• Рассказ на тему один день в риме. Прогулка по Риму. Что посмотреть за день. Вечный город в цифрах

    3,653 просмотрели

    Надеюсь, эта серия фотографий еще больше приблизит вас к «правильному» Риму. Итак, этот рассказ про мой Рим 13 июля 2014 года.

    Вставать с первыми лучами солнца меня зовёт долг и совесть перед моими клиентами – влюбленными парами из разных стран мира, которые приезжают в Италию до или после свадьбы, а иногда просто на годовщину отношений или день рождения. Убежден, что только в это время можно по-настоящему насладиться городом и сделать красивые снимки. На моем официальном сайте jakutsevich.ru вы найдете больше фото и идей для прогулок на рассвете, и не только в Италии. Но сегодня мой рассказ не про влюбленных, а про любовь к Риму.
    Чаще всего мы встречаемся с друзьями и клиентами у Арки Константина возле Колизея. Буквально в начале июля ее наконец-то освободили от строительных лесов.


    Так обычно выглядит площадь у главной римской достопримечательности в 6.30-7.00 утра. Все массовые экскурсии начинаются в 8.30-9.00, а до этого времени он большинству не интересен. Именно поэтому мы назначаем наши так рано.


    В этот утро я гулял с Холи и Джорданом, которые прилетели в Рим из США за полгода до свадьбы. Кто заинтересовался, может и рассказ про ребят.


    В этот день по всем прогнозам, даже в айфоне, синоптики обещали проливные дожди.


    Мокнуть я, конечно, не люблю, но как фотограф такой свет и облака просто обожаю. Тем более любой дождь имеет свойство заканчиваться, а в Риме они льют обычно недолго, но «как из ведра». В любом случае вы всегда можете скоротать время в одном из многочисленных кафе за чашечкой .


    Спустя минуту после того, как был сделан снимок выше, полило из того самого ведра, и мы прыгнули в такси и переехали к . Тут пришлось подождать минут 20 под навесом.

    И, как обычно, тучки быстро рассеялись.

    Мы же полюбовались на набережную и решили спуститься к реке.

    Кого кого, а чаек можно встретить в любую погоду.

    Мост Умберто I – второго короля Италии.

    Перед Пантеоном только мы и одинокий продавец зонтиков, который днем превращается в продавца воды или шарфов.

    Неподалеку от Пантеона находится церковь Сант-Иньяцио (Sant’Ignazio di Loyola a Campo Marzio). Всем советуем туда заглянуть и полюбоваться невероятно красивой росписью знаменитого Андреа Поццо, которая создает иллюзию купола, хотя потолок плоский.

    Ранним утром после дождя даже центральные улочки абсолютно пустынны.

    Как вам такая Via del Corso без сотен туристов-шопоголиков?

    И самая гламурная Via Condotti ведущая к .

    Мы же направились в сторону народной площади .

    Здесь мы встретили несколько скучающих рабочих разбирающих ограждения после недавнего концерта.

    Конечной целью нашей утренней прогулки был холм Пинчо и один из самых красивых римских парков . Именно отсюда открывается один из лучших бесплатных видов на панораму Рима. Именно тут днем толпятся сотни туристов. Вдали виднеется , как видите в 9 утра любоваться панорамами Вечного Города желающих не особо много. И правильно утром ведь нет такой удушающей жары, которую все так обожают в июле-августе, да и скучно одному.

    Вид на народную площадь.

    Именно тут мы встретились с мамой и братьями Холи, чтобы провести небольшую на семейную фотосессию .

    Кажется, что до Ватикана рукой подать.

    А вот так гордо возвышается над городом находящийся на площади Венеции.

    Любоваться римскими церквями можно бесконечно.

    Какое же утро без кофе? – спросите вы и будете абсолютно правы.

    Настроение у всей нашей делегации бодрое и позитивное, а с шоколадным круассаном жизнь вообще удалась!

    Главный редактор «ИТАЛИЯ ДЛЯ МЕНЯ» Яна Якуцевич всегда рада составить нам компанию.

    Вся наша прогулка заняла около 4-х часов и мы чуть-чуть уставшие, но под впечатлением от увиденных красот отправились на заслуженный отдых, чтобы уже вечером встретиться в одном из самых атмосферных районов Рима . Удивительно, но многие туристы до сих пор не слышали или игнорируют этот гастрономический рай – такой концентрации баров и ресторанов в не найдете больше нигде в Риме.

    В этот вечер было особенно пустынно, так как большинство туристов были прикованы к экранам телевизоров в барах – показывали финал чемпионата мира по футболу в Бразилии.


    Сами бары очень маленькие и сидеть внутри особо не принято, так что большая часть болельщиков тусуется на улице.

    Именно в таком формате большинство итальянцев и коротает вечера, если желает пообщаться и выпить. Сидеть внутри и устраивать пир на весь мир особо не принято. Чаще все стоят с бокалами на улице рядом с баром и выпив бокальчик продвигаются к следующему заведению.


    Таков был один мой день в «правильном Риме». Как видите ни вкусно и недорого позавтракать и поужинать, а также с комфортом наслаждаться самыми популярными местами и достопримечательностями нам никто не мешал. Такой Рим можно любить и в такой Рим можно влюбиться на всю жизнь!

    ↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

    Маршрут по Риму был составлен наспех вечером предыдущего дня. На выпрошенной в отеле карте я прочертила жирную кривую, отмечая кружочками все достопримечательности, которые следовало осмотреть. Получилась своебразная зигзагообразная диагональ, пересекающая вечный город посередине с юго-востока на северо-запад, от района Термини до Виллы Боргезе.

    Утром намечался ранний подъем. Поскорее собравшись, мы спустились в холл гостиницы, где совершались последние приготовления к завтраку. Средиземноморский завтрак пришелся мне по нраву: вкусно и сердито. Для тех, кто не в теме: обычно это кофе и булочка. А кофе-то ведь не простой, а ароматный каппучно с нежной молочной пенкой, посыпаннной сверху корицей... Да и булочки местного изготовления вещь довольно аппетитовозбуждающая=)

    Лихо разделавшись с завтраком, мы выскочили из отеля, прошли полсотни метров и встали как громом пораженные. А куда идти, собственно говоря? Где мы вообще находимся? На какой улице? Эти вопросы поставили нас с мамой в откровенный тупик.
    Вот тут-то и понадобился мой вери-вери-пур, но хоть какой-никакой английский. Оказалось, что большинство итальянцев смыслят в английском еще меньше меня. То есть, совсем ничего в нем не смыслят.

    Несмотря на взаимное непонимание, мы-таки разобрались, что к чему. Взяли путь на Коллизей, но только не прямиком, а через руины замка Виктора Эммануила и церковь Санта-Мария-Маджоре. О двух последих пунктах мы до этого толком ничего не слыхивали, просто они были отмечены на карте и лежали как раз (ну или почти) на пути к Колизею.

    Началось наше долгое, но увы, мимолетное, путешествие по Риму. Жизнь в городе кипела, хотя в августе все римляне (как, впрочем, и все итальянцы) берут отпуска и сваливают куда подальше, передавая город в полное распоряжение туристов.

    На дороге, по тротуарам - всюду разбросана разного рода грязь - неизменная спутница городских окраин. Вдоль и поперек снуют мигранты из стран Южной Азии и Африик; Мимо пробегают подтянутые римские девушки, одни из немногих римлян, оставшихся в городе.
    А мы идем неспеша, оглядываясь по сторонам и дивясь изобилию древних руинов и их прекрасной сохранности.

