• В каком городе воронцовский дворец. Блог елены исхаковой. Воронцовский дворец в Крыму: история

    Воронцовский дворец в Алупке является одним из самых посещаемых Ялтинских дворцов и единственным, который посетила я, да и то случайно. Не то, чтоб я не хотела его посмотреть, но очень не хотела делать это летом, уж слишком в это время там многолюдно.
    Дворец построен в английском стиле, причём в постройке присутствуют элементы различных эпох, начиная с ранних форм и заканчивая XVI веком. Чем дальше от западных ворот, тем более поздний стиль постройки. Английский стиль сочетается с неомавританским стилем. Например, готические дымовые трубы напоминают минареты мечети. Дворец строился с 1828 по 1848 годы как летняя резиденция генерал-губернатора Новороссийского края графа Воронцова. Интересно, что Воронцовский дворец - одно из первых зданий в России, где для комфорта проживания были сооружены канализация и водопровод.

    Главный фасад Воронцовского дворца


    Дворцом владели три поколения семьи Воронцовых. С 1921 года в дворцовом комплексе функционировал музей. После Великой отечественной войны около 10 лет территория Воронцовского дворца являлась секретным объектом и здесь находилась дача для партийного руководства. Ныне это снова музей.

    Воронцовский дворец находится на территории Алупкинского парка, который создавал известный ботаник и садовод Карл Антонович Кебах в течении 25 лет. Он проектировал поляны, размещал деревья, учитывая их размер. Это был вопрос принципиальный, ибо по замыслу Карла деревья не должны были загораживать шикарный вид на вершину горыАй-Петри.

    Парк раскинулся на площади 40 гектар. Территориально делится на Верхний и Нижний парки. Парк устроен таким образом, что он дополняет местную природу. Здесь произрастает больше двухсот видов растений, которые были завезены из регионов Северной и Южной Америки, Средиземноморья. Стоимость разбивки парка в два раза выше строительства самого дворца. На содержание парка в 1910 ходу тратилось до 36000 рублей - огромная сумма по тем временам.


    Карта Воронцовского парка

    Достопримечательностью парка являются груды камней из застывшей магмы, выброшенные вулканом еще в незапамятные времена, получившие названия «Большой хаос» и «Малый хаос». Эти хаосы были тщательнейшим образом вписаны в планировку парка, через груды камней проложен десяток тропинок, образующих почти лабиринт, поставлены скамейки, устроены видовые площадки. Отдельные глыбы обвиты плющом и диким виноградом. Иногда очень сложно поверить, что находишься в парке, причем не заброшенном.

    В парке построено большое количество фонтанов. Большинство из них построено по проектам В. Гунта.
    Вообще в Крыму издавна есть традиция почтительного отношения к воде. Постройка фонтана, как в мусульманском Крыму, так и в российском, считалась делом достойным, и даже богоугодным. Где текла хоть какая-то струйка, ставили фонтанчик, украшали изречением из Корана или эмблемой инженерного ведомства, иногда выбивали дату. Вдоль старых дорог, в старых крымских поселениях этих старинных фонтанов сохранилось немало, многие до сих пор функционируют.

    На территории парка также искусственно созданы три пруда: Верхний, Зеркальный и Лебединый. Вокруг прудов растут клены, ясени и кизил.

    Для украшения дна Лебединого озера граф Воронцов заказал 20 мешков полудрагоценных камней, которые были доставлены на корабле. В солнечную погоду они создавали непередаваемую по красоте игру света.


    Хозяин прогоняет уток из своих владений

    Еще парочка интересных фактов о парке, если верить экскурсоводам. Воронцовский парк вырос буквально на крови, ибо почва под деревьями обильно удобрялась кровью свежеубиенных животных. За каждым деревом был закреплен отдельный садовник, который не спал, не ел, а следил за своим подопечным, холил, и лелеял.

    Араукария чилийская своим названием обязана арауканам - индейцам, проживающим в Чили, для которых плоды этого дерева составляют основу рациона питания. Данному экземпляру более 130 лет. Оно плохо развивается в наших условиях. На своей родине оно вырастает в высоту до 50 метров, имеет ствол в диаметре до одного метра. В Крыму таких деревьев всего штук 5. Ветки Араукарии покрыты острыми колючками, поэтому ни мартышки, ни птицы не садятся на них.


    Чилийская араукария


    Сосна крымская


    Фисташка туполистная


    Нижний парк

    Фонтан «Мария» выполнен по мотивам известного Бахчисарайского фонтана, воспетого Пушкиным. Фонтан выполнен из белого и цветного мрамора и украшен раковинами и розетками. Вода небольшими каплями падает из одной чаши в другую, образуя тихий, ровный ритм капель - «слёз».


    Фонтан «Мария» (фонтан Слез)

    Со стороны моря находится знаменитая львиная терраса.

    Южный вход оформлен с восточной пышностью. Арабской надпись переводится как: «И нет победителя кроме Аллаха».


