• Тайны озера байкал. Загадочные и мистические достопримечательности озера байкал. Драконий клык или мыс Хобой

    Озеро Байкал известно не только своим красивейшим видом и глубиной, но так же как одно из самых загадочных и таинственных мест на земле. Местное население издревле поклонялось шаманским духам и делало для них жертвоприношения. Внутри поста вы познакомитесь с этими легендарными местами и узнаете как до них добраться.

    МЫС РЫТЫЙ

    Мыс Рытый расположен на западном берегу Байкала, напротив самого широкого места озера. Для местного населения это место является священным и запретным для посещений. Ни под каким предлогом ни один из аборигенов не соглашается высаживаться здесь на берег.

    Некоторые считают, что на этом месте когда-то был древний город, о чем свидетельствует искусственная каменная стена. Другие говорят о повышенном радиоактивном фоне. До сих пор на Рытом соблюдаются старинные запреты: нельзя рубить дерево, стрелять зверя, иначе будет обеспокоен местный дух.

    На мысе нет деревьев и никаких поселений, одиночные катера, не приставая к берегу, проплывают мимо, до этого места не доходит автомобильная дорога, и здесь нет даже тропы по побережью. По неизвестным причинам на посещение мыса местным населением было наложено табу, и этот запрет действует и в наше время. Жители старательно избегают посещений, именуя его проклятым местом, но, разговорившись, могут поведать много загадочных историй, связанных с этой священной местностью. Стоит добавить, что этот мыс входит в территорию Байкало-Ленского заповедника, и, чтобы здесь высадиться на берег, нужно специальное разрешение от администрации. Заповедный режим в сочетании с местными шаманскими запретами посещать священный мыс сделали свое дело: только редкие одиночки осмеливаются заходить в глубь ущелья, а их рассказы о загадках Рытого превратили его в главное аномальное место на Байкале. Последние годы вокруг этого района сложено немало легенд. Ответвляющий разлом ущелья р. Риты обладает аномальными особенностями, и с древних времен на его посещение наложено табу местными жителями. Больших причин нет нарушать эти запреты и сейчас, нет смысла просто ради любопытства заходить в «страшное и священное место», где живут сердитые боги, сыновья божества Ухэр, посылающие сильные ветры и наводящие порчу на посетителей их жилища. Шаманские заклятия действуют и в наше время, в этом легко убедиться, отследив судьбу людей, нарушавших вековой запрет и проникавших в ущелье. Многие из них преждевременно и скоропостижно ушли из жизни. По местным обычаям, нельзя проезжать мимо этого места, не почтив духов Рытого.

    В истоке реки Ангара находится, выступающая по середине реки, скала. В древности местные жители Приангарья наделяли Шаманский камень чудодейственной силой. По древним верованиям, это было место обитания хозяина Ангары — Ама Сагаан нойона. На Шаманском камне проходили особо важные шаманские обряды, здесь давали клятвы и молились, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь, сюда на ночь привозили преступника и оставляли его одного над холодным, леденящим потоком, чтобы к утру он сознался в содеянном.Если к утру, вода не забирала его, если он не погибал от страха и студеного дыхания Байкала, его прощали. Свидетельством почитания священного камня является усыпанное монетами дно вокруг Шаманского камня.

    МЫС ХОБОЙ

    Мыс Хобой (по-бурятски хобой - «клык, коренной зуб») — самый северный мыс на острове Ольхон. Эффектная столбовидная скала, напоминающая внешне острый клык, со стороны моря, имеет ярко выраженное сходство с профилем женской головы с бюстом, как на древних греческих галерах с востока и запада.

    Местное название скалы — Дева. Существует бурятская легенда, согласно которой это — окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ее мужу. Тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем» — превратили ее в скалу.

    Мыс Хобой избран сейчас различными духовными школами для места медитаций. На его северной стороне эти «представители» не постеснялись наследить, оставив на самом видном месте рериховский знак — красный круг с тремя точками внутри. Но истинный, сокровенный знак острова совсем не этот. Как символ шаманских сказаний на северной грани монолитной скалы, не просматриваемой с суши и обрывающейся в воду, на недоступной для человека высоте, сложены в расщелинах мыса два огромных орлиных гнезда. По бурятским легендам, первым, кто получил шаманский дар, был сын грозного хозяина-духа острова Ольхон, живший в образе белоголового орла. Почитание этой птицы как духа острова сохранилось до наших дней.

    С мысом Хобой связана легенда о драконе, который, пролетая над священным озером, обронил свой клык. Упав на Хобой, клык мифологического животного ушел глубоко в землю, оставив в очертаниях острова характерный след. Некоторые ученые предполагают, что это предание связано с воспоминаниями о падении некоего космического тела (возможно, небольшого метеорита), случившемся много тысяч лет тому назад. Именно такая локальная катастрофа и могла стать причиной сильной геомагнитной активности, проявляющейся в этой части Ольхона. Парапсихологи, часто посещающие Хобой, отмечают в районе мыса постоянный мощный выход астральной энергии, что сопряжено с многочисленными случаями появления здесь призрачных субстанций. Местные жители уверяют, что иногда на мысе можно встретить духов своих умерших предков или даже увидеть собственные прежние воплощения. Особую известность получил дух Белого шамана, выходящего из вод Байкала. Считается, что увидеть духа — к большой удаче.

    Место примечательно многоголосым эхом, которое отражается от монолитной скалы. Встречаются здесь редкие и реликтовые травы. Зимой можно осмотреть гроты, сказочно украшенные наплесковым льдом и прозрачными сосульками. Находятся они на уровне уреза воды, их входы ориентированы на север. В скалах, на уровне воды, на мысе, имеются гроты длиной до 22 метров, осмотреть их можно только зимой со льда.

    Одно из самых загадочных байкальских мест — скала Шаманка на мысе Бурхан, состоящая из белого мрамора, гранита и кварца.
    Шаманка ранее именовалась «камень-храм». Первые исследователи Байкала — в частности, известный российский исследователь Владимир Обручев — отмечали, что это место вызывает суеверный ужас прибайкальских бурят. Никто, кроме шамана, не имел права приближаться к заповедному месту. Если же нужда заставляла, то копыта коней обматывали войлоком и кожей, чтобы не потревожить цоканьем покой хозяина Байкала. Женщинам полагалось обходить скалу за две версты.

    Через скалу Шаманка насквозь проходит пещера. По меркам спелеологов, она не столь уж большая: длина — примерно на 12 метров, в ширина — до 4,5 метров, высота — местами 6,5 метров. Однако, именно эта пещера стала центром культового поклонения.

    Буряты были уверены, что в пещере Шаманской скалы живет эжин — хозяин Байкала. В древних преданиях рассказывается о 13 северных нойонах — сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с небес вершить суд над людьми и выбрали разные места проживания. Старший и самый сильный из них Хан Хутэ-баабай поселился в пещере Скалы Шаманка.