    Добрались до развалин замка первого короля объединенной Италии Виктора Эммануила.
    Для справки: до середины XIX века Италии как государства не существовало вовсе, а территорию итальянского сапога занимали враждующие между собой крохотные республики и княжества. Лишь в 1848 начался процесс объединения Италии - так называемое Рисорджирменто, продолжавшееся более двадцати лет. Правителем уже единой Италии был избран Виктор Эммануил, король Сардинского королевства, бывшего центром объединения.

    Но пока мы об этом не имели ни малейшего представления, как и о том, что это перед нами такое простирается. Вот так бы мы стояли и смотрели на руины непонятного происхождения, если бы не благодушный итальянский полиционер, который и поведал нам краткую историю сего сооружения.

    Замок сам по себе напоминает небольшой особнячок; у подножия мирно дремлют старинные колонны и плиты, а вокруг всего этого разбит обширный парк.

    С утра здесь можно встретить несчастных постояльцев - иммигрантов, нашедших некое подобие крова в городском парке. Один паренек беззаботно спал на траве меж четырех громадных стволов. Я его щелкнула, в ответ на что он стал осыпать меня последними ругательствами, возмущенно размахивая при этом руками. Мы мгновенно скрылись с места происшествия и побрели себе спокойно дальше.

    Вскоре перед нами возникла она - Санта-Мария-Маджоре, чрезвычайно сложная в архитектурном отношении церковь. Она имеет в плане два фасада, и они настолько друг от друга отличны, что создается впечатление, будто это две совершенно разные церкви. Передний фасад украшает стройная часовая башенка (самая высокая в Риме).


    Задний фасад увенчан двумя сводчатыми куполами, которые возвышаются по обе стороны от центра.

    Отсутствие чёткой планировки сразу бросается в глаза. Видно, что церковь строили веками. Об этом говорит многообразие архитектурных стилей: готические витражные окна, роскошные барочные фасады, купола в духе Возрождения и их мыслимые и немыслимые переплетения.

    Мы долго раздумывали, зайти или нет. Наконец, решившись, переступили порог и оцепенели от увиденнего. Собор прекрасен как снаружи, так и изнутри. Зайти непременно стоило.

    Покинув эту тихую и величественную обитель, мы утремились к амфитеатру Флавиев, или, говоря по-нашему, к Колизею. Есть ли на свете человек, который не знает, что такое Колизей? Быть может, папуасы Новой Гвинеи или эскимосы крайнего Севера и не знают этого, однако весь цивилизованный мир наслышан о нем сполна. Весь, кроме моей мамы.
    На мое радостное восклицание:
    - А теперь мы идем к Колизею! - она задает мне ну просто обескурживающий вопрос:
    - А что такое Колизей?
    Немного оправившись от шока, я принялась за разъяснения.
    Говорю: "Колизей - это древнеримский амфитеатр, где проводились гладиаторские бои и схватки с дикими зверьми". Чтобы в её голове возник ясный образ этого сооружения, я задаю наводящий вопрос:
    " Мам, ты помнишь, фильм такой, "Гладиатор" называется?" Задея удалась, а я продолжила свою импровизированную экскурсию:
    "Колизей был построен в I веке нашей эры римскими императорами из рода Флавиев, оттого он и называется амфитеатром Флавием. Вмещал он в себя до 80 тысяч человек, причем все - от императора до последнего плебея - могли присутствовать на зрелищах. Однако размещались в Колизее согласно социальному статусу. На нижних рядах сидели аристократы, богатые и уважаемые горожане, там же располагалась императорская ложа. Чем ниже было положение человека в обществе, тем выше находилось его сидение.
    Зрелища здесь устраивались не для слоабонервных. С современнной точки зрения, естественно. Скажем, приводили на арену человека - раба - и подпускали к нему голодного льва. А зрители активно скандировали и хлопали, упиваясь разыгывающейся на их глазах кровожадной игрой.
    Вот теперь ты имеешь хоть какое-то представление о том, что такое Колизей. Приготовься увидеть его воочию."

    Вскоре он предстал во всем своем неподдельном величии. Смотрел на нас точно с фотокарточки. Я чуть было не завопила от восторга, смешанного с неверием.

    Еще в предыдущий день мы выведали один очень полезный секрет: как попасть в Колизей, не выжидая в длиннющей очереди за билетами. Ничего противозаконного, говорю сразу. Дело в том, что билет дает возможность посетить не только Колизей, но также форумы и Палатинский холм. И билетная касса имеется не только у входа в Колизей, но и у Палатинского холма, за аркой Константина.


    Нам повезло: очереди в этой кассе не было совем. И мы, радуясь, что не потеряем драгоценное время в томительном многочасовом ожидании, купили билеты и прошли на Палатинский холм. Именно здесь, по преданию, волчица вскормила маленьких Ромула и Рема, легендарных основателей Рима. Именно с этого холма начинается почти трехтысячелетняя история города. Здесь зелено и пахнет историей. Отвсюду видны развалины древних античных и средневековых строений.
    Легко потеряться, если не знаешь, куда идти. Что мы не преминули сделать=) Побродив вволю и так и не найдя Фарнезианские сады, мы вдруг вспомнили о времени и о том, что его у нас ограниченное колчество, и побрели искать выход.

    Было уже окло 11 утра, когда мы с билетами на руках подошли к Колизею. С жалостью оглядели несчастных, стоявших в полукилометровой очереди, которая ползла, казалось, медленнее улитки. А мы в несколько минут добрались до внутренностей амфитеатра, еще более потрепанных временем, чем его внешний вид;

    Арена в Колизее отсутствует, зато видны находившиеся под ней подвальные помещения.Людей внутри ничуть не меньше, чем снаружи.

    Я бы пришла сюда на рассвете холодным ноябрьским утром, чтобы сидеть здесь в одиночестве и вдыхать в себя этот дух истории, который, увы, легко развеивается из-за обилия шныряющих туда-сюда современников. Я бы прошлась по этим расстерзанным останкам былого могущества и увидела бы перед собой разъяренную толпу, холеного императора в терновом венце, окруженного разодетой свитой, увидела бы гладиаторов, с неистовым бешенством бросающихся друг на друга. Однако напрячь воображение в бурлящем людском потоке меня не вышло. Эти камни были для меня просто камнями, а не свидетелями гладиаторских боев и инсцинированных морских сражений.
    Совершив обход по нижней галерее, мы покинули Колизей.

    Двинулись по уличе Императроских форумов (via Fori Imperiali). Эта улица тоже своего рода достопримечательность. Какие отсюда открываются виды на античные руины! В потверждение, если не верите на слово, фотография.


    Беспрерывно озираясь по сторонам, дошли до так называемого Свадебного торта, или Пищущей машинки, или, того хуже, Вставных челюстей. Всё это - любовные прозвища, данные римлянами монуменумту в честь уже упомянутого Виктора Эммануила. Сами итальянцы своего первого короля не сильно жалуют, отсюда и эти смешные прозвища (очень точные, если задуматься).

    Кстати, официальное название памятника - Витториано. Другое его официальное название - Алтарь Отечества. Здесь горит вечный огонь в память о погибших в Первую мировую итальянцах.

    По стилю Витториано - чистейшее барокко, пышное, нарядное и монументальное. Красиво, не возразишь. Особенно если смотреть на его, заблаговременно перейдя дорогу. Почему? На переднем плане блещет ярко-зеленая, залитая солнцем трава, и на этом фоне белоснежный монумент смотрится еще более выгодно.