    Коралловое дерево


    Фонтан Бахчисарайский

    Внутрь дворца я не пошла, уж очень не люблю стройный пробег в толпе. Может как-нибудь в другой раз побываю.


    Зимний сад дворца

    Во время проведения Ялтинской конференции в феврале 1945 года в Воронцовском дворце жила английская делегация во главе с У.Черчиллем. С ним связана любопытная история, которая произошла во время прогулки по парку Черчилля и Сталина. Черчилль, которому очень понравилась скульптура спящего льва, сказал, что он похож на него самого и предложил Сталину выкупить его. На это предложение Сталин ответил отказом, но предложил Черчиллю, если тот ответит на его вопрос правильно, то Сталин подарит спящего льва. «Какой палец на руке является главным?» - такой был вопрос Сталина. Черчилль ответил: «Конечно же указательный». «Неправильно» - ответил Сталин и скрутил фигуру из пальцев, которая в народе называется кукиш.


    Спяший лев


    Фонтан «Раковина»


    Фонтан «Раковина»


    Южный фасад Воронцовского дворца и Львиная терраса

    Записи из этого журнала по тегу «Крым»


    • Алушта. Часть 2

      Алушта — город-курорт на южном берегу Крыма, возникший вокруг крепости Алустон в VI веке. Благодаря циркуляции воздушных потоков среди двух…

    Воронцовский дворец - драгоценное украшение Тавриды. Многие наведываются в небольшой южнобережный городок Алупку только для того, чтобы прогуляться по загадочному парку, окружающему знаменитый замок. Его стены хранят множество неразгаданных тайн. Дворец проектировал придворный архитектор английской королевы Виктории, здесь под покровом таинственности встречались члены масонской ложи, тут останавливался легендарный Уинстон Черчилль, отдыхали великие мира сего, снимались известные фильмы…

    Всего каких-то 20 лет…

    Начиная рассказ о Воронцовском дворце, нельзя не упомянуть о человеке, благодаря которому возник этот архитектурный шедевр. Потомок старого русского дворянского рода Михаил Семенович Воронцов славился умом, образованностью и утонченным вкусом. По традициям своего времени он еще с рождения был записан в полк, а в четыре года «произведен» в прапорщики! С 19 лет Воронцов уже по-настоящему воюет - с турками, шведами и французами. В знаменитой битве под Бородино молодой граф получает ранение. В 1815-1818 годах Воронцов командует русским оккупационным корпусом во Франции. Также принимает участие в кавказских походах, за что в 1845 году возведен в княжеское достоинство.

    Не менее плодотворна деятельность князя Воронцова и в мирное время. Значительный след о себе он оставил в Новороссии, которой управлял будучи в чине губернатора с 1823-го по 1844-й год. В те времена край, доверенный ему, включал в себя значительную часть Северного Причерноморья, в том числе и Крым. Воронцов оказался отличным хозяйственником. В период его правления экономически выросли Одесса, Херсон, Николаев, Севастополь. Губернатор распоряжается провести дороги, в том числе великолепное южнобережное шоссе в Крыму. В это время учреждается пароходство по Черному морю, закладываются основы виноградарства и тонкорунного овцеводства.

    «Он владел большим богатством - своим и своей жены, графини Браницкой, - и огромным получаемым содержанием в качестве наместника и тратил большую часть своих средств на устройство дворца и сада на южном берегу Крыма», - писал о графе Лев Толстой в «Хаджи Мурате».

    Для возведения своей мечты Воронцов не жалеет ни средств, ни времени, ни человеческих ресурсов. Строительство дворца продолжалось 20 лет - работы велись с 1828 по 1848 годы! Для создания проекта приглашается Эдвард Блор, являющийся придворным архитектором английской королевы Виктории. Ему принадлежат проекты многих знаменитых зданий - замка Вальтера Скотта в Шотландии и Букингемского дворца в Лондоне. До сих пор неизвестно, приезжал ли Блор в Алупку, но ему удивительным образом удалось идеально сочетать архитектуру с окружающим горным пейзажем. Возможно, прожектера озарило вдохновение, но не исключено, что он все же приезжал в Крым, чтобы ознакомиться с местным рельефом.

    К моменту воплощения проекта Блора фундаменты и первая кладка портальной ниши центрального корпуса уже были готовы. Изначально дворец строился по проекту архитекторов Франческо Боффо и Томаса Харрисона.

    Возводить дворец приезжают потомственные каменотесы и камнерезы, имевшие опыт строительства и рельефной отделки белокаменных соборов. Таким образом, шикарную резиденцию строили оброчные крепостные из Владимирской и Московской губерний. Прекрасное архитектурное произведение возводилось вручную при помощи примитивных инструментов.

    Первым вырос столовый корпус, затем был выстроен Центральный. В 1842 году к столовой была пристроена бильярдная. А в 1838-1844 годах оформлялся Парадный двор, строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов. Последним был построен библиотечный корпус.