    Большой притягательностью для служителей шаманских культов с незапамятных времен обладает Богатырь — мыс самого крупного байкальского острова Ольхон. Старинное название мыса — Огненный — связано с тем, что первые русские путешественники, приплывшие к острову в конце XVI века, неожиданно увидели огромный столб огня, взметнувшийся перед ними из байкальских вод к небу. Огненная стена будто не пускала иноземцев на священную землю острова. Подобное явление на мысе время от времени отмечалось и позже.

    Со слов бурятского шамана Уирбека известно, что на мысе Богатырь принято проводить ритуалы, связанные с заклинанием стихий силы: огня, ветра и воды. Вплоть до первой четверти XX века среди вождей и старейшин местных племен и селений было принято приносить на мыс новорожденных младенцев мужского пола. Считалось, что попав в это место, будущий вождь или воин обретает особую физическую и духовную силу и получает долголетие.

    Неподалеку от Байкала, по пути к пади Ташкинэй, окруженное дремучим лесом и сопками, расположено небольшое озеро Шара-Нур, что в переводе с бурятского означает «Желтое озеро». Подобное название оно получило за мутный цвет воды, чрезвычайно насыщенной сероводородом. По этой причине в наши дни водоем привлекает людей, страдающих заболеваниями суставов. Говорят, недуг бесследно проходит после нескольких купаний больного в водах Шара-Нура. В прежние же времена местное население боялось погружаться в озеро, так как верило, что в нем обитает гигантский желтый змей — Шара-Каая.

    Местные легенды гласят: когда-то в этих краях жил смелый богатырь, который прогневил злого духа Эркина, не уступив ему в жены свою красавицу сестру. В наказание злой дух превратил богатыря в огромного змея, повелев ему вечно жить в водах озера и питаться падалью озерной да человечиной. Считается, что именно поэтому в Шара-Нуре никогда не находят тел утопленников — их поедает Шара-Каая. Правда, по предположению ученых, Шара-Нур, расположенный более чем на 100 метров выше уровня моря, соединен с Байкалом сетью подземных туннелей, через которые вместе с вытекающей водой и уходят тела утопленников. Однако и в наши дни местные охотники и рыболовы утверждают, что иногда слышат доносящиеся из мутных вод звуки, похожие на рычание неведомого гигантского существа.

    Самая высокая гора на территории Агинского Бурятского национального округа — Алханай (1665 м) — связана с историей буддизма и именем Чингисхана.
    Это одна из буддистских святынь бурят. У ее основания находится храм Великого блага. Одно из интересного здесь - естественный грот, в своде которого есть трещина, уходящая в глубину скалы, и из нее сочится вода, которая считается целебной. Верующие пьют воду и делают подношения - зерном или монетами.

    Астрологические вычисления буддийских монахов показали, что именно эта вершина является местом посещения среднего мира, в котором живут люди, миром Всевышним, где обитают боги. А главным покровителем самой высокой точки Алханая является божество Дэмчог — один из пяти главных Будд, имя которого в переводе с тибетского языка означает Вечное благо.

    СТОЛ ЧИНГИСХАНА

    Легендарное место, связанное с именем великого воина, — это Стол Чингисхана («Чингис хаанай шэрээ») в междуречье Угутэрэ и Барун-Хандагай. Он представляет собой огромный валун, на который, по легенде, были нанесены древние письмена. Расположен в предгорьях Тункинских Гольцов, в 4 км западнее бывшего Хандагатайского дацана. Его размеры - 8х6х1,5 м, форма снизу яйцевидная, а сверху плоская.

    С северной стороны «камень-стул» размером 3х1,5 м. Почитаемое у местных жителей место совершения буддистских и шаманских обрядов.

    Очень большое значение вкладывается в слово «шэрээ»: это не просто стол, а престол.

    БЕЛАЯ ГОРА

    Священное эвенкийское место. Находится в центральной части Витимского плоскогорья, на восточной окраине Мало-Амалатской впадины, на левом берегу реки Багдаринка. У подножья Белой горы находится центр Баунтовского эвенкийского района — с. Багдарин. Село названо в честь горы - ее эвенкийское название Багда-урэ (белая гора).

    Высота горы — 170 м. Она сложена светло-серыми доломитами, и поэтому издалека кажется белой. Крутой юго-западный склон полностью лишен почвы и растительности. Верхняя часть украшена целым рядом отвесных причудливых скальных останцев в виде башен, пирамидок, столбов.
    Белая гора имеет статус священного места. С давних времен совершают здесь молитвенные обряды с жертвоприношениями, предназначенными величественному и всемогущему духу горы.

    ГОРА ЖИМА

    Жима - высочайшая точка Ольхона, являет собой гору 1276 метров высотой над уровнем моря. Находится на востоке острова, на мысе Ижимей.
    «Ижимей» уходит корнями к слову «эжин», означающему «хозяина местности». В шаманской мифологии древних говорится о боге грома, отпрыске самого Божественного Неба, возжелавшим обитать подле знаменитого ольхонского шамана Нагре-бо. Позднее дворец горы Жима перешел чете шаманов, Угэтэ-нойон переселился ближе к кромке воды.

    Аборигены чтят гору, относятся к ней как святыне. Согласно преданиям, на Жиме обитали боги и духи. Макушку горы раньше венчала избушка, сложенная из дерева, также стоял сосновый шалаш, созданный руками ольхонских шаманов. Воплощение духа горы - седовласый и бородатый старик. Местные жители нередко рассказывали истории о заплутавших путниках, коим помог выйти к людям некий древний старец.

    Восхождение на гору вкупе со спуском займет весь день, а тропа как таковая попросту не существует. Идти придется, прибираясь сквозь густые заросли леса и источников воды на пути не встретится. Поэтому живительную влагу стоит захватить с собой.

    ГОРА-БЫК (БУХА-НОЙОНОЙ-ХЭБЭТШЭ — СВЯЩЕННАЯ ГОРА)

    Гора возле села Торы Тункинского района Бурятии к северу от реки Иркут. Связана с культом сакрального предка представителей бурятского племенного союза булагатов Буха Нойона — земного божества, покровителя стихии земли и пастбищ, скотоводства. Культ Буха Нойона в дальнейшем заимствован хонгодорами. В настоящее время на этом месте проводят шаманские и буддистские обряды все тункинские буряты.

    ГОРА ЕХЕ-ЁРД

    На правом берегу реки Анги всего в двух километрах от Байкала, в восьми километрах от поселка Еланцы над долиной возвышается в форме купола курган высотой в 42 метра. Очертания кургана, сложенного гнейсами, гранитными пегматитами, кварцевыми жилами, кажутся рукотворными, хотя до сих пор геологи не нашли признаков, указывающих на то, что эти плиты сюда привезли люди. Нет и на горе Ерд или рядом характерных обо — культовых пирамидальных груд камней, которые свидетельствовали бы, что в древние времена к горе Ерд, во время какого-либо праздника приносили или привозили камни.

    Гора Ехе-Ёрд находится на одной прямой от Малой Ердинской сопки к священной горе на берегу озера Байкал, напротив этих двух сопок на скалах левого борта долины реки Анги хорошо сохранились наскальные рисунки с изображением животных. О древности рисунков свидетельствует и то, что нижние из них засыпаны осадочными породами. Древние рисунки включают в себя большое количество изображений бегущих оленей и рисунки рогатых людей.

