• Вальпургиева ночь. Ведьмы всего мира готовятся к вальпургиевой ночи Что означает это слово и почему ночь вальпургиева

    Вальпургиева ночь вобрала в себя в целом множество различных исторических и традиционных элементов. Чем же является их, скажем так, энергоинформационная составляющая?..

    Во-первых, праздник вальпургиевой ночи - основной ведьминский шабаш и одновременно - важное торжество в язычестве, связанное с плодородием. Это период, когда людьми обретаются новые силы и осуществляются самые дерзновенные желания. Внешне в некотором роде действо напоминает Хэллоуин: оба этих разных по времени мистических праздненства сопровождаются присутствием разного рода ряженых, символизирующих тех или иных персонажей из разряда нечистой силы и загробных жителей. Но происхождение вальпургиевой ночи все же несколько иное.

    Что означает это слово и почему ночь вальпургиева?

    Выражение вальпургиева ночь буквально обозначает ночь ведьм или ведьмин костер . Произносится слово с ударением на «у». Это языческое действо берет, как думают многие, свое начало еще в Древнем Риме и связано с шабашами ведьм, хотя официально оно упоминается, начиная с протоколов средневековой инквизиции.

    О том, что в Вальпургиеву ночь на свое главное пиршество, проводимое на вершинах горных склонов, слеталась верхом на метлах ведьминская элита со всей Германии и Скандинавии, гласит также известное средневековое поверье. Пируя на популярной Лысой горе Броккен, - выражение Лысая гора в переводе означает Голгофа - ведмы и дьяволы всеми силами старались воспрепятствовать началу весны, насылая порчу на скотину и людей.


    Поэтому накануне жители сел и деревень проводили магические церемонии с целью изгнания ведьм, повсеместно разжигая костры и сжигая на них ведьмины чучела. Они обходили соседние дома с зажженными факелами, звонили в церковные колокола и проч., чтобы навсегда выкурить из своих сел ведьм и разную нечисть. Обычная лесная трава обретала в это время чудотворную силу, и травники-знахари пополняли в этот период свои травяные запасы.

    Впрочем, место празднования вальпургиевой ночи может быть у разных народах разным, но традиционно это действо проводится под открытым небом: в лесах, на возвышенностях или на просторных лесных полянах возле водоемов.

    Что такое вальпургиева ночь? История праздника

    Таким образом, зародившись еще в языческие времена и неся на себе отпечаток древних языческих традиций и поверий, праздник плодородия, когда люди, задабривая богов, ритуально молились об урожае и здоровом потомстве, плавно перешел и в последующую эпоху. С той лишь разницей, что усилиями церкви все его языческие атрибуты были стерты или заменены христианскими.

    Кстати, еще одно его название, Живин день, как здесь уже упоминалось, связан как раз с именем Живы, богини плодородия. Ведь само слово жизнь называлось раньше живот , символизируя тем самым понятия тела, имущества и самого человеческого существования как такового.

    В христианскую эпоху богиню Жива сменила Параскева Пятница. Ее функции и атрибуты напоминают также аналогичные свойства еще одной языческой богини -Макошь, богини судьбы; (в Скандинавии - богини Норн).

    Интересно, что не миновал этот праздник и мусульман: ночь, когда вершатся судьбы в этой религии (Лейлят-аль-Кадр) и когда, встречая солнечный восход