    В архитектуре дворца присутствуют элементы различных эпохи стилей, однако архитектурная эклектика смотрится весьма гармонично. Зодчие смело сочетали английский стиль с неомавританским. Яркий тому пример: готические дымовые трубы, напоминающие минареты мечети. Южный вход демонстрирует восточную пышность. Он очень похож на испанский дворец Альгамбра, некогда принадлежащий арабским властителям. На его фасаде шестикратно повторяется надпись на арабском языке, сообщающая: «Нет победителя, кроме Аллаха».

    Западная часть фасада выполнена в неоготическим стиле. Со стороны гор корпуса дворца напоминают суровые очертания замков английских аристократов. Башни дворца весьма разнообразны. Здание украшают всевозможные шпили и купола, резные карнизы и ажурные балюстрады, лестницы и каминные трубы… Неудивительно, что именно здесь в XX веке создавались экранизации Стивенсона и Шекспира, снимались знаменитые «Небесные ласточки», «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и много других картин.

    Сооружение террасы парка перед южным фасадом дворца было поручено военным. С 1840 по 1848-й годы с помощью солдат саперного батальона были осуществлены масштабные земляные работы.

    Летом 1848 года был сделан последний эффектный штрих. На центральной лестнице, ведущей к главному входу, были установлены скульптурные фигуры львов. Очаровательные звери были рождены в мастерской итальянского скульптора Джовани Боннани.

    Рай на Земле

    Каким бы ни был прекрасным дворец, без окружающего его роскошного парка, он не был бы так притягателен и популярен. Заложенный около 200 лет назад уникальный сад насчитывает более 200 видов деревьев и кустарников из различных стран мира.

    Создатель дворцово-паркового великолепия был настоящим волшебником. Немец по происхождению, Карл Кебах мастерски использовал каждый метр пространства. Возводя на территории парка фонтаны, он объединил их в каскады, создавая озера и пруды. Сказочный антураж гармонично дополняют растительные композиции. Каждый экзотический кустик талантливый садовник любовно высаживал в специально привезенный чернозем.

    Любопытно строение садового ансамбля. Он состоит из Верхнего и Нижнего пейзажных парков. Верхний - «алупкинский хаос» представляет собой массивы природного диабаза, гранитные глыбы, хаотично разбросанные, как будто стихией. Есть тут и пещеры с гротами, и кратер потухшего вулкана. Суровые пейзажи из камня смягчены видами уютных аллей Нижнего парка. Словно струящиеся по склонам террасы окаймлены итальянскими пиниями.

    Парк очаровывает приятными на слух романтичными названиями: Чайный павильон, Лебединое озеро, фонтан Мария. Последний, украшенный у основания белыми розами, является копией Бахчисарайского фонтана. Удивителен водопад Фрейшютц. Его струи при падении рассекаются, словно прозрачная фата невесты. Прогуливаясь в Верхнем парке по Солнечной, Платановой, Каштановой полянам, ловишь себя на мысли, что находишься в настоящем раю, и эта сказка реальна!

    Михаил Воронцов, между прочим, как и многие известные и влиятельные фигуры своего времени принадлежал к масонской ложе. Поэтому в его резиденции и в парке можно обнаружить тайные знаки и символы могучего братства.

    Новая история

    Три поколения семьи Воронцовых наслаждались жизнью в построенном их дедом великолепном дворце. Перед Октябрьской революцией 150 комнат замка представляли собой роскошные апартаменты, украшенные античными скульптурами, антикварной мебелью и картинами. Полотна, украшающие стены, принадлежали кисти великих живописцев. До сегодняшнего дня чудом сохранились картины Левицкого, Боровиковского, Айвазовского, а также итальянских, английских и французских художников. Дополняли интерьеры дворца бронзовые канделябры, изделия из фарфора, хрусталя, малахита, антикварные вазы. Парадные комнаты были заставлены мебелью из красного дерева, ореха и дуба, изготовленной лучшими русскими мастерами.

    Пришли иные времена, и Воронцовский дворец вместе с его сокровищами был национализирован. В середине 1921-го года он стал функционировать как музей. Во время Великой Отечественной войны экспонаты Алупкинского музея эвакуировать не удалось. Дважды дворец подвергался угрозе разрушения, и оба раза его спасал старший научный сотрудник музея С. Г. Щеколдин. Немцы вывезли весомую часть художественных ценностей, из них 537 произведений живописи и графики, и лишь небольшую часть картин удалось разыскать после войны и вернуть во дворец. Трагические эпизоды истории Воронцовского дворца описаны в книге «О чем молчат львы», созданной на основе воспоминаний Щеколдина

    С 4 по 11 февраля 1945 года Воронцовский дворец стал резиденцией английской делегации во главе с Уинстоном Черчиллем. В это время проходила эпохальная Ялтинская конференция.

    С 1945-й по 1955-й годы апартаменты в Алупке использовались в качестве государственной дачи. В 1956-м году по решению правительства во дворце вновь стал функционировать музей. И, наконец, с 1990-го года Алупкинский дворцово-парковый комплекс стал музеем-заповедником. Новый статус очень важен, он позволяет учреждению защищать парковую зону от непрофильного использования, в частности, от коттеджной застройки. Это явление сегодня - головная боль Крыма. Будем надеяться, что райский уголок под названием Воронцовский дворец останется заповедной зоной на долгие времена и будет радовать «всяк входящего в него» красотой и благородством.