    Здесь, начиная с 2000 года, после перерыва длиною в сотню лет, раз в четыре года проводится Фестиваль коренных народов Байкала (Ердынские игры). Устные предания об играх сохранили главным образом ольхонские буряты. Обобщенные сведения о них сводятся к следующему. Игры проводились либо один раз в году, весной, в мае, когда земля покрывалась свежей зеленью, либо дважды в году, весной и осенью. Главным событием на играх выступает многодневный круговой танец ехор вокруг сопки Ехе Ерд. Чтобы охватить сопку полностью по периметру танцующими, необходимо иметь не менее700 участников. Когда не собиралось на празднества такого количества людей, то игры считались неудачными, и приехавшие разъезжались. В соответствии с этим и в целом год признавался неудачным, не несущим людям счастья и благ. Когда же собиралось много народу, до 2 — 3 тысяч человек, игры проходили в течение нескольких дней, причем танец ехор танцевали вокруг сопок и днем, и ночью, а за время праздника танцующие снашивали по несколько пар обуви. Во время праздника на вершину горы Ерд поднимались только шаманы, больше никто не имели такого права.

    КАК ДОБРАТЬСЯ

    Большинство сакральных мест Байкала находится на легендарном острове Ольхон, который является центром паломничества туристов со всего мира. Здесь расположены мыс Хобой, скала Шаманка, мыс Богатырь, гора Жима, озеро Шара-Нур. По дороге к острову Ольхон, пересекая неземной ландшафт тажеранской степи, можно свернуть к священной горе Ехе-Ердо.

    Доехать до озера Ольхон можно из Иркутска на автомобиле по Качугскому тракту.
    На автомобиле: по Качугскому тракту из Иркутска через насленные пункты Оёк, Усть-Ордынский, Баяндай, Косая Степь, Еланцы, Сахюртэ (МРС). Расстояние до паромной переправы в п.Сахюртэ - 250 км по асфальтированной дороге. Паромная переправа работает ежедневно с 7-30 утра до 22-00 с интервалом 30 минут в период с мая по октябрь месяц. От переправы до пос.Хужир проложена улучшенная гравийная дорога протяженностью 45 км.
    На автобусе: с мая месяца и до октября до пос. Хужир (остров Ольхон) ходит рейсовый автобус через паромную переправу. Отправление из Иркутска ежедневно в 10.00 с автовокзала (ул.Октябрьской Революции,11 ост.Автовокзал, трамвай №4). Время в пути 8 часов. В обратном направлении из Хужира автобус отрпавляется в 8-45 устра.
    Водным путем: можно добраться до п.Хужир из Иркутска на теплоходе «Баргузин». Отправление в летний период (с середины июня) ежедневно в 9.00 с пристани «Ракета» в м/р Солнечном (ост. «Ракета», авт.№16). Время в пути 6 часов.

    Священное место Гора Бык расположена в живописной Тункинской долине возле села Торы. Расстояние из Иркутска до этого священного места составляет около 180 км. До подножия горы можно добраться на автомобиле и далее подъем займет не более 1,5 часа.

    Самый популярное и известное у туристов место силы — Шаман Камень, расположенный в истоке Ангары возле поселка Листвянка.

    Помимо природных, на территории Прибайкалья есть большое число буддистских и шаманских мест силы (дацанов, ступ, обо), которые требуют отдельного описания.

    Озеро Байкал таит в себе множество тайн и загадок, которые породили немало мифов и легенд, однако, у них есть вполне научные объяснения.

    Миражи
    Местные жители не раз за свою жизнь сталкивались, выходя на лодках рыбачить, с реалистичными картинками, изображающими то, чего здесь не должно было быть. Наиболее распространенные миражи - замки, древние суда и острова. Ученые объясняют этот феномен просто: глубокие воды озера никогда не прогреваются, оставаясь холодными даже жарким летом, а воздух над гладью теплый, что и создает резонанс. Разные по плотности слои воздуха преломляют солнечные лучи, из-за чего образуются картинки. Местные называют их «голоменицей». Это явление на Байкале, при котором на горизонте возможно рассмотреть предметы, в действительности находящиеся на расстоянии 40 километров.

    Лед
    Байкальский лед преподносит ученым немало загадок. Так, в 1930-х годах специалисты Байкальской лимнологической станции обнаружили необычные формы ледового покрова, характерные только для Байкала. Например, сопки - конусовидные ледяные холмы высотой до 6 метров, полые внутри. Внешним видом они напоминают ледяные шатры, «открытые» в противоположную от берега сторону. Сопки могут располагаться по отдельности, а иногда образуют

    Воронка
    У острова Ольхон возникают не только миражи, но и жуткая воронка, которая образуется спонтанно вне зависимости от метеорологических условий. Чтобы ее увидеть, нужно двигаться в юго-восточном направлении от острова, примерно в 30 километрах от него располагается место, названное Чертовой воронкой. Пару раз в год именно здесь при полном штиле начинает буйствовать стихия, образуя вращающийся столб воды.
    Ученые предлагают несколько версий причин феномена. Одна из них основывается на предположении о локальных провалах дна Байкала с образованием быстро заполняемых водой полостей, что и приводит к образованию водоворота на поверхности.
    По другой теории, именно в месте образования воронки происходит столкновение двух локальных встречных течений. Направления и сила этих течений зависит от времени года и погоды, так что при определенных условиях потоки воды двигаются строго навстречу друг другу. Такое взаимодействие встречных течений действительно может приводить к очень мощным водоворотам.

    Ведьмины круги
    По дороге к соленому озеру Шара-Нур, в 3 километрах от западного берега острова, можно встретить интересное явление - загадочные oльxoнские круги. Они появляются сами собой на полях, никогда не знавших пашни. Никаких признаков вытаптывания, наоборот: по границе идеально ровной окружности возникает полоска более сочной и высокой травы - она особенно хорошо заметна на обычно сухих участках земли. Загадочные круги на полях известны народам разных стран - для них даже придумали название «ведьмины круги» Так как, по легенде, они появляются здесь из-за хороводов ведьм. Исследователи пока определили, что интенсивный рост растений в кольцах не связан с особенностями грунта или подземными источниками воды.


    Кольца на льду
    На космических снимках Байкала на весеннем льду иногда можно увидеть темные кольца диаметром 5-7 километров. Впервые такое кольцо было замечено на космоснимке, сделанном в апреле 1999 года. Кольцо располагалось напротив мыса Крестовского (недалеко от поселка Бугульдейка). Предположительно образование кругов связано с выбросами природного горючего газа (метана) из многокилометровой осадочной толщи дна Байкала. Летом в таких местах из глубины на поверхность поднимаются пузыри, а зимой образуются «пропарины» диаметром от полуметра до сотен метров, где лед очень тонкий или вообще отсутствует.

    Клык дракона
    По легенде, однажды над озером пролетал дракон и обронил над островом Ольхон свой клык. Клык упал на мыс Хобой, вонзился глубоко в землю, оставив в ней отчетливый отпечаток. Местные считают, что это их оберег. Однако ученые убеждены, что впадина образовалась из-за падения космического тела.