    Дальше мы пошли искать площадь Венеции. Я говорю маме: "Она находится за Витториано, как показано на карте." Она мне втирает обратное: что нам нужно идти вперед, а не назад. Завязывается горячий спор. Мотаясь из стороны в сторону, то вперед, то назад, мы опросили уйму людей: "Where is piazza Venezia?". Но все наши респонденты были такими же, как мы, непутевыми туристами=) Благо, на пути нам встретилась коренная римлянка, которая своим ответом нас буквально ошарашила. А сказала она вот что: "This is Piazza Venezia. You are in the Piazza Venezia".
    Значит, мы так долго мучились в поисках растреклятой площади, в то время как сами находились на ней? И мы здорово посмеялись над собой. Хотя, в общем, мы тут были не при чем. Просто на карте Витториано показан неправильно: смотрит на площадь Венеции не передом, как то есть на самом деле, а задом. Вот мы и запутались. Горячо поблагодарив добрую итальянку, мы взяли курс на Пантеон.
    Пантеон, наряду с Колизеем форумами, является некой визитной карточной города. Храм всех богов, бывший некогда языческим, в VII веке превратился в христианскую церковь.


    Такую необычную христианскую церковь вы не увидите нигде в мире. Вся фишка в том, что она круглая. Никаких латинских и греческих крестов, никаких нефов, ничего от христианского храма. Да еще и дырка в девять метров на куполе. Правда, это вовсе не дырка, это такое специальное отверстие, сквозь которое сюда проникает свет. А порой и дождь, и град, и все прилгающееся.

    Кстати, в Пантеоне нашли покой многие выдающиеся итальянцы, и в их числе Рафаэль Санти. Его могила расположена в отдельной нише; её украшают две скульптуры: бюст самого Рафаэля и статуя Девы Марии. Кто изображен в образе Девы Марии - неразрешимая загадка истории. Возможо, его невеста из богатого и знатного рода, или же его возлюбленая (читай - любовница) Форнарина, для которой он отстроил роскошную виллу и которую обессмертил на своих полотнах?...

    Продолжение следует...

    👁 Отель как всегда бронируем на букинге? На свете не только Букинг существует (🙈 за конский процент с отелей - платим мы!) я давно практикую Румгуру , реально выгодней 💰💰 Букинга.

    👁 Знаешь ? 🐒 это эволюция городских экскурсий. Вип-гид - горожанин, покажет самые необычные места и расскажет городские легенды, пробовал, это огонь 🚀! Цены от 600 р. - точно порадуют 🤑

    👁 Луший поисковик Рунета - Яндекс ❤ начал продавать авиа авиа-билеты! 🤷

    Ранним утром на рассвете в римских домах раздавались первые звуки нового дня. Рабы натирали мраморные полы пчелиным воском, гремели посудой в столовой, зажигали огонь в печи, открывали ставни и готовили детали дневного туалета господ. Все римские дома были счастливы по-разному, в зависимости от достатка хозяев. Сами хозяева тоже просыпались рано, за вычетом тех случаев, когда вечеринки переходили в ночные гуляния с друзьями.

    Римляне торопились на работу. Правда, работали они до полудня и день через два, поскольку праздники в Древнем Риме преобладали над буднями, а в будние дни после обеда римляне сами себе устраивали праздники. Как?

    Принцип удовольствия 2000 лет назад

    В отличие от принципа лишения и страдания, узаконенного несколько веков позже Церковью, язычники древнего Рима следовали принципу удовольствия. Они открыли его задолго до теории Фрейда. Если не было бога, который мог бы стать покровителем удовольствия во всех его формах, римляне его заимствовали или придумывали сами. Они торопились жить. Этот врожденный импульс был созидающим и разрушительным для тех времен, но никто об этом особенно не задумывался.

    Ритуал утреннего обмывания совершался над тазом или бронзовой миской, но без мыла - римляне не знали его. Вместо этого использовали пепел бука, измельченную глину и щелок либо бобовую муку. Для гладкости кожу потом смягчали масляным бальзамом. Вытирались льняным полотенцем. Мужчины брились ежедневно, пожилые, как ни странно, не стеснялись красить волосы в черный цвет, а лысые не пренебрегали париками. Рабы и рабыни отвечали за то, чтобы мужчины были гладко выбриты, накрахмалены и одеты в чистую тогу, а женщины - причесаны по моде, гримированы и одеты лучшим образом. У зажиточных римлян были рабы-парикмахеры (тонзоры) и ornatrices для матрон. Волосы закручивали горячим железным стержнем - аналогом бигудей.

    Первый завтрак римляне делали наспех, очень часто - по дороге на работу, прикупив в одной из многочисленных лавок холодные или теплые закуски. Женщины после этого либо приступали к домашним заботам, либо навещали подруг и родственников. Работающих женщин в Древнем Риме было немного и заняты они были в основном в ремесленных мастерских.

    Римский форум 2000 лет назад - место встречи изменить было нельзя

    поначалу являлись местами оживленной торговли или, попросту говоря, обыкновенными рынками. В имперский период они превратились в притягательные центры для римлян. Воздвигались базилики и появлялись сенатские курии. Здесь проходили торжественные шествования завоевателей и демонстрации награбленного на покоренных территориях. Самые последние события можно было узнать только на форумах. Бывшие рынки постепенно превращались в ярмарки, а затем - в культурные и политические центры города.

    Простые римляне, жившие в многоэтажных инсулах , часто в - комнатушках без санитарных помещений и воды, с удовольствием устремлялись по утрам к форумам: это был способ приобщиться к благу и почувствовать себя жителем великой империи. Здесь было позволено словоблудие и ораторство в неограниченных количествах и для всех. Любой мог обратиться к толпе с импровизированной трибуны и толкнуть речь на любую тему, кроме тех, которые подвергали сомнению величие империи и статус существующей власти.

    Таких форумов в Риме в имперский период было не менее одиннадцати. И хлеб, и зрелища - все можно было дать и получить здесь жителю древнего города в ритме стремительно меняющегося ежедневия. Здесь заключались торговые соглашения, устанавливались цены на ходовые и неходовые товары, а великолепие колоннад и раскрашенных статуй исполняло гордостью и эстетическим удовлетворением сердца жителей и гостей Рима. После работы (примерно к часу дня) римляне, умывшись и переодевшись, стекались к площадям в надежде получить шанс, выгодное предложение или купить по лучшей цене заморский товар первого качества.

    Полезно :

    Римские купания 2000 лет назад

    Древние римляне считали, что истина в воде. Они даже поклонялись богине Veritas, дочери Сатурна, которая, как считалось, жила в глубинах колодцев. Однако римские императоры с помощью многотысячной армии рабов и знатных мастеров позволили жителям древнего мегаполиса буквально купаться в истинной влаге блаженства. Были построены акведуки и термы, которые полностью изменили представление римлян о свойствах воды и ее политической значимости.

    Знаменитые термы императоров стали средоточием новой культуры и образа жизни в Древнем Риме. Термы Диоклетиана и Каракаллы ежедневно посещали тысячи римлян от мала до велика. Библиотеки, площадки для игры, оздоровительные процедуры по примеру древних этрусков чередовались с отдыхом и солнечными процедурами, а "в кулуарах" терм или напрямую в бассейнах решались судьбы республики.

    Термы в послеобеденное время стали альтернативой форумам и циркам. Особенно после величайшего решения Агриппы сделать их бесплатными для всех. Можно было увидеть мимов, плясунов, продавцов цветов и амулетов, можно было вдоволь поесть-попить, можно было сделать ставки на гладиаторов, закрутить любовную интригу или просто выбрать одну из жриц любви. Можно было заняться спортом или почитать древние рукописи.