    Республика Крым славится своими достопримечательностями. Дворцы Крыма рады распахнуть свои двери любителям истории и не только. Это и Воронцовский дворец, Дворец графини Паниной, Дворец Дюльбер, Замок «Ласточкино гнездо», Ливадийский дворец, Массандровский дворец, Юсуповский дворец и многие другие. Предлагаем более подробно окунуться в экскурсию по Воронцовскому дворцу в Ялте.

    Воронцовский дворец - история

    Ялту недаром называют «витриной капиталистического общества» царской России. После того, как в 1861 году царская семья приобрела имение Ливадию поблизости от Ялты, это побережье стало моднейшим курортом для всей русской знати. Сюда стремились родственники царя - члены династии Романовых, сюда толпами ехали придворные и приближенные к императору персонажи. Иметь собственную виллу на Южном берегу Крыма стало престижно.

    Благодаря разразившемуся буму Ялта, еще недавно бывшая неприметной деревушкой в несколько десятков домиков с мечетью и церквушкой, стремительно разрасталась и благоустраивалась. Земля дорожала буквально на глазах, за считанные годы было проведено газовое освещение, выросли гостиницы, доходные дома, рестораны и магазины. Каждая уважающая себя аристократическая семья проводила лето в Ялте и ее окрестностях, а за представителями знати сюда потянулись и купцы, чиновники, творческая интеллигенция.

    Исторически так сложилось, что провинциальная деревня в 300 жителей, лишенная дорог, зажатая со всех сторон горами, к которой даже не могли подойти морские суда - приходилось бросать якорь в открытом море и переправляться на берег лодками, - вдруг превратилась в центр аристократической летней жизни.

    Основная заслуга, бесспорно, принадлежит графу Воронцову, который в 1823 году стал генерал-губернатором Новороссии. К этой области тогда относился и Крым. Талантливый и предприимчивый граф, владеющий немалым богатством, сразу оценил потенциал южного берега и развил активную деятельность. Закипела работа: началось строительство дорог, в Ялте был устроен мол, появился удобный порт.

    Именно Михаилу Семеновичу Воронцову принадлежит заслуга преобразования Ялты в престижный курорт. Именно по его предложению и настоянию царь Николай I даровал Ялте статус уездного города. И, пожалуй, мало кто в те времена сделал для развития Таврического полуострова больше, чем Воронцов.

    Город Алупка, на территории которого сегодня расположен знаменитый Воронцовский дворец, давно уже стал частью Большой Ялты, как и Ливадия, Гурзуф, Симеиз и другие курортные городки и поселки.

    Воронцовский Дворец-резиденция в Крыму - Экскурсия

    Очарованный волшебным климатом и живописными красотами Тавриды, Воронцов решил устроить здесь свою летнюю резиденцию - представительский дворец, чтобы вывозить на отдых семью и принимать высоких гостей.

    Для создания проекта был приглашен Эдвард Блор, служивший придворным архитектором у английской королевы Виктории, автор Букингемского дворца. Руководил же постройкой на месте Уильям Гунт - тоже англичанин. В качестве строительного материала было решено использовать диабаз - этот камень прочнее гранита и так же ценен, как мрамор. Диабаз брали прямо из естественных россыпей - он очень понравился Гунту своим зеленовато-серым цветом, который почти точно совпадает с окраской окрестных гор и вечнозеленых растений.

    Специалисты в один голос восхищаются удивительной идеей архитектора, который догадался не спорить с капризной крымской природой, а «вписать» дворец в окружающий ландшафт. Зубцы здания почти в точности повторяют зубцы горы Ай-Петри, на фоне которой высится дворец и которую видно, по замыслу архитектора, с каждой поляны дворцового парка.

    Южный фасад резиденции оформлен в мавританском стиле: глубокая ниша, от которой вниз, к морю, спускается широкая лестница, украшенная шестью великолепными мраморными львами. У нижних ступеней львы сладко спят, на середине пути - просыпаются, а верхние скульптуры уже готовы защищать дворец - они грозно привстали и, кажется, слышен их грозный царственный рык.

    Северный фасад дворца выглядит совсем иначе, он выполнен в неоготическом стиле: строгие башенки, острые шпили, узкие окна-бойницы, резные карнизы... Все это великолепие так и просится на экран - где еще и снимать исторические костюмные фильмы, как не здесь, в естественных декорациях? Этим, разумеется, вовсю пользовались режиссеры еще во времена СССР: Воронцовский дворец и окружающий его парк стали участниками многих фильмов - «Три мушкетера», «Алые паруса», «Обыкновенное чудо», «Небесные ласточки»...