    Светящаяся вода
    Свечение байкальской воды было обнаружено ведущим научным сотрудником Иркутского физико-технического института Виктором Добрыниным еще в 1982 году. Исследования показывают: практически любая вода является источником света. Но, к примеру, дистиллированная светится слабо. Та, что из-под крана, быстро затухает. А самое интенсивное свечение - в Байкале. Здесь оно может продолжаться и месяц. Чтобы поймать невидимые глазу световые потоки, используются высокочувствительные приборы, которые создали специально. Также исследования показали, что свечение вод неоднородное и на глубине теряет интенсивность, а его яркость снижается в период с ноября по середину января.

    Очень интересные достопримечательности и познавательная информация о величественном озере Байкал, которое известно во всем мире, как одно из самых загадочных и таинственных мест на нашей планете. Советую к прочтению.

    МЫС РЫТЫЙ

    Мыс Рытый расположен на западном берегу Байкала, напротив самого широкого места озера. Для местного населения это место является священным и запретным для посещений. Ни под каким предлогом ни один из аборигенов не соглашается высаживаться здесь на берег.
    Некоторые считают, что на этом месте когда-то был древний город, о чем свидетельствует искусственная каменная стена. Другие говорят о повышенном радиоактивном фоне. До сих пор на Рытом соблюдаются старинные запреты: нельзя рубить дерево, стрелять зверя, иначе будет обеспокоен местный дух.
    На мысе нет деревьев и никаких поселений, одиночные катера, не приставая к берегу, проплывают мимо, до этого места не доходит автомобильная дорога, и здесь нет даже тропы по побережью. По неизвестным причинам на посещение мыса местным населением было наложено табу, и этот запрет действует и в наше время. Жители старательно избегают посещений, именуя его проклятым местом, но, разговорившись, могут поведать много загадочных историй, связанных с этой священной местностью. Стоит добавить, что этот мыс входит в территорию Байкало-Ленского заповедника, и, чтобы здесь высадиться на берег, нужно специальное разрешение от администрации. Заповедный режим в сочетании с местными шаманскими запретами посещать священный мыс сделали свое дело: только редкие одиночки осмеливаются заходить в глубь ущелья, а их рассказы о загадках Рытого превратили его в главное аномальное место на Байкале. Последние годы вокруг этого района сложено немало легенд. Ответвляющий разлом ущелья р. Риты обладает аномальными особенностями, и с древних времен на его посещение наложено табу местными жителями. Больших причин нет нарушать эти запреты и сейчас, нет смысла просто ради любопытства заходить в «страшное и священное место», где живут сердитые боги, сыновья божества Ухэр, посылающие сильные ветры и наводящие порчу на посетителей их жилища. Шаманские заклятия действуют и в наше время, в этом легко убедиться, отследив судьбу людей, нарушавших вековой запрет и проникавших в ущелье. Многие из них преждевременно и скоропостижно ушли из жизни. По местным обычаям, нельзя проезжать мимо этого места, не почтив духов Рытого.

    ШАМАН-КАМЕНЬ

    В истоке реки Ангара находится, выступающая по середине реки, скала. В древности местные жители Приангарья наделяли Шаманский камень чудодейственной силой. По древним верованиям, это было место обитания хозяина Ангары - Ама Сагаан нойона. На Шаманском камне проходили особо важные шаманские обряды, здесь давали клятвы и молились, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь, сюда на ночь привозили преступника и оставляли его одного над холодным, леденящим потоком, чтобы к утру он сознался в содеянном.Если к утру, вода не забирала его, если он не погибал от страха и студеного дыхания Байкала, его прощали. Свидетельством почитания священного камня является усыпанное монетами дно вокруг Шаманского камня.

    МЫС ХОБОЙ

    Мыс Хобой (по-бурятски хобой – «клык, коренной зуб») - самый северный мыс на острове Ольхон. Эффектная столбовидная скала, напоминающая внешне острый клык, со стороны моря, имеет ярко выраженное сходство с профилем женской головы с бюстом, как на древних греческих галерах с востока и запада.
    Местное название скалы - Дева. Существует бурятская легенда, согласно которой это - окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ее мужу. Тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем» - превратили ее в скалу.
    Мыс Хобой избран сейчас различными духовными школами для места медитаций. На его северной стороне эти «представители» не постеснялись наследить, оставив на самом видном месте рериховский знак - красный круг с тремя точками внутри. Но истинный, сокровенный знак острова совсем не этот. Как символ шаманских сказаний на северной грани монолитной скалы, не просматриваемой с суши и обрывающейся в воду, на недоступной для человека высоте, сложены в расщелинах мыса два огромных орлиных гнезда. По бурятским легендам, первым, кто получил шаманский дар, был сын грозного хозяина-духа острова Ольхон, живший в образе белоголового орла. Почитание этой птицы как духа острова сохранилось до наших дней.

    С мысом Хобой связана легенда о драконе, который, пролетая над священным озером, обронил свой клык. Упав на Хобой, клык мифологического животного ушел глубоко в землю, оставив в очертаниях острова характерный след. Некоторые ученые предполагают, что это предание связано с воспоминаниями о падении некоего космического тела (возможно, небольшого метеорита), случившемся много тысяч лет тому назад. Именно такая локальная катастрофа и могла стать причиной сильной геомагнитной активности, проявляющейся в этой части Ольхона. Парапсихологи, часто посещающие Хобой, отмечают в районе мыса постоянный мощный выход астральной энергии, что сопряжено с многочисленными случаями появления здесь призрачных субстанций. Местные жители уверяют, что иногда на мысе можно встретить духов своих умерших предков или даже увидеть собственные прежние воплощения. Особую известность получил дух Белого шамана, выходящего из вод Байкала. Считается, что увидеть духа - к большой удаче.
    Место примечательно многоголосым эхом, которое отражается от монолитной скалы. Встречаются здесь редкие и реликтовые травы. Зимой можно осмотреть гроты, сказочно украшенные наплесковым льдом и прозрачными сосульками. Находятся они на уровне уреза воды, их входы ориентированы на север. В скалах, на уровне воды, на мысе, имеются гроты длиной до 22 метров, осмотреть их можно только зимой со льда.

    СКАЛА ШАМАНКА

    Одно из самых загадочных байкальских мест - скала Шаманка на мысе Бурхан, состоящая из белого мрамора, гранита и кварца.
    Шаманка ранее именовалась «камень-храм». Первые исследователи Байкала - в частности, известный российский исследователь Владимир Обручев - отмечали, что это место вызывает суеверный ужас прибайкальских бурят. Никто, кроме шамана, не имел права приближаться к заповедному месту. Если же нужда заставляла, то копыта коней обматывали войлоком и кожей, чтобы не потревожить цоканьем покой хозяина Байкала. Женщинам полагалось обходить скалу за две версты.
    Через скалу Шаманка насквозь проходит пещера. По меркам спелеологов, она не столь уж большая: длина - примерно на 12 метров, в ширина - до 4,5 метров, высота - местами 6,5 метров. Однако, именно эта пещера стала центром культового поклонения.
    Буряты были уверены, что в пещере Шаманской скалы живет эжин - хозяин Байкала. В древних преданиях рассказывается о 13 северных нойонах - сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с небес вершить суд над людьми и выбрали разные места проживания. Старший и самый сильный из них Хан Хутэ-баабай поселился в пещере Скалы Шаманка.