    Изощренный механизм водных процедур в наши дни по соображениям экономии сохранился лишь частично. Между тем, в римских термах были свои правила наслаждения водой. Сначала посетители входили в тиепидариум - просторный бассейн со слегка подогретой водой, в котором они пребывали около часа. Затем наступала очередь кальдариума : здесь воду разогревали до температуры прим. 40° C. Наконец, купальщик выбирал лаконикум (laconicum) - бассейн с горячей водой в помещении с разогретым воздухом (прообраз сауны). Для финальной закалки служил тонизирующий фригидариум с холодной водой.

    Колизей и цирки 2000 лет назад

    Все новое - это хорошо забытое старое. За две тысячи лет до появления современного бокса, борьбы, фехтования, скачек и даже футбола римская цивилизация наслаждалась противоборством мужской силы в самом грубом виде на многочисленных аренах и стадионах. Вид и запах крови будоражил и опьянял многотысячные толпы зрителей , а гладиаторы-победители становились кумирами. Вопреки распространенному мнению, смерть гладиатора на арене Колизея была не частым явлением. Римляне были по-своему милосердны, но вместе с тем практичны: покупка и обучение гладиатора стоили немалых денег.

    Римские обыватели, к сожалению, не испытывали такого же чувства сострадания к диким зверям, которые включались в спектакли Колизея. По свидетельству современников известно, что не менее 5.000 хищных зверей было убито за 100 дней праздника в честь открытия Колизея.

    Большой Цирк , или Чирко Массимо, который мог вместить до 300 тысяч зрителей, сотрясал возгласами и ревом восторженной публики римское небо почти ежедневно. Если верить легенде, то похищение сабинянок и последующее столкновение латинов и сабинян, которое чудом закончилось крепким союзом двух племен, произошло как раз после одного из конных состязаний на арене Большого Цирка.

    А ведь это было лишь малой частью индустрии развлечений в Древнем Риме. Существовали стадионы - сооружения с чисто спортивной направленностью, среди которых - известный стадион Домициана, точной копией которого является нынешняя жемчужина Рима - площадь Навона. Существовали цирки, в которых проводились сражения на воде и на кораблях в натуральную величину. Среди них - Наумахия Августа в районе нынешнего квартала Трастевере.

    Конец дня и ужин в Риме 2000 лет назад

    Утомленные солнцем и празднованиями римляне перед сном забегали в таверны (аналог нынешнего фастфуда - быстрого питания) либо торопились домой, где их ждал подогретый рабами ужин. Ужинали нередко в присутствии рабов, кучкующихся в углу трапезарии. Если принимали гостей, по всем правилам ужин становился понятием растяжимым. Забота рабов состояла в том, чтобы проводить довольных гостей, осветить дорогу факелом или запрячься лично в повозку.

    После ужина супруги удалялись в свои покои. В римских семьях, если была такая возможность, супруги спали отдельно и лишь по мере надобности ночевали в спальне с широкой кроватью. Это одна из загадок Вечного города. Но ведь утро вечера мудренее.

    Об исторических событиях можно рассказать так, что читатель (рядовой, не историк) заскучает от монотонного заумного повествования и холодных цифр и отложит книгу после десятка страниц. Навсегда.

    А можно по-другому - живо, увлекательно, проводя параллели с современностью, тем самым делая происшедшее давным-давно близким и понятным.
    Так поступил Альберто Анджела - итальянский палеонтолог, археолог, писатель и телеведущий.
    В своей книге «Один день в Древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы», он превратил читателя в тайного наблюдателя римской жизни.

    В один из дней 115 года нашей эры, во времена правления императора Траяна, когда Рим, по мнению автора «переживал эпоху наивысшего могущества и, возможно, наивысшей красоты», в период, когда Римская империя простиралась от Шотландии до границ Ирана, и от Сахары до Северного моря, вслед за автором читатель оказывается в столице империи - в домах римлян, на улицах города, в храмах и школах, на форуме и рынках, в суде, на казни преступников и боях гладиаторов в Колизее, на пирах элиты и «за столами» бедняков.

    Римский modus vivendi («способ существования») - способ строительства, манера одеваться, есть, общаться в семье и с посторонними, четкая система законов и общественных правил - в нем Альберто Анджела видит секрет долголетия Римской империи и влияния на развитие всего человечества. И об этом римском «способе существования» он рассказывает в своей книге.

    Мне тема Рима всегда была интересна, а с некоторых пор особенно (практические соображения), поэтому не только читала, но и делала для себя пометки.
    Интересуетесь Римом? Тогда заглядывайте под кат.

    Рим эпохи императора Траяна - город по тем временам огромный, его население достигало полутора миллионов человек.
    Город, где встречались разные культуры и верования, тогдашний «плавильный котел».
    Провинциалов он пугал. Слишком шумный, легкомысленный, эксцентричный, наполненный проходимцами и нацеленный на прибыль. Тем же, кто в Риме родился или жил давно, город виделся «полным жизни и веселья» (по словам Марциала).

    Различия между людьми определял их статус, ты или римский гражданин, или чужеземец (peregrinus), или раб.
    Рабы по римскому закону относились к разряду вещей, а их труд был основой римской экономики.

    В императорском Риме мирно сосуществовали разные религии - наравне с богами римлян (Юпитер, Юнона, Минерва, Марс, Венера, Диана, Бахус, Меркурий и т.д.) в ходу были «чужеземные» божества, импортированные с завоеванных земель: Исида из Египта, Кибела с территории современной Турции, Митра из Персии. В простонародных кварталах были небольшие христианские общины - около пятидесяти лет до этого они подверглись гонениям при Нероне и пока не оправились.
    В Риме было и несколько синагог - много евреев перебралось в Рим после разрушения Иерусалима императором Титом в 70-е годы нашей эры.
    Позже, при императоре Константине, христианство выйдет на первый план, и оттеснит все остальные религии в сторону.

    А пока прагматичные римляне радушно принимали все культы, и каждый мог верить, во что хочет, но с одним условием: приносить также жертву во славу императора, посещать обряды в его честь и признавать его абсолютную власть. Ранние преследования христиан связаны как раз с тем, что они отказывались признавать божественность Нерона и участвовать в императорских культах.

    Новые верования были более открытыми в отношении женщин, чем холодная официальная римская религия, которая являлась делом исключительно мужским. Иноземные религии проникали в семьи, а там их проповедниками становились женщины, благодаря их роли в воспитании детей.

    Первой ступенью обучения в Риме были начальные школы - детей собирали в группы в лавках или на улице. Если у родителей были деньги, то подростки продолжали учебу, изучая грамматику, латинскую и греческую литературу. Знание греческого языка во многом определяло статус, принадлежность к благородному сословию. Римляне считали Грецию подлинной родиной культуры античного мира, а себя - сыновьями и наследниками этой великой цивилизации.

    Состоятельные юноши продолжали учиться, овладевая правилами красноречия, готовя себя к публичной карьере.
    Средняя и высшая школы располагались уже «не в пыли», как школа начальная, а в домах учеников или в специальных аудиториях.