    Сотни крепостных крестьян - каменотесов, столяров, каменщиков, лепщиков, резчиков, мебельщиков, - трудились над созданием и украшением дворца. Трудно себе представить, как в то время, работая примитивными инструментами, удалось создать такое прочное, красивое и удивительно удобное для жизни здание. Всего на строительство дворца ушло 20 лет - с 1828 по 1848 годы.

    Воронцовский дворец внутри - Залы и комнаты

    Несмотря на то, что весь дворцовый комплекс включает в себя полторы сотни помещений, сегодня для туристов открыты лишь несколько залов на первом этаже. Основной причиной, как уверяют экскурсоводы, является ветхость остальных комнат и прогнившие полы на втором этаже - туда, по их словам, просто опасно входить.

    Но и доступные всеобщему обозрению залы настолько красивы и необычны, что полученных впечатлений хватит надолго. Кстати, экскурсия по дворцу в составе группы и в сопровождении гида обойдется вам в 300 рублей - примерно за 40 минут занимательного рассказа и прогулки по старинным комнатам.

    Вестибюль встречает посетителей неповторимой атмосферой типично английского холла: камины, деревянные потолки, строгая мебель, фамильные портреты на стенах...

    Китайский кабинет привлекает внимание тонкими циновками из рисовой соломки, которыми украшена верхняя часть стен, тогда как нижняя отделана добротными дубовыми панелями. Здесь же находится уникальная вещица - шкатулка для драгоценностей, покрытая десятком слоев лака. Рассказывают, что каждый слой должен был сохнуть месяцами, прежде чем можно было наносить следующий, и поэтому на изготовление такой шкатулки уходили годы. Последний же слой лака наносился только в открытом море в штилевую погоду - чтобы не испортить искусную работу ни единой пылинкой. В этом кабинете во всей красе проявился талант резчиков по дереву - тончайшей ручной резьбой украшены дверцы шкафа и рамы зеркал.


    Голубая гостиная настолько прелестна, что из нее не хочется уходить. Удивительная мастерская лепнина покрывает стены и потолок: белоснежный орнамент из цветов и листьев создан вручную талантливым крепостным мастером Романом Фуртуновым, с ним гармонично сочетается белоснежный мраморный камин. В гостиной установлены золотистые уютные диванчики и мягкие кресла, в глубине - белый рояль, сквозь высокие окна льется щедрый солнечный свет...

    Зимний сад поражает множеством тропических растений: большинство из них, конечно, высажены уже после эпохи Воронцовых, но вот фикус-репен, покрывающий вьющимися плетями стены, остался с тех времен. Среди мраморных скульптур выделяется «Девочка» - милое и трогательное изваяние. Очень выразительное лицо и глаза - редкость для мраморных скульптур, тончайшее кружево ночной сорочки, живая непринужденная поза... Кажется, ребенок только что вскочил из постели, бросился к фонтану или к пруду с золотыми рыбками, да так и застыл, прижимая рубашку к коленям, чтобы не забрызгать.


    Совсем иные чувства вызывает Парадная столовая. Здесь все дышит величием, напоминая о средневековых рыцарских залах.


    Столы покоятся на ножках в виде львиных лап, символизируя могущество сильных мира сего. То, что на первый взгляд кажется камином, на самом деле - фонтан и емкость для охлаждения бутылок с вином, а наверху расположен аленький резной балкончик для музыкантов, в обязанность которых входило услаждать слух обедающих приятной музыкой. На стенах - роскошные панно, резные серванты уставлены китайскими вазами.

    Так же помпезно выглядит следующее помещение - бильярдная, украшенная полотнами голландских, немецких, итальянских художников.

    Парк Воронцовского дворца

    Планируя посещение Воронцовского дворца, обязательно отведите на это мероприятие хотя бы два-три часа. Сравнительно короткая экскурсия по парадным залам - далеко не все, что вас ожидает. Во-первых, при желании вы сможете осмотреть и другие помещения - например, Дом графа Шувалова или Квартиру дворецкого (за отдельную плату). А во-вторых - попав в огромный парк Воронцовского дворца, посреди которого и выстроен сам дворец, вы не пожалеете потраченного времени, поскольку бродить по нему можно хоть целый день, удивляясь фантазии и мастерству его создателей.


    Верхний парк выполнен в английском стиле, подразумевающим максимальную естественность. Каждая поляна имеет здесь свое название - Солнечная, Контрастная, Каштановая... Здесь вы сможете увидеть настоящее Лебединое озеро - и сегодня по нему величественно плавают прекрасные птицы, полюбоваться водопадом, отдохнуть на удобных скамейках.


    Нижний парк задуман как итальянский. В маленьком чайном домике, устроенном здесь, семья Воронцовых любила отмечать праздники. В целом же здесь царит удивительно сказочная атмосфера: каждое дерево, каждый камень - свидетель истории.

    Воронцовский дворец - режим работы

    Если вы собираетесь в Крым и планируете посетить Воронцовский дворец, обратите внимание на некоторые моменты.