    По свидетельствам жителей поселка Хунжир, расположенного неподалеку от мыса Бурхан, на протяжении столетий пещеру посещали шаманы многих народов, населявших древнюю Сибирь. Жрецы языческих религий проводили в пещере ритуалы, связанные с очищением родовой кармы и снятием проклятий; впадая в транс, получали возможность созерцать картины прошлого и будущего.

    МЫС БОГАТЫРЬ

    Большой притягательностью для служителей шаманских культов с незапамятных времен обладает Богатырь - мыс самого крупного байкальского острова Ольхон. Старинное название мыса - Огненный - связано с тем, что первые русские путешественники, приплывшие к острову в конце XVI века, неожиданно увидели огромный столб огня, взметнувшийся перед ними из байкальских вод к небу. Огненная стена будто не пускала иноземцев на священную землю острова. Подобное явление на мысе время от времени отмечалось и позже.
    Со слов бурятского шамана Уирбека известно, что на мысе Богатырь принято проводить ритуалы, связанные с заклинанием стихий силы: огня, ветра и воды. Вплоть до первой четверти XX века среди вождей и старейшин местных племен и селений было принято приносить на мыс новорожденных младенцев мужского пола. Считалось, что попав в это место, будущий вождь или воин обретает особую физическую и духовную силу и получает долголетие.

    ОЗЕРО ШАРА-НУР

    Неподалеку от Байкала, по пути к пади Ташкинэй, окруженное дремучим лесом и сопками, расположено небольшое озеро Шара-Нур, что в переводе с бурятского означает «Желтое озеро». Подобное название оно получило за мутный цвет воды, чрезвычайно насыщенной сероводородом. По этой причине в наши дни водоем привлекает людей, страдающих заболеваниями суставов. Говорят, недуг бесследно проходит после нескольких купаний больного в водах Шара-Нура. В прежние же времена местное население боялось погружаться в озеро, так как верило, что в нем обитает гигантский желтый змей - Шара-Каая.
    Местные легенды гласят: когда-то в этих краях жил смелый богатырь, который прогневил злого духа Эркина, не уступив ему в жены свою красавицу сестру. В наказание злой дух превратил богатыря в огромного змея, повелев ему вечно жить в водах озера и питаться падалью озерной да человечиной. Считается, что именно поэтому в Шара-Нуре никогда не находят тел утопленников - их поедает Шара-Каая. Правда, по предположению ученых, Шара-Нур, расположенный более чем на 100 метров выше уровня моря, соединен с Байкалом сетью подземных туннелей, через которые вместе с вытекающей водой и уходят тела утопленников. Однако и в наши дни местные охотники и рыболовы утверждают, что иногда слышат доносящиеся из мутных вод звуки, похожие на рычание неведомого гигантского существа.

    ГОРА АЛХАНАЙ

    Самая высокая гора на территории Агинского Бурятского национального округа - Алханай (1665 м) - связана с историей буддизма и именем Чингисхана.
    Это одна из буддистских святынь бурят. У ее основания находится храм Великого блага. Одно из интересного здесь – естественный грот, в своде которого есть трещина, уходящая в глубину скалы, и из нее сочится вода, которая считается целебной. Верующие пьют воду и делают подношения – зерном или монетами.
    Астрологические вычисления буддийских монахов показали, что именно эта вершина является местом посещения среднего мира, в котором живут люди, миром Всевышним, где обитают боги. А главным покровителем самой высокой точки Алханая является божество Дэмчог - один из пяти главных Будд, имя которого в переводе с тибетского языка означает Вечное благо.

    С древних времен племена бурят и монголов одухотворяли эти места.На Алханае находится 12 святынь. Самая почитаемая из них - Уудэн Сумэ (Храм Ворота). Эта природная арка в скале, как считают ламы, образует канал, связывающий наш мир с Шамбалой. Каменный брусвер высотой с метр окружает тропу, по которой паломники идут к храму. Паломники поднимают с тропы камни и таким образом облегчают путь идущим за ними. Под аркой находится субурган - небольшая буддистская ступа, возведенная в 1864 году.

    СТОЛ ЧИНГИСХАНА

    Легендарное место, связанное с именем великого воина, - это Стол Чингисхана («Чингис хаанай шэрээ») в междуречье Угутэрэ и Барун-Хандагай. Он представляет собой огромный валун, на который, по легенде, были нанесены древние письмена. Расположен в предгорьях Тункинских Гольцов, в 4 км западнее бывшего Хандагатайского дацана. Его размеры – 8х6х1,5 м, форма снизу яйцевидная, а сверху плоская.
    С северной стороны «камень-стул» размером 3х1,5 м. Почитаемое у местных жителей место совершения буддистских и шаманских обрядов.
    Очень большое значение вкладывается в слово «шэрээ»: это не просто стол, а престол.

    БЕЛАЯ ГОРА

    Священное эвенкийское место. Находится в центральной части Витимского плоскогорья, на восточной окраине Мало-Амалатской впадины, на левом берегу реки Багдаринка. У подножья Белой горы находится центр Баунтовского эвенкийского района - с. Багдарин. Село названо в честь горы – ее эвенкийское название Багда-урэ (белая гора).
    Высота горы - 170 м. Она сложена светло-серыми доломитами, и поэтому издалека кажется белой. Крутой юго-западный склон полностью лишен почвы и растительности. Верхняя часть украшена целым рядом отвесных причудливых скальных останцев в виде башен, пирамидок, столбов.
    Белая гора имеет статус священного места. С давних времен совершают здесь молитвенные обряды с жертвоприношениями, предназначенными величественному и всемогущему духу горы.

    ГОРА ЖИМА

    Жима – высочайшая точка Ольхона, являет собой гору 1276 метров высотой над уровнем моря. Находится на востоке острова, на мысе Ижимей.
    «Ижимей» уходит корнями к слову «эжин», означающему «хозяина местности». В шаманской мифологии древних говорится о боге грома, отпрыске самого Божественного Неба, возжелавшим обитать подле знаменитого ольхонского шамана Нагре-бо. Позднее дворец горы Жима перешел чете шаманов, Угэтэ-нойон переселился ближе к кромке воды.
    Аборигены чтят гору, относятся к ней как святыне. Согласно преданиям, на Жиме обитали боги и духи. Макушку горы раньше венчала избушка, сложенная из дерева, также стоял сосновый шалаш, созданный руками ольхонских шаманов. Воплощение духа горы – седовласый и бородатый старик. Местные жители нередко рассказывали истории о заплутавших путниках, коим помог выйти к людям некий древний старец.
    Восхождение на гору вкупе со спуском займет весь день, а тропа как таковая попросту не существует. Идти придется, прибираясь сквозь густые заросли леса и источников воды на пути не встретится. Поэтому живительную влагу стоит захватить с собой.