    Дом богача (domus) был отстраненной от улицы маленькой крепостью без окон (лишь иногда в верхней части дома оставляли небольшие окна). В таких домах имелись атриумы без крыши - через незащищенные крышей пространства в дом поступали свет и вода во время дождей. Вода собиралась в центре зала в бассейне (имплювий), и отводилась в подземные резервуары. В богатые дома вода подводилась и из акведуков - персональный водопровод был редкой привилегией, следствием полезных связей и знакомств. Благополучному римскому семейству принадлежало от пяти до двенадцати рабов (а некоторые семейства владели сотнями рабов). Самый надежный раб спал перед дверью хозяина. Обстановка в доме была скудной, яркости добавляли фрески на стенах. В шкафах хранили хрупкие и ценные предметы - стеклянные бокалы, кубки, весы. Одежду складывали в деревянные сундуки. Золото, документы, купчие на дощечках или папирусе хранили в сейфах - сундуках с хитрыми замками.

    Рим дал миру современную городскую застройку.
    Инсулы - небоскребы Античности, многоэтажные римские дома (от латинского «insula» происходит современное итальянское слово «isolato», обозначающее целый изолированный квартал). В Рим прибывало все больше людей со всей империи, требовалось больше жилья, поэтому город рос ввысь - до шести этажей плюс мансарда (она уж гарантированно была незаконной частью построенного дома). Чем выше этаж, тем беднее его жильцы. Наверх без лифтов тяжело подниматься, чем выше этаж - тем ненадежнее построено жилье и больше риск, что случится обрушение, спуститься в случае пожара сложнее, а живущих под крышей заливали дожди.

    На верхних этажах жили слуги, учителя, мелкие ремесленники, каменщики носильщики, поставщики товаров в лавки и на рынки. Ниже - чиновники города. Еще ниже располагались предприниматели, разбогатевшие торговцы, застройщики, работающие в тесном контакте с императорской или сенатской властью. Порядок в доме поддерживали рабы, они же носили в дома воду. Места мало, обжиты были даже лестничные площадки. Чем выше этаж, тем теснее и грязнее квартира.
    Окна на верхних этажах не застекляли, просто закрывали кусками кожи, полотном или деревянными ставнями.

    У каждой инсулы был владелец. Но арендную плату собирал не он, а профессиональный администратор - он заботился о содержании дома и искал жильцов. Администратор платил владельцу только за аренду дорогих престижные квартир второго этажа, а плату за остальные квартиры забирал себе. Каждые полгода арендные договоры перезаключались и многие оказывались выброшенными на улицу в поисках нового крова.

    Смысла проводить много времени дома у римлян не было, поэтому они направлялись в город, на форум, в термы или еще куда.

    Можно было пойти понаблюдать за процессом в суд, в базилику Юлия - там проходили великие процессы, но и мелкие дела рассматривались, ведь в Риме было принято обращаться в суд по малейшему поводу. Коллегия судей (центумвиры, их сто восемьдесят) делилась на четыре зала, в которых шли заседания. В каждом зале был претор (председатель заседания), сорок пять судей, истец и ответчик со своими адвокатами. А за спинами участников собирались зрители - простой народ, обожающий следить за прениями в судебных заседаниях, как за увлекательными спектаклями. Заседания, начавшиеся утром, могли закончиться на закате. Если не нравились выступления адвокатов в одном зале, публика перебиралась в другой зал. Адвокат не импровизировал, он следовал плану, составленному заранее. Тщательная предварительная подготовка - методика многих крупных адвокатов Римского форума. Адвокаты строили фразы, выбирали слова, тон, ставили голоса и следовали Цицерону, который говорил, что искусство оратора складывается из трех элементов: умения взволновать, усладить и убедить. И создавали эффектные сцены. На удачные выступления публика реагировала аплодисментами, криками и свистом (первый ряд зрителей, подкупленная адвокатом «клака» не в счет, они шумели за деньги). Шумный успех у зрителей оказывал психологическое давление на судей и влиял на вердикт.

    О любви римлян к зрелищам все знают благодаря Колизею.
    В его «расписании» были «звериные травли», публичные казни преступников и гладиаторские бои.
    За четыре с половиной столетия работы Колизей успел стать местом, где количество смертей на единицу площади самое высокое в мире. По некоторым оценкам на этой арене лишились жизни около миллиона человек.

    Мужчины при Траяне носили туники, богачи поверх туники надевали тогу - ее могли носить только римские граждане. Штаны носили только легионеры. В этот период римской истории было принято ходить бритым, иначе тебя не поймут, - если только ты не солдат и не философ. Женщины тоже носили одеяния, похожие на туники. Женская одежда была ярче мужской, украшена вышивкой. Богатые римлянки носили причудливые прически или парики. Волосы для светлых и рыжих париков привозили из Германии, черные - из Индии. Парики надевали вечером на пиры.

    Большинство римлян были простыми людьми, непритязательными в еде. Влиятельное меньшинство позволяло себе роскошные ужины, длившиеся часами, с семью переменами блюд. Такие пиры были частью образа жизни богатых римлян.
    В гости приглашали чаще не из-за желания побыть в компании, а из политических соображений и ради престижа.

    Римская кухня эпохи Траяна напоминает индийскую и ближневосточную.
    Блюда сдобрены приправами, пряностями и специями. На практике широкое использование пряностей и специй в римской кухне незаменимо для того, чтобы перебивать запах мяса (и рыбы) «с душком».
    Неприятная, но неизбежная реалия в мире без холодильников и консервантов.

    Римляне предпочитали мягкие блюда хрустящим (например, мясо перед жаркой отваривали).
    Греки, всегда считавшие отварное мясо слишком простой пищей с пренебрежением называли римлян «поедателями вареного мяса», то есть грубым народом.
    Мясо - один из фаворитов римской кухни: его не только жарили на решетке и на шпажках, но и рубили на фарш и ели с разными начинками в виде котлет и биточков. Либо набивали мясными обрезками и требухой свиные кишки - это, по сути, не что иное, как колбаса. В императорском Риме можно было найти хорошо знакомое нам блюдо - колбаску luganiga (или lucanica, луканская колбаска, как ее называют римляне). Ее готовили из рубленой копченой говядины или свинины, смешанной с разными пряностями - кумином, перцем, петрушкой или чабером. В фарш добавляли свиной жир и орешки пинии. Результат - настоящее лакомство…
    Другое знакомое блюдо - фуа-гра, гусиная печень: ее высоко ценили уже в античном Риме.

    Среди тогдашних продуктов нет привычных для современной итальянской кухни помидоров, крупной фасоли, кукурузы, шоколада. Все это будет открыто в Новом Свете благодаря Колумбу. Моцареллу римляне тоже не знали, ибо ее делают из молока азиатской буйволицы, которую в Италию еще не привезли. То же самое касается баклажан, которые получат распространение в средние века благодаря арабам. В отсутствие помидоров и моцареллы никто пока не изобрел пиццу. Нет еще спагетти и других макаронных изделий, которые распространятся в Италии, начиная с эпохи Средневековья.

    Конечно, вино. По мнению Плиния Старшего и Горация, лучшее из всех - фалернское, производящееся на севере Кампании. Марциал предпочитает альбанское вино, родом из тех самых мест к югу от Рима, где сейчас делают знаменитое вино «Кастелли-Романи». Гораций продолжает список, добавляя также каленское (вино для богачей), массикское и цекубское, производившееся неподалеку от Фонди на юге Лация, которое поэт считает «щедрым и крепчайшим».

    В блюда добавляли шафран, перец, кумин, имбирь, гвоздику, семена кунжута, душицу, шалфей, мяту, можжевельник. Были популярны финики, изюм, гранаты, орешки пинии, разные виды зеленого салата, дикая спаржа, репа, капуста, нут, чечевица, горох, бобы, разнообразные виды хлеба. Из мяса больше всего ели свинину, а рыба была дорогой - в два-три раза дороже мяса. В пищу шли разные птицы - от дроздов до фламинго, от журавлей до попугаев.
    На рынках был большой выбор улиток, устриц, раков, омаров, креветок.