    • С 1 апреля до 30 октября дворец и парк работают для посетителе ежедневно, все остальное время - с одним выходным, в понедельник.
    • Время работы экспозиции - с 9.00 до 17.00.

    Как добраться до Воронцовского дворца

    • Чтобы благополучно добраться до Воронцовского дворца в Крыму, необходимо отправиться с ялтинского автовокзала на 27-й маршрутке, или на личном автотранспорте через центральную часть Алупки.
    • На парковую территорию - вход свободный, бесплатный.
    • На входе вам предложат проехаться по парку на электрокаре. Если вам тяжело совершать длительные пешие прогулки - соглашайтесь!
    • Обязательно понадобится удобная обувь. Парк - гармоничное продолжение дикого скального ландшафта, дорожки крутые, каменистые и местами скользкие.
    • Прихватите с собой воду, пару бутербродов или булочку: не только сами перекусите, но и лебедей покормите.
      Кстати, выдам маленький секрет: один из лебедей, Гоша, неравнодушен к свежим огурцам. Если вы угостите его лакомством, он ничего не будет иметь против селфи. В противном случае может возмутиться и ущипнуть.
    • И последнее: не соблазняйтесь сувенирами, которые здесь продаются во множестве. В другом месте Ялты вы купите то же самое в несколько раз дешевле...

    Воронцовский дворец в Алупке (Крым) по праву считается одной из жемчужин полуострова. Изящное и, в то же время, величественное строение расположено у подножия горы Ай-Петри. Его окружает уникальный парковый комплекс, а с парадной лестницы открывается удивительный вид на Черное море.

    Дворцовый комплекс органично вписывается в окружающий ландшафт благодаря тому, что его расположение соответствует горному рельефу. Именно поэтому дворец имеет такой оригинальный образ. Воронцовский дворец в Крыму и прилегающий к нему парк часто становились съемочной площадкой. Как минимум 17 кинофильмов получили признание широкой публики.

    Цены на билеты в Воронцовском дворце в 2019 году

    Стоимость билетов указана на официальном сайте комплекса. Они зависят от выбранных экспозиций и экскурсий.

    • Отдельные экспозиции и выставки: взрослые — от 50 до 350 руб., студенты, пенсионеры и подростки 16-18 лет — от 25 до 200 руб.
    • Экскурсии по парку пешие: взрослые — 100 руб., студенты, пенсионеры и подростки 16-18 лет — 70 руб.
    • Экскурсии по парку на электромобиле: 800 руб. с группы 4-20 человек.
    • Для льготной и бесплатной категории посетителей, а также для детей от 7 до 16 лет: взимается плата 70 руб. за использование аудиогидов.
    • «Единый билет» (все экспозиции и выставки): взрослые — 830 руб., студенты, пенсионеры и подростки 16-18 лет — 450 руб.

    Режим работы Воронцовского дворца

    Посещать экспозиции, временные и постоянные выставки можно ежедневно с 09:00 до 17:15. При этом Парадные залы и Южные террасы по субботам открыты до 20:00. По дворцовому парку проводятся экскурсии в 11:00; 13:00 и 15:00, но только в том случае, если соберется группа от 15 до 20 человек. Есть варианты пеших прогулок и поездки на электромобиле. «Единый билет» можно приобрести в любой день, кроме понедельника и среды.

    История Воронцовского дворца

    Первым владельцем дворца был светлейший князь Михаил Семенович Воронцов, потомок древнего рода, известного с 14 века, герой-орденоносец, участвовавший во многих военных кампаниях и вышедший в отставку в звании генерала-фельдмаршала, новороссийский и бессарабский генерал-губернатор, почетный член Петербургской Академии наук. После его смерти в 1856 году, дворцом поочередно владели близкие родственники князя. После свершения революции объект был национализирован.

    Период строительства Воронцовского дворца в Крыму относится к периоду 1828—1848 гг. К тяжелым работам были привлечены оброчные крепостные, а рельефную отделку выполняли потомственные каменотёсы, причем вручную. Вначале возвели Столовый корпус, затем Центральный. Уже в сороковые годы 19 столетия появилась бильярдная, флигели, башни, гостевой и хозяйственные корпуса, а также библиотека. Над уступами Южной террасы усердно трудились сапёры. Благодаря им, Воронцовский дворец в Алупке обзавелся шикарной парадной лестницей, на постаменты которой в 1948 году были водружены львы, изготовленные итальянским мастером Джованни Боннани. Это явилось завершающим аккордом оформления общего ансамбля дворцового комплекса.

    Уже в 1921 году Воронцовский дворец в Крыму, так и не поменявший своего нарицательного имени, превратился в музей. В годы Второй мировой войны экспонаты спрятать не успели, поэтому многие из них были вывезли оккупанты. Суммы похищенного оказались колоссальными. Во время Ялтинской конференции (февраль 1945-го) дворец на время превратился в резиденцию У.Черчилля и его свиты. Вплоть до 1956-го здесь располагалась правительственная дача. Впоследствии было вынесено решение вновь открыть музей, который функционирует до сих пор, но уже в новом статусе. В 90 годах прошлого столетия комплекс стал именоваться дворцово-парковым музеем-заповедником.

