией; несмотря на силу тяжести, способны к полетам; их зрение позволяет им видеть окружающее в необычных красках. Они создали биологическую цивилизацию, живут в гармонии с природой и решают, преимущественно эстетические и философские задачи. Все местные существа - не местного происхождения. Эта планета привлекает различные цивилизации своими природными богатствами. Но с кораблями-разведчиками большинства цивилизаций на планете происходят необратимые изменения: через некоторое время разрушается топливо и корабль теряет возможность взлететь, а часто - сообщить на родину о беде. Один из экипажей такого корабля наткнулся на удивительное излучение, с помощью которого их организмы прекрасно приспособились к местным условиям, но возможность общаться с не-телепатами они утратили. С тех пор прошло много лет. Местные жители взяли за правило поступать со всеми пришельцами следующим образом: они проводят иноземцев через излучение, иногда уговаривая их, иногда ничего не объясняя. Совесть аборигенов спокойна: так они спасают пришельцев от смерти или прозябания на ужасной планете. Иногда, правда, генетические изменения дают сбой и у них рождаются дети, похожие на прародителей. Детей можно спасти, если успеть их донести до излучения. Именно эту картину и наблюдали первые разведчики. Компания «аборигенов» возникает постепенно. Первым трем ведущие сами рассказывают всю «правду» и надевают на них маски как символ перевоплощения. Если им не просто смириться с судьбой, то в ответ на их роптания ведущие предлагают: «Вы еще не до конца утратили человеческий тип мышления, вы еще помните, что значит быть человеком»

    Что касается экипажа, то их решение может быть – либо лететь, либо остаться. В первом случае ведущие дают группе 15 минут пообщаться «аборигенам» с улетающими друзьями. Во втором случае вся команда должна решить – выходить из корабля или нет. «Аборигенам» дается информация: На корабле находится Земляне, в их распоряжении всего один час (20 минут по игровому времени), для того чтобы решить свою судьбу – погибнуть, либо стать такими как вы. В вас еще остались последние человеческие мысли и чувства, вы можете телепатически (в нашем случае - невербально) пообщаться с обреченными. Что вы хотите им сказать? К кому пойдете в первую очередь? Решайте сами.

    После принятия решения игра заканчивается.

    Обсуждение игры происходит по ее этапам. Здесь самое главное отметить, что большинство участников бывает настроено отрицательно против инопланетян. Откуда в нас это? Что нам мешает стать такими как они?

    Вокруг света

    Антипина Н, Астрикова И, Глебова В, Лучинин С,

    Непомнящая А, Приймак С, Протасов Н,

    Сальникова Н. (СПО «Флибустьеры»)

    Мероприятие рассчитано как на отряд, так и на дружину. Участникам объявляется, что сейчас они получат великолепную возможность совершить кругосветное путешествие. В каждой стране, которую они посетят, им будет выдаваться документ, а когда будут собраны все документы, участникам будут вручен приз (определяется организаторами). Для того чтобы начать путешествие, участники делятся на команды (корабли, экипаж воздушного шара, туристическая группа и др.). Каждой команде вручается карта путешествия, по которой и двигаются команд