    В начале римской истории питались в основном чем-то вроде каши - puls - с яйцами, оливками и кислым сыром. К этому прибавлялось большое количество бобовых и овощей. Мясо было редкостью, большее распространение имели свинина и курятина. Ведь до III века до нашей эры было запрещено забивать и употреблять в пищу коров и быков, которые могли использоваться только для полевых работ и жертвоприношений.
    Позднее завоевания принесли с собой новые веяния и новые продукты.

    Итак, затянувшийся римский пир окончен. А после него вернуться бы домой живым, ведь ночной Рим был небезопасен.
    Как писал Ювенал, «ты мог бы прослыть беспечным, если бы пошел в гости на ужин, не составив завещания»…

    Таким, по мнению Альберто Анджела, был Рим во времена правления императора Траяна.

    Но все мои пометки получились информационными, не слишком живыми.
    За бортом остались многие жизненные ситуации и истории, описанные в книге.
    Например, утро в доме богача, рынок рабов, рождение наследника одного из римских граждан, прогулка по Римскому форуму или казнь ростовщика в Колизее.

    Alberto Angela

    UNA GIORNATA NELL’ANTICA ROMA


    © О. Уварова, перевод, 2016

    © М. Челинцева, перевод, 2016

    © Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательская Группа „Азбука-Аттикус“», 2016

    Издательство КоЛибри®

    * * *

    Посвящаю эту книгу Монике, Риккардо, Эдоардо и Алессандро, с благодарностью за свет, которые вы внесли в мою жизнь

    Введение

    Как жили древние римляне? Что происходило каждый день на улицах Рима? Все мы хотя бы один раз задавали себе подобные вопросы. Эта книга и призвана на них ответить.

    На самом деле очарование Рима невозможно описать. Его можно только ощутить – всякий раз, когда осматриваешь археологический памятник римской эпохи. К сожалению, пояснительные таблички и существующие путеводители в большинстве случаев предлагают лишь самые общие сведения о повседневной жизни, сосредоточиваясь на архитектурных стилях и датировках.

    Но есть один трюк, помогающий вдохнуть жизнь в места археологических раскопок. Присмотритесь к деталям: стертые ступени лестниц, граффити на оштукатуренных стенах (в Помпеях их великое множество), колеи, выбитые повозками в каменных мостовых, и потертости на порогах жилищ, оставленные не дошедшей до наших времен входной дверью.

    Если вы сосредоточитесь на этих подробностях, неожиданно руины вновь наполнятся биением жизни и вы «увидите» тогдашних людей. Именно так и была задумана эта книга: рассказ о Великой истории с помощью множества историй малых.

    За многие годы телевизионных съемок памятников римской эпохи – как в черте самого Рима, так и за его пределами – я неоднократно наталкивался на жизненные истории и любопытные подробности времен императорского Рима, позабытые в веках и вновь открытые археологами. Всплывали особенности, привычки, курьезы повседневной жизни или общественного устройства ныне исчезнувшего мира… То же самое происходило во время бесед с археологами, при чтении их статей или книг.

    Я понял, что эти ценные сведения о римском мире почти никогда не доходят до людей, оставаясь «в плену» специальных изданий или археологических памятников. Вот я и попытался изложить их.

    Эта книга призвана оживить руины Древнего Рима с помощью рассказа о повседневной жизни, отвечая на самые простые вопросы: что чувствовали прохожие, шагая по улицам? Как выглядели их лица? Что видели горожане, выглядывая с балконов? Какова на вкус была их пища? Какую латынь мы бы услышали вокруг себя? Как освещали храмы на Капитолийском холме первые лучи солнца?

    Можно сказать, я навел объектив телекамеры на эти места, чтобы показать, как они могли выглядеть две тысячи лет назад, чтобы читатель ощутил себя на улицах Рима, вдыхая их разнообразные запахи, встречаясь взглядом с прохожими, заходя в лавки, дома или в Колизей. Только подобным образом можно понять, что на самом деле значило жить в столице империи.

    Я живу в Риме, и поэтому мне легко было описывать, как солнце в течение дня по-разному освещает улицы и памятники, или самому посетить места археологических раскопок, чтобы подметить множество мелких подробностей, которые я привожу в своей книге, в дополнение к собранным за годы съемок и репортажей.

    Естественно, сцены, которые будут разворачиваться перед вашим взором во время этого визита в Древний Рим, не плод чистой фантазии, а, как уже говорилось, непосредственно основываются на результатах исследований и археологических открытий, лабораторных анализах находок и скелетов или изучении античной литературы.

    Лучший способ упорядочить все эти сведения – расположить их в виде описания одного дня.

    Каждому часу соответствует определенное место и персонаж Вечного города с его занятиями. Так постепенно разворачивается во времени картина повседневной жизни в Древнем Риме.

    Остается лишь последний вопрос: зачем вообще нужна книга про Рим? Затем, что наш образ жизни является продолжением римского. Мы не были бы собой без римской эпохи. Только подумайте: обычно римская цивилизация отождествляется с лицами императоров, марширующими легионами и колоннадами храмов. Но ее настоящая сила в другом. Эта сила позволила ей просуществовать в течение невообразимо долгого времени: на Западе более тысячи лет, а на Востоке, хотя и с некоторой внутренней эволюцией, приведшей от Константинополя к Византии, еще дольше, более двух тысячелетий, почти до самого Возрождения. Ни один легион, ни одна политическая или идеологическая система не смогли бы обеспечить подобного долголетия. Секрет Рима заключался в его повседневном modus vivendi , способе существования: способе строить дома, манере одеваться, есть, взаимодействовать с другими людьми в семье и вне ее, подчиненной четкой системе законов и общественных правил. Этот аспект остался в целом неизменным в течение веков, хотя и претерпевал постепенное развитие, и позволил римской цивилизации просуществовать столь долго.

    Да и канула ли в прошлое та эпоха на самом деле? Ведь Римская империя оставила нам не только статуи и великолепные памятники. Она оставила нам и «программное обеспечение», поддерживающее наше каждодневное существование. Мы используем латинский алфавит, а в Интернете им пользуются не только европейцы, но и весь мир. Итальянский язык происходит от латыни. В значительной части от него же происходят испанский, португальский, французский и румынский. Огромное множество английских слов тоже имеют латинские корни. И это не говоря уж о правовой системе, о дорогах, архитектуре, живописи, скульптуре, которые без римлян не были бы такими, как есть.

    По сути, если задуматься, большая часть западного образа жизни есть не что иное, как развитие и продолжение римского образа жизни. Как раз такого, какой мы бы могли видеть на улицах и в домах Рима императорской эпохи.


    Я попытался написать такую книгу, которую сам бы хотел найти в книжном магазине, чтобы удовлетворить свое любопытство в отношении жизни в Древнем Риме. Надеюсь, мне удастся удовлетворить и ваше любопытство.


    Итак, перенесемся в римский переулок в 115 году нашей эры, в правление императора Траяна, когда Рим, по моему мнению, переживал эпоху наивысшего могущества и, возможно, наивысшей красоты. День как день. Скоро рассветет…

    Альберто Анджела

    Мир в то время

    При Траяне, в 115 году нашей эры, Римская империя была огромна, как никогда до или после. Ее сухопутные границы тянулись по периметру более чем на десять тысяч километров, то есть почти на четверть окружности земного шара. Империя простиралась от Шотландии до границ Ирана, от Сахары до Северного моря.