    ГОРА-БЫК (БУХА-НОЙОНОЙ-ХЭБЭТШЭ - СВЯЩЕННАЯ ГОРА)

    Гора возле села Торы Тункинского района Бурятии к северу от реки Иркут. Связана с культом сакрального предка представителей бурятского племенного союза булагатов Буха Нойона - земного божества, покровителя стихии земли и пастбищ, скотоводства. Культ Буха Нойона в дальнейшем заимствован хонгодорами. В настоящее время на этом месте проводят шаманские и буддистские обряды все тункинские буряты.

    ГОРА ЕХЕ-ЁРД

    На правом берегу реки Анги всего в двух километрах от Байкала, в восьми километрах от поселка Еланцы над долиной возвышается в форме купола курган высотой в 42 метра. Очертания кургана, сложенного гнейсами, гранитными пегматитами, кварцевыми жилами, кажутся рукотворными, хотя до сих пор геологи не нашли признаков, указывающих на то, что эти плиты сюда привезли люди. Нет и на горе Ерд или рядом характерных обо - культовых пирамидальных груд камней, которые свидетельствовали бы, что в древние времена к горе Ерд, во время какого-либо праздника приносили или привозили камни.
    Гора Ехе-Ёрд находится на одной прямой от Малой Ердинской сопки к священной горе на берегу озера Байкал, напротив этих двух сопок на скалах левого борта долины реки Анги хорошо сохранились наскальные рисунки с изображением животных. О древности рисунков свидетельствует и то, что нижние из них засыпаны осадочными породами. Древние рисунки включают в себя большое количество изображений бегущих оленей и рисунки рогатых людей.
    Здесь, начиная с 2000 года, после перерыва длиною в сотню лет, раз в четыре года проводится Фестиваль коренных народов Байкала (Ердынские игры). Устные предания об играх сохранили главным образом ольхонские буряты. Обобщенные сведения о них сводятся к следующему. Игры проводились либо один раз в году, весной, в мае, когда земля покрывалась свежей зеленью, либо дважды в году, весной и осенью. Главным событием на играх выступает многодневный круговой танец ехор вокруг сопки Ехе Ерд. Чтобы охватить сопку полностью по периметру танцующими, необходимо иметь не менее700 участников. Когда не собиралось на празднества такого количества людей, то игры считались неудачными, и приехавшие разъезжались. В соответствии с этим и в целом год признавался неудачным, не несущим людям счастья и благ. Когда же собиралось много народу, до 2 - 3 тысяч человек, игры проходили в течение нескольких дней, причем танец ехор танцевали вокруг сопок и днем, и ночью, а за время праздника танцующие снашивали по несколько пар обуви. Во время праздника на вершину горы Ерд поднимались только шаманы, больше никто не имели такого права.

    КАК ДОБРАТЬСЯ

    Большинство сакральных мест Байкала находится на легендарном острове Ольхон, который является центром паломничества туристов со всего мира. Здесь расположены мыс Хобой, скала Шаманка, мыс Богатырь, гора Жима, озеро Шара-Нур. По дороге к острову Ольхон, пересекая неземной ландшафт тажеранской степи, можно свернуть к священной горе Ехе-Ердо.
    Доехать до озера Ольхон можно из Иркутска на автомобиле по Качугскому тракту.
    На автомобиле: по Качугскому тракту из Иркутска через насленные пункты Оёк, Усть-Ордынский, Баяндай, Косая Степь, Еланцы, Сахюртэ (МРС). Расстояние до паромной переправы в п.Сахюртэ – 250 км по асфальтированной дороге. Паромная переправа работает ежедневно с 7-30 утра до 22-00 с интервалом 30 минут в период с мая по октябрь месяц. От переправы до пос.Хужир проложена улучшенная гравийная дорога протяженностью 45 км.
    На автобусе: с мая месяца и до октября до пос. Хужир (остров Ольхон) ходит рейсовый автобус через паромную переправу. Отправление из Иркутска ежедневно в 10.00 с автовокзала (ул.Октябрьской Революции,11 ост.Автовокзал, трамвай №4). Время в пути 8 часов. В обратном направлении из Хужира автобус отрпавляется в 8-45 устра.
    Водным путем: можно добраться до п.Хужир из Иркутска на теплоходе «Баргузин». Отправление в летний период (с середины июня) ежедневно в 9.00 с пристани «Ракета» в м/р Солнечном (ост. «Ракета», авт.№16). Время в пути 6 часов.Вконтакте

    Озеро Байкал известно не только своим красивейшим видом и глубиной, но так же как одно из самых загадочных и таинственных мест на земле. Местное население издревле поклонялось шаманским духам и делало для них жертвоприношения. Внутри поста вы познакомитесь с этими легендарными местами и узнаете как до них добраться.

    Страница 1 из 5

    Озеро Байкал известно не только своим красивейшим видом и глубиной, но так же как одно из самых загадочных и таинственных мест на земле. Местное население издревле поклонялось шаманским духам и делало для них жертвоприношения. Внутри поста вы познакомитесь с этими легендарными местами и узнаете как до них добраться.

    МЫС РЫТЫЙ

    Мыс Рытый расположен на западном берегу Байкала, напротив самого широкого места озера. Для местного населения это место является священным и запретным для посещений. Ни под каким предлогом ни один из аборигенов не соглашается высаживаться здесь на берег.

    Некоторые считают, что на этом месте когда-то был древний город, о чем свидетельствует искусственная каменная стена. Другие говорят о повышенном радиоактивном фоне. До сих пор на Рытом соблюдаются старинные запреты: нельзя рубить дерево, стрелять зверя, иначе будет обеспокоен местный дух.

    На мысе нет деревьев и никаких поселений, одиночные катера, не приставая к берегу, проплывают мимо, до этого места не доходит автомобильная дорога, и здесь нет даже тропы по побережью. По неизвестным причинам на посещение мыса местным населением было наложено табу, и этот запрет действует и в наше время. Жители старательно избегают посещений, именуя его проклятым местом, но, разговорившись, могут поведать много загадочных историй , связанных с этой священной местностью. Стоит добавить, что этот мыс входит в территорию Байкало-Ленского заповедника, и, чтобы здесь высадиться на берег, нужно специальное разрешение от администрации. Заповедный режим в сочетании с местными шаманскими запретами посещать священный мыс сделали свое дело: только редкие одиночки осмеливаются заходить в глубь ущелья, а их рассказы о загадках Рытого превратили его в главное аномальное место на Байкале. Последние годы вокруг этого района сложено немало легенд. Ответвляющий разлом ущелья р. Риты обладает аномальными особенностями, и с древних времен на его посещение наложено табу местными жителями. Больших причин нет нарушать эти запреты и сейчас, нет смысла просто ради любопытства заходить в «страшное и священное место», где живут сердитые боги, сыновья божества Ухэр, посылающие сильные ветры и наводящие порчу на посетителей их жилища. Шаманские заклятия действуют и в наше время, в этом легко убедиться, отследив судьбу людей, нарушавших вековой запрет и проникавших в ущелье. Многие из них преждевременно и скоропостижно ушли из жизни. По местным обычаям, нельзя проезжать мимо этого места, не почтив духов Рытого.

    ШАМАН-КАМЕНЬ

    В истоке реки Ангара находится, выступающая по середине реки, скала. В древности местные жители Приангарья наделяли Шаманский камень чудодейственной силой. По древним верованиям, это было место обитания хозяина Ангары - Ама Сагаан нойона. На Шаманском камне проходили особо важные шаманские обряды, здесь давали клятвы и молились, чтобы снять ложное обвинение или отстоять свою честь, сюда на ночь привозили преступника и оставляли его одного над холодным, леденящим потоком, чтобы к утру он сознался в содеянном.Если к утру, вода не забирала его, если он не погибал от страха и студеного дыхания Байкала, его прощали. Свидетельством почитания священного камня является усыпанное монетами дно вокруг Шаманского камня.

    МЫС ХОБОЙ

    Мыс Хобой (по-бурятски хобой – «клык, коренной зуб») - самый северный мыс на острове Ольхон. Эффектная столбовидная скала, напоминающая внешне острый клык, со стороны моря, имеет ярко выраженное сходство с профилем женской головы с бюстом, как на древних греческих галерах с востока и запада.
    Местное название скалы - Дева. Существует бурятская легенда, согласно которой это - окаменевшая бурятка, просившая у тэнгриев из зависти к мужу такой же дворец, как и пожалованный ее мужу. Тэнгрии со словами: «Покуда на земле будет зло и зависть, будешь камнем» - превратили ее в скалу.
    Мыс Хобой избран сейчас различными духовными школами для места медитаций. На его северной стороне эти «представители» не постеснялись наследить, оставив на самом видном месте рериховский знак - красный круг с тремя точками внутри. Но истинный, сокровенный знак острова совсем не этот. Как символ шаманских сказаний на северной грани монолитной скалы, не просматриваемой с суши и обрывающейся в воду, на недоступной для человека высоте, сложены в расщелинах мыса два огромных орлиных гнезда. По бурятским легендам, первым, кто получил шаманский дар, был сын грозного хозяина-духа острова Ольхон, живший в образе белоголового орла. Почитание этой птицы как духа острова сохранилось до наших дней.

    С мысом Хобой связана легенда о драконе, который, пролетая над священным озером, обронил свой клык. Упав на Хобой, клык мифологического животного ушел глубоко в землю, оставив в очертаниях острова характерный след. Некоторые ученые предполагают, что это предание связано с воспоминаниями о падении некоего космического тела (возможно, небольшого метеорита ), случившемся много тысяч лет тому назад. Именно такая локальная катастрофа и могла стать причиной сильной геомагнитной активности, проявляющейся в этой части Ольхона. Парапсихологи, часто посещающие Хобой, отмечают в районе мыса постоянный мощный выход астральной энергии, что сопряжено с многочисленными случаями появления здесь призрачных субстанций. Местные жители уверяют, что иногда на мысе можно встретить духов своих умерших предков или даже увидеть собственные прежние воплощения. Особую известность получил дух Белого шамана, выходящего из вод Байкала. Считается, что увидеть духа - к большой удаче.
    Место примечательно многоголосым эхом, которое отражается от монолитной скалы. Встречаются здесь редкие и реликтовые травы. Зимой можно осмотреть гроты, сказочно украшенные наплесковым льдом и прозрачными сосульками. Находятся они на уровне уреза воды, их входы ориентированы на север. В скалах, на уровне воды, на мысе, имеются гроты длиной до 22 метров, осмотреть их можно только зимой со льда.

    Байкал не только одно из самых красивых мест мира, но и одно из самых загадочных и мистических мест. Аномалии Байкала в течение нескольких десятилетий будоражат умы учёных и уфологов.

    Великое озеро постоянно преподносит новые сюрпризы и загадки и привлекает к себе не только учёный люд, но и многих любителей всего таинственного и загадочного. Вбайкальские аномалии можно включить частые появления НЛО над Байкалом, геопатогенные зоны, странные световые явления и даже встречи с гуманоидами на дне озера.
    Байкал не только одно из самых красивых мест мира, но и одно из самых загадочных и мистических мест. Аномалии Байкала в течение нескольких десятилетий будоражат умы учёных и уфологов. Великое озеро постоянно преподносит новые сюрпризы и загадки и привлекает к себе не только учёный люд, но и многих любителей всего таинственного и загадочного. Вбайкальские аномалии можно включить частые появления НЛО над Байкалом, геопатогенные зоны, странные световые явления и даже встречи с гуманоидами на дне озера.


    Озеро Байкал веками окутано загадками, тайнами, легендами и приданиями на фоне этогобайкальские аномалиимногими исследователями воспринимаются как закономерность. Ежегодно как местные, так и центральные СМИ публикуют и показывают в телеэфире репортажи, связанные с таинственными аномалиями Байкала. Большинство таких случаев посвящаются появлениям НЛО над озером Байкал или в районе г. Иркутск.

    Но аномалии Байкала – это не возникшие недавно чудеса, эти места ещё с древних времён считались местами силы, и Байкал много веков являлся центром сибирского шаманизма. И сегодня Байкал является сакральным местом для коренных жителей и последним оплотом шаманов Сибири. По всей видимости, байкальские аномалии никогда не были секретом для местных шаманов, и они умели использовать их в своих целях.

    Учёными геофизиками были выявлены магнитные аномалии находящиеся вблизи острова Ольхон. Ещё одна аномалия Байкала появилась вблизи мыса Ижимей. Там во льду непонятным образом появились идеально правильные отверстия с оплавленными краями – утверждают очевидцы. К тому же в перечень байкальских аномалий можно внести возникающие в некоторых местах зоны радиомолчания. Там по неизвестным причинам в магнитных полях возникают помехи препятствующие прохождению радиоволн. Такие помехи часто сбивают и даже выводят со строя приборы навигации кораблей курсирующих по Байкалу.

    В одном из самых глубоких мест Байкала есть место, которое называют «Чёртовой воронкой». Это одна из самых таинственных аномалий Байкала, здесь иногда даже во время полного штиля вода вдруг начинает буйствовать и в самом центре этой аномалии возникает громадная воронка, в которой происходит вращение воды с огромной скоростью.

    Древняя бурятская легенда повествует, что в этом месте под огромной толщей озёрных вод находится таинственный вход в страну умерших. Властителем этой страны является Эрлик-хан и воронка это дверь в его страну, из которой нет возврата. Другая легенда повествует, что в огромную воронку у мыса Ижимей ушла жить прародительница всех змей – гигантская змея Абарага могой. На острове Ольхон напротив воронки расположена скала Шаманка – сакральное место байкальских шаманов, на которое они наложили запрет для посещений местными жителями. С этой скалы считают специалисты, открывается самый превосходный обзор «Чёртовой воронки».

    Исследователи паранормальных явлений утверждают, что в местахбайкальской аномалии, где расположены геопатогенные зоны (тектонические разломы) можно подзаряжаться энергией, которая усиливает иммунную систему, а во время сна способствует переходу астрального тела в другие измерения.