    Архитектура

    В облике строения просматриваются элементы различных эпох и удачное сочетание архитектурных стилей — строгого английского, с направлением к неоготике, и пышного восточного, неомавританского. Интересен тот факт, что дворец начал строиться по одному проекту (итальянца Франческо Боффо и англичанина Томаса Харрисона), а заканчивался — по другому (известного британского архитектора-эклектика Эдварда Блора). Кстати, последний, работая над проектом, Алупку не посещал, так как был слишком загружен заказами королевской семьи у себя на родине.

    Основной материал строительства Воронцовского дворца в Алупке — диабаз, превосходящий по прочности гранитные камни. Музей-заповедник включает в себя пять отдельных зданий, внутренние дворики, террасу, парадную и дополнительные лестницы, а также парковую зону.

    Дворец внутри

    Официальный сайт Воронцовского дворца предлагает к посещению несколько интереснейших экспозиций. Основной экспозицией комплекса являются Парадные залы, расположенные в Главном корпусе комплекса. Их отделка сохранилась практически в первоначальном виде. Оформление и убранство Парадного кабинета выполнены по всем правилам английского стиля. Здесь присутствуют портреты первого владельца, а также его соратников, участвовавших в Бородинском сражении. Китайский кабинет способен удивить посетителей искусно декорированной мебелью и циновками из рисовой соломки, занимающими бо́льшую часть поверхности стен. Вестибюль с деревянными профилированными потолками, строгой мебелью и каминами, украшенными диабазовыми порталами, соседствует с тамбуром, в котором имеется вышитое изображение персидского шаха. Голубая гостиная поражает своей утонченностью и изумительным лепным орнаментом, выполненным когда-то крепостным мастером.

    В Зимнем саду можно увидеть вьющийся фикус, сохранившийся с 1838 года, и редкие экзотические растения. Здесь находятся любопытные скульптуры и фонтан. Парадная столовая Воронцовского дворца в Алупке (Крым) напоминает рыцарский замок. В ней привлекает внимание оригинальный балкончик для музыкантов и фонтан, по форме напоминающий камин. Завершает Парадные залы Бильярдная с художественными полотнами, размещенными на стенах.

    К следующей экспозиции относится одноэтажный Шуваловский флигель, в который имели доступ лишь близкие к семье дочери М. С. Воронцова люди. Уютный домик имеет несколько комнат, каждая из которых интересна по-своему. Далее можно пройти в квартиру дворецкого, расположенную Хозяйственном корпусе, и посмотреть, как жил обслуживающий персонал князя, получая полный пансион, да еще и зарплату. Здесь же можно заглянуть в Воронцовскую кухню. И, наконец, еще одна экспозиция «Южных террас» включает саму парадную лестницу, скульптуры львов, цветущие клумбы и каскадные фонтаны.

    Кроме основных объектов Воронцовского дворца в Алупке, на его территории размещаются временные и постоянные выставки. Среди них — русский и западноевропейский фарфор-фаяс, живопись художников разных периодов, включая вторую половину 20 века, скульптуры, графика и пр.

    Парк Воронцовского дворца

    Итальянским регулярным стилем характеризуется нижняя часть парка. Вокруг дворцового комплекса растут преимущественно хвойные деревья — ели, пихты, кедры, сосны и кипарисы, поэтому территория всегда остается в зелени. Весной и летом в парке цветут магнолии, экзотические кустарники и удивительный церцис, стволы которого в апреле густо облепливаются фиолетово-багряными цветками, напоминающими мотыльков. Парк Воронцовского дворца невероятно красив, а прогулки по нему доставляют невероятное удовольствие.

    Воронцовский дворец — как добраться

    Вариантов посещения дворцово-паркового комплекса в Алупке несколько. Через город проходят две трассы — верхняя и нижняя, поэтому попасть сюда можно с разных населенных пунктов полуострова, связанных между собой Южнобережным и Севастопольским шоссе.

    Из Ялты

    По маршруту Ялта — Воронцовский дворец регулярно ходит два автобуса — № 132 из центра и № 102 с автовокзала. Они останавливаются в пешей доступности от достопримечательности — всего в 10 минутах ходьбы. Остановка маршрутных такси, курсирующих между Ялтой и Алупкой (№ № 107 и 115), находится чуть дальше от комплекса — в 15 минутах ходьбы.

    Из Севастополя

    В Воронцовский дворец можно доехать прямым автобусным рейсом «Севастополь — Алупка» либо до остановки «Автостанция» и пройтись пешком, либо до остановки «Питомник» с пересадкой на городской автобус № 1А, курсирующий по круговому маршруту. Выход — на остановке «Центр».

    Из Алушты

    Путь Алушта — Воронцовский дворец состоит из двух этапов. Вначале нужно добраться на крымском троллейбусе № 53 до Ялты, а затем пересесть на автобус или маршрутное такси (описание выше).