    Она объединяла самые разные народы, разные в том числе и чисто внешне: это были и блондины Северной Европы, и народы Ближнего Востока, азиаты и североафриканцы.

    Вообразите себе жителей Китая, Соединенных Штатов и России, которые в наши дни были бы объединены в одно государство. А доля населения Римской империи в общем населении Земли была в то время еще выше…

    Ландшафт на этой огромной территории тоже отличался исключительным разнообразием. Перемещаясь с одной окраины на другую, мы бы, добираясь до теплых средиземноморских берегов и вулканов Апеннинского полуострова, встретили ледяные моря с тюленями, обширнейшие хвойные леса, луга, заснеженные вершины, огромные ледники, озера, реки. На противоположном берегу «Нашего моря» (так – Mare nostrum – римляне называли Средиземное море) нас бы поджидали бескрайние песчаные пустыни (Сахара) и даже коралловые рифы Красного моря.

    Ни одна империя в истории не включала в себя столь различные природные ландшафты. Повсюду официальным языком была латынь, повсюду расплачивались сестерциями, и повсюду действовал один и тот же свод законов – римское право.

    Любопытно, что население столь большой империи было сравнительно немногочисленным: всего лишь 50 миллионов жителей, почти столько же, сколько проживает в современной Италии. Они были рассеяны по мириадам небольших деревень, местечек, отдельных хозяйств-вилл на всей огромной территории, подобно крошкам на скатерти, и лишь кое-где неожиданно вырастали крупные города.

    Само собой, все населенные пункты были соединены чрезвычайно действенной сетью дорог, длина которых достигала от восьмидесяти до ста тысяч километров; по многим из них мы до сих пор ездим на автомобилях. Возможно, именно они – самый великий и долговечный памятник, оставленный нам римлянами. Но чуть в сторону от этих дорог – и вокруг бескрайние пустоши нетронутой дикой природы, с волками, медведями, оленями, кабанами… Нам, привыкшим к картинам возделанных полей и производственных ангаров, все это показалось бы сплошной чередой «национальных парков».

    На защите этого мира стояли легионы, расквартированные в самых уязвимых точках империи, почти всегда вдоль границы, знаменитого «лимеса». При Траяне армия насчитывала сто пятьдесят, возможно, сто девяносто тысяч человек, разбитых на тридцать легионов с историческими названиями, например XXX Ульпиев Победоносный легион на Рейне, II Вспомогательный легион на Дунае, XVI Флавиев Стойкий легион на Евфрате, недалеко от границ современного Ирака.

    К этим легионерам надо добавить солдат вспомогательных войск, набиравшихся из населения провинций, вместе с которыми боевой состав римской армии становился вдвое больше: таким образом, под командованием императора находилось около трехсот-четырехсот тысяч вооруженных мужчин.

    Сердцем всего был Рим. Он располагался как раз в центре империи.

    Он был средоточием власти, конечно, но и городом литературы, права, философии. А самое главное, он был космополитическим городом, как современные Нью-Йорк или Лондон. Здесь встречались представители самых различных культур. В уличной толпе вы могли встретить богатых матрон на носилках, греческих врачей, галльских всадников, италийских сенаторов, испанских моряков, египетских жрецов, проституток с Кипра, торговцев с Ближнего Востока, рабов-германцев…

    Рим стал самым населенным городом планеты: почти полтора миллиона жителей. Со времени своего появления вид homo sapiens не сталкивался ни с чем подобным! Как им удавалось уживаться всем вместе? Эта книга поможет пролить свет на повседневную жизнь императорского Рима, в момент его наивысшего могущества в Древнем мире.

    Жизнь десятков миллионов человек во всей империи зависела от того, что решали в Риме. А жизнь Рима – от чего, в свою очередь, зависела она? Она складывалась из паутины отношений между ее жителями. Удивительный, неповторимый мир, с которым мы познакомимся, изучив один день его жизни. Например, вторник 1892 года1
    Первое издание книги вышло в 2007 году. (Прим. ред.)

    Тому назад…

    Перед рассветом

    Ее взгляд устремлен вдаль, как у тех, кто погружен в глубокие думы. Бледный свет луны падает на белоснежное лицо, едва тронутое улыбкой. Волосы перехвачены лентой, оставляя лишь несколько непослушных прядей спадать на плечи. Внезапный порыв ветра поднимает вокруг вихрь пыли, но волосы по-прежнему неподвижны. Немудрено: они ведь мраморные. Как и обнаженные руки и тысячи складок одеяния. Скульптор, который ее высек, использовал самый дорогой мрамор, чтобы запечатлеть в камне одно из наиболее почитаемых римских божеств. Это Матер Матута (Mater Matuta), «милостивая матерь», богиня плодородия, «начала» и утренней зари. Вот уже много лет статуя возвышается на внушительном мраморном пьедестале на перекрестке улиц. Вокруг лишь темнота, но в рассеянном свете луны угадываются очертания широкой улицы с лавками по обе стороны. В этот ночной час все они закрыты тяжелыми деревянными створками, утопленными в полу и укрепленными прочными накладками. Это нижняя часть огромных темных строений. Повсюду вокруг нас черные силуэты, порой кажется, что ты на дне глубокого каньона, над которым светят звезды. Это дома бедноты, «инсулы», похожие на наши многоквартирные кондоминиумы, но гораздо менее удобные.

    Поражает отсутствие освещения в этих домах и вообще на улицах Рима. Но возможно, это мы сами слишком привыкли к современному комфорту. На протяжении столетий с наступлением сумерек все города мира погружались во тьму, если не считать редких фонарей трактиров или огоньков лампад перед святыми образами, обычно располагавшимися в местах, важных для ориентации ночных путников, таких как углы дорог, перекрестки и так далее. В императорском Риме точно так же. В темноте угадываются очертания подобных мест, благодаря немногочисленным «лампадкам», то есть светильникам, не потушенным внутри домов.

    Второе, что нас поражает, – это тишина. Фантастическая тишина окружает нас, пока мы идем по улице. Ее нарушает лишь журчание воды в квартальном фонтанчике, в нескольких десятках метров от нас. Он устроен совсем просто: четыре толстые плиты из травертина2
    Травертин – известковый туф. (Прим. ред.)

    Образуют квадратную емкость, над которой возвышается стела. Свет от краешка луны, с трудом пробивающийся между двумя зданиями, позволяет разглядеть высеченный на стеле лик божества. Это Меркурий, с крылышками на шлеме, из его уст вытекает струйка воды. Днем сюда устремляются с деревянными ведрами женщины, дети и рабы, чтобы набрать воды и отнести домой. А сейчас все пустынно и только звук текущей воды нарушает наше одиночество.

    Тишина эта необычная. Ведь мы находимся в самом центре города с полуторамиллионным населением. Обычно ночью подвозят товар в лавки, гремят по булыжной мостовой железные обода повозок, слышатся возгласы, ржание, непременная ругань… Вот эти-то звуки и слышны вдали. Им вторит лай собаки. Рим никогда не спит.

    Дорога перед нами расширяется, открывая освещенный участок. Лунный свет подчеркивает сетку базальтовых плит, которыми вымощена улица, будто окаменевший панцирь гигантской черепахи.

    Чуть вдалеке, в глубине улицы, что-то шевелится. Человек то останавливается, то опять движется и наконец, шатаясь, прислоняется к стене. Наверное, он пьян. Бормоча невнятные слова, он бредет по переулку. Кто знает, доберется ли он до дома. Ведь по ночам улицы Рима полны опасностей: воры, преступники и разное отребье – любой из них без колебаний проткнет кинжалом кого угодно, лишь бы чем-нибудь поживиться. Если на следующее утро кто-то найдет заколотый и ограбленный труп, нелегко будет обнаружить убийц в таком густонаселенном и беспорядочном городе.