    Шаманы Байкала.

    Одной из самых древних религиозных традиций человечества являлся шаманизм, он был предшественником всех мировых религий. Шаманы Байкала в основном представители бурятского и монгольского народа они сегодня являются основными приемниками древних традиций шаманизма. Центром шаманизма спокон веков считалась Северная и Центральная Азия. А мистическим центром этой религии всегда являлся байкальский остров Ольхон. Байкальские шаманы имеют особую силу вдохновения, когда исполняют ритуальные шаманские гимны.

    Остров Ольхон и сегодня является сакральным местом для шаманов Байкала и Сибири, здесь ежегодно происходят сборы с их участием. Сюда прибывают шаманы с Алтайского края, Улан-Уде, Восточной и Западной Сибири, Монголии. Здесь они проводят на весь год обряды счастья и благополучия для всех присутствующих. После проведения обряда любой желающий может задать шаману интересующий его вопрос и получить на него ответ. Отвечают за приём коллег из других регионов байкальские шаманы. Они подготавливают места для ночлега ритуальных обрядов и камланий.

    Самым сакральным местом силы на острове Ольхон, шаманы Байкаласчитают скалу Шаманку, расположенную на мысе Бурхан. Это священное место шаманизма запрещено для посещения обычных смертных. О нём сложено много преданий и легенд, о которых могут рассказать как местные жители, так и сами байкальские шаманы.

    Ещё одним священным местом шаманов Байкала является скала Шаман-камень, расположенный у истоков Ангары. С древних времён скалу Шаман-Камень наделяли мистической силой. Буряты верили, что на камне обитают могучие духи. Скала по преданиям была домом повелителя Ангары по имени Саган Нойон. Здесь коренные жители молились, а байкальские шаманыпроводили важные обряды. Раньше на Шаман-камне вершилось местное правосудие, предполагаемого преступника оставляли на ночь на скале. Если в течение ночи воды могучего озера не смывали преступника со скалы, его оправдывали и отпускали.

    НЛО над Байкалом.

    По мнению уфологов – озеро Байкал является очень привлекательным местом для НЛО. Частое появление НЛО над Байкалом, полагают они, обусловлено нахождением на дне озера тектонических разломов, где скапливается громадное количество энергии. Тем не менtе даже уфологи весьма скептически относятся к огромному количеству сообщений о появлении НЛО над Байкалом и Иркутском. Исследователи аномальных явлений полагают, что более чем в 90% случаев за проявление НЛО над Байкалом принимаются природные либо техногенные явления. Так же уфологи часто сетуют, что участились случаи фальсификации, когда многие выдают ролики с летящим НЛО скачиваемые с интернета за свои, при этом, утверждая, что НЛО над Байкалом они снимали собственноручно.

    Легенды о летающих небесных домах среди местных жителей ходят много веков, а самое первое задокументированное сообщение появилось в 1884 году в одном из номеров газете «Иркутские ведомости». Появление НЛО над Байкалом описывается как «белый шар» длительное время висевший над озером, по которому постоянно пробегали разноцветные огни. Что вполне соответствует тем признакам НЛО, которые наблюдались и в наше время. Многие местные жители своими глазами наблюдавшие появление НЛО на Байкале в 1967 году описывают его как сигарообразный объект, имевший инверсионный след, но при этом летел он совершенно беззвучно. По утверждениям очевидцев размеры объекта были около 300 метров, а когда он пролетал над вершинами хребта Хамар-Дабан, из его днища вылетело три белых шара и с огромной скоростью удалились от корабля-матки. Этот случай был официально задокументирован комиссией по НЛО. Жители одной из байкальских деревень примерно в то же время видели НЛО над Байкалом, который приземлился недалеко от этого населённого пункта. По утверждению деревенских жителей из НЛО выходили существа двухметрового роста, напоминавшие людей и одетые в серебристые комбинезоны. В аэропорту города Иркутска в том же 1967 году над авиалайнером, заходившим на посадочную полосу, завис таинственный объект и осветил самолёт ярким лучом. Летающий объект имел солидные размеры, и какое-то время двигался за самолётом, повторяя его движения. Очень частые появления НЛО над Байкалом и Иркутском фиксировались в 70-х, 80-х, и 90-х годах. В 2006 году массовое появление НЛО над Байкалом было зафиксировано в районе посёлка Большие Коты. Более десятка светящихся шаров устроили в небесах настоящее «пилотируемое шоу». Подобное явление так же произошло в небе над Иркутском, заставив изрядно понервничать местных жителей.

    Подводная база пришельцев.
    Российские исследователи аномальных явлений допускают, что на дне Байкала может существовать подводная база пришельцев. Ведь тектонический разлом, имеющийся на дне озера это неисчерпаемый источник энергии, которую можно без труда аккумулировать для дальнейшего использования.

    В пользу версии о наличии на дне озера подводной базы пришельцев свидетельствует множество фактов. К примеру, свечение, которое наблюдается в некоторых местах Байкала. По мнению людей наблюдавших этот феномен ощущение такое словно кто-то включает мощную подсветку, которая затем перемещается по дну озера. В пользу версии, что подводная база пришельцев существует в глубинах Байкала, свидетельствуют и светящиеся шары которые по данным полученным от местных жителей, постоянно, из глубины на большой скорости выходят в небо, а затем спустя какое-то время, вновь уходят на глубину. Случай произошедший с боевыми подводными пловцами в 1982 году заставил даже многих ученых приверженцев традиционной науки обратить серьёзное внимание на версию о подводной базе пришельцев на дне Байкала. Тренировочные сборы боевых пловцов проводились на западном берегу озера. Погружаясь на глубину более 50 метров, наши боевые пловцы несколько раз сталкивались с неизвестными пловцами. Это были существа высокого роста (около 3 метров) очень похожие на людей. На них имелись серебристого цвета гидрокостюмы, плотно облегавшие тело, а на головы были одеты прозрачные шлема в форме шара, наличие аквалангов обнаружено не было. Чужаки во время плавания развивали очень большую скорость и проявляли любопытство к действиям боевых пловцов.

    Чтобы узнать какие цели преследуют не прошеные наблюдатели, командование отдало приказ боевым пловцам поймать одного из чужаков. Семеро бойцов под командованием офицера вооружившись сверхпрочной тонкой сетью, спустились на глубину. Когда наша команда попыталась набросить сеть на одного из чужих пловцов, их каким-то мощным импульсом вытолкнуло на поверхность. Так как не был выполнен режим декомпрессии, вся группа подводников подверглась кессонной болезнью. Итогом этой неудачной операции против неизвестных пловцов стало трое умерших, оставшиеся четверо стали пожизненными инвалидами. Кем были пловцы-гиганты в серебристых гидрокостюмах, откуда прибыли и какие цели преследовали можно только гадать. Вполне вероятно, что наши боевые пловцы столкнулись с хозяевами таинственной подводной базы затерянной где-то в глубинах Байкала. Наверное, потребуется много лет, чтобы разгадать все тайны байкальских аномалий, возможно истину никто никогда не узнает, но жить всегда интересно, когда есть тайны, которые нужно раскрыть.