    Из Симферополя

    Из Симферополя до троллейбусной станции Ялты, расположенной поблизости от «Автовокзала» можно доехать напрямую от аэропорта «Симферополь» на троллейбусе № 55 или от железнодорожного вокзала рейсом № 52. Другой вариант предусматривает пересадочную стыковку в Алуште с троллейбуса № 51, идущего от железнодорожного вокзала Симферополя, или № 54, отправляющегося от аэропорта, на троллейбус № 53, следующий до Ялты. Далее путь в Воронцовский дворец — как добраться, описано выше. Быстрее до Ялты можно доехать междугородним автотранспортом.

    Крымские таксисты и частные извозчики прекрасно знают, где находится Воронцовский дворец, поэтому пассажиров они доставляют не только из Ялты, но и из Фороса, Гурзуфа, Алушты и даже Симферополя. При самостоятельной поездке на машине придется заранее позаботиться о навигаторе.

    Важная информация До октября 2017 года до Воронцовского дворца можно было добраться морским путем. В настоящее время Алупкинский причал закрыт по причине его разрушения

    Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник, также известный как Воронцовский дворец, был построен в период 1828-1848 гг. по проекту английского архитектора Эдварда Блора как крымская резиденция графа Михаила Семеновича Воронцова. При его создании использовался местный ландшафт, а главная черта дворца - это смесь нескольких диаметрально противоположных архитектурных стилей.

    Вход на территорию дворца больше напоминает замок европейского средневековья.

    Дворец выстроен из особо твердого камня долерита, природные запасы которого находились на месте будущего сооружения. Это застывшая магма, который раньше назывался диабаз. Для долерита характерны высокая твёрдость 6-7 единиц по шкале Мооса . Это значит, что данный материал настолько тверд, что используется для мощения дорог, а поддается обработке только алмазом.

    Еще удивительнее это звучит, когда узнаешь, что строили дворец оброчные крепостные из Владимирской и Московской губерний, работая вручную самыми примитивными инструментами.

    Этот узкий коридор между двух похожих на крепостные стены называется Шуваловский проезд. Графы Шуваловы приходились родственниками Воронцовых. И где-то здесь располагались апартаменты Софьи - дочери Михаила Семеновича.

    Через проезд попадаем во внутренний двор. Здесь применена фактурная обработка стен «рваным» камнем. Музейные экспозиции мы не осматривали, ограничившись наружным осмотром.

    Северный фасад дворца. Тут уже видны черты не средневековой крепости, а загородного английского дворца 16 века, для которого типичны большие оконные проемы и высокие дымовые трубы.

    Западная же часть дворца выполнена в неоготическом стиле.

    При Воронцовском дворце находится парк, заложенный около 200 лет назад, который насчитывает более 200 видов деревьев и кустарников из различных стран мира. Для его создания был специально приглашен известный немецкий садовод-архитектор Карл Кебах.

    На особо интересных и редких экземплярах установлены таблички с названием, родиной и примерным возрастом. Например, это платан восточный с западного средиземноморья возрастом 190 лет.

    Парковый ансамбль состоит из верхнего и нижнего парков. Верхний парк представляет собой массивы природного диабаза, его еще называют «алупкинский хаос». Через все эти камни и растения гармонично проложены тропинки.

    Через парк подходим к восточному фасаду.

    На южной террасе к фасаду ведет широченная лестница из того же диорита, по бокам которой стоят скульптуры львов, выполненные в мастерской итальянского скульптора Бонанни. Сам южный фасад выполнен в арабском стиле и с восточной пышностью. Это самое красивое место дворца.

    Подковообразная арка, двухъярусный свод, резьба по гипсу в нише, где переплетаются рисунок тюдоровского цветка и мотив лотоса. На фреске ниши шестикратно повторенная надпись с изречением из Корана: «И нет бога, кроме Аллаха».

    Дворец расположен прямо у подножия горы Ай-Петри, на неё мы также поднимемся, но немного позже.

    А какой вид открывается на море от южного фасада...

    Местность в районе Алупки богата водой, что позволило создать в Воронцовском парке более десятка разнообразных фонтанов. Большинство из них спроектировано В. Гунтом.

    Нижний парк тоже разнообразен и начинается пологим рельефом. Он окаймляет Воронцовский дворец и оформлен в классическом парковом стиле.

    А справа находится большой розарий.

    Воронцовский дворец после революции был национализирован, оставшееся имущество дополнено коллекциями из других южнобережных дворцов, и в 1921 году здесь был открыт историко-бытовой музей.

    В годы Отечественной войны Крым был оккупирован немецкими фашистами. При отступлении немцы хотели взорвать дворец, но взрыв осуществить не удалось, этому помешали музейные работники.

    В феврале 1945 года, в период Крымской конференции, Алупкинский дворец был предоставлен английской делегации во главе с У. Черчиллем, который даже хотел купить его.

    С 1945 по 1955 здесь была госдача, именуемая в документах «спец.объект №3».

    Как музей дворец был вновь открыт для посетителей уже в 1956 году.