    Сворачивая в переулок, пьяный спотыкается о сверток на углу улицы и, ругнувшись, продолжает свой нелегкий путь. Сверток шевелится. Да ведь это живой человек! Один из множества городских бездомных, пытающийся хоть как-нибудь поспать. Уже несколько дней он живет на улице, после того как его выгнал хозяин съемной комнатушки. Он не один: рядом ютится целое семейство, со своим убогим скарбом. В определенные моменты года Рим наводняют подобные люди – каждые полгода возобновляются арендные договора, и многие оказываются выброшенными на улицу, в поисках нового крова.

    Неожиданно наше внимание привлекает ритмичный шум. Вначале неясный, затем все более отчетливый. Он отражается эхом от фасадов домов, не давая определить источник. Резкий стук засова и свет нескольких фонарей все проясняют: это ночной обход караульной службы, «вигилы». Как обозначить их обязанности? Вообще-то, они пожарные, но, раз уж им все равно постоянно приходится совершать проверки для предупреждения пожаров, на них возложены и обязанности поддерживать общественный порядок.

    Вигилы имеют военную выправку, это сразу заметно. Их девять: восемь новобранцев и старший по званию. Они быстро спускаются по лестнице большой колоннады. Эти люди уполномочены заходить почти повсюду, потому что везде может оказаться источник пожара, возникнуть опасная ситуация или небрежность, способная привести к трагедии. Они только что с проверки, и старший что-то говорит. Фонарь он поднял высоко, чтобы новобранцы могли его хорошо разглядеть: массивный торс, суровые черты лица вполне соответствуют хриплому голосу. Покончив с объяснениями, он напоследок грозно оглядывает остальных вигилов, сверкая темными глазами из-под кожаного шлема, затем выкрикивает приказ двигаться. Караул марширует чересчур старательно, как все новички. Старший смотрит им вслед, качая головой, и наконец тоже уходит за ними. Шум шагов постепенно стихает, заглушаемый журчанием фонтана.

    Подняв голову, мы замечаем, что небо изменилось. Оно все такое же черное, но звезд больше не видно. Будто невидимое, неосязаемое покрывало понемногу окутало город, отделив от звездного свода. Через несколько часов начнется новый день. Но это утро в столице самой могущественной империи древности будет отличаться от всех остальных.

    Любопытные факты
    Вечный город в цифрах

    Во II веке нашей эры Рим находится в зените своего великолепия. Это действительно самое удачное время для посещения. Подобно империи, город переживает период максимальной территориальной экспансии, простираясь на 1800 гектаров, около 22 километров по периметру. Мало того. В нем насчитывается один или полтора миллиона жителей (а по некоторым оценкам, возможно, даже два миллиона, немногим менее числа жителей современного Рима!). Это самый густонаселенный город планеты в древности.

    На самом деле такой демографический и строительный бум не должен удивлять: Рим все время расширяется, вот уже много поколений. Каждый император украшает его новыми зданиями и памятниками, постепенно изменяя облик города. Порой, однако, этот облик меняется самым радикальным образом – по причине пожаров, случавшихся очень часто. Это постоянное преображение Рима будет происходить на протяжении веков и сделает его уже в античную эпоху прекраснейшим музеем искусства и архитектуры на открытом воздухе.

    Впечатляюще выглядит список зданий и памятников, составленный при императоре Константине. Конечно, мы не будем приводить его полностью, но, даже если перечислить только самое главное, все равно список поражает, с учетом и того, что тогдашний город был гораздо меньше сегодняшнего…


    40 триумфальных арок

    12 форумов

    28 библиотек

    12 базилик

    11 больших терм и почти 1000 общественных бань

    100 храмов

    3500 бронзовых изваяний знаменитых людей и 160 статуй божеств из золота или слоновой кости, к которым следует добавить 25 конных памятников

    15 египетских обелисков

    46 лупанариев3
    Лупанарий – публичный дом. (Прим. пер.)

    11 акведуков и 1352 уличных фонтана

    2 цирка для состязаний колесниц (самый большой, Circus Maximus , мог вместить до 400 000 зрителей)

    2 амфитеатра для гладиаторских боев (самый большой, Колизей, располагал от 50 000 до 70 000 мест)

    4 театра (самый большой, Театр Помпея, – на 25 000 мест)

    2 большие навмахии (искусственные озера для водных сражений)

    1 стадион для атлетических состязаний (стадион Домициана на 30 000 мест)


    А зелень? Невероятно, но факт: в этом городе, столь плотно заставленном памятниками и домами, зелени было достаточно. В Риме зеленые насаждения занимали приблизительно четверть его площади: а это около четырехсот пятидесяти гектаров публичных и частных садов, священных рощ, перистилей патрицианских особняков и так далее.

    Кстати, каким был настоящий цвет Рима? Если смотреть на город издалека, какие бы цвета в нем преобладали? Возможно, что эти два, красный и белый: красный цвет терракотовых черепичных крыш и ярко-белый цвет фасадов домов и мраморных колоннад храмов. То тут, то там в красноватом черепичном море сверкает на солнце зеленовато-золотым: это позолоченные бронзовые крыши храмов и некоторых императорских зданий (со временем бронза, окисляясь на воздухе, покрывалась зеленоватой патиной). И конечно, мы бы обратили внимание на несколько позолоченных статуй на вершинах колонн или на храмах, возвышающихся над городом. Белый, красный, зеленый и золотой: вот цвета тогдашнего Рима.

    6:00. Domus, жилище богачей

    Где живут римляне? Как устроены их жилища? В фильмах и спектаклях мы привыкли видеть римлян в светлых просторных домах с колоннами, внутренними садиками, фонтанами и триклиниями, комнаты в этих домах расписаны фресками. В реальности же все обстоит иначе. Только богачи и аристократы могут позволить себе роскошь жить в небольших виллах с прислугой. Таких немного. Подавляющее большинство жителей Рима теснятся в больших многоэтажных постройках, бытовые условия в которых порой напоминают жизнь в бомбейских трущобах…

    Но давайте по порядку. Начнем с домов, в которых живет элита Рима, с домов богачей, называемых domus . В Риме при Константине власти насчитали 1790 таких домов; число, несомненно, внушительное. Но они не все были похожи друг на друга: одни были большими, другие – маленькими, из-за хронической нехватки места в Риме эпохи Траяна. Тот дом, который мы собираемся посетить, устроен в классическом духе, «по старинке», к вящей гордости владельца.

    Больше всего поражает внешний облик такого дома: подобно устрице, он замкнут в себе. Лучше всего представить себе богатый римский дом как маленькую крепость: в нем нет окон, разве что несколько совсем маленьких, высоко расположенных. Нет и балконов: наружная стена ограждает дом от внешнего мира. В нем просто воспроизводится устройство архаических семейных хозяйств эпохи зарождения латинской и римской цивилизации, обносившихся защитной стеной.

    Эта «отстраненность» от суматохи улиц явственно ощущается уже при взгляде на наружную дверь, почти безликую среди множества прилепившихся по бокам от нее лавочек, в эту пору еще закрытых. Главный вход образован большими двустворчатыми деревянными воротами с массивными бронзовыми петлями. В середине каждой створки – бронзовая волчья голова. В пасти – кольцо, им пользуются как дверным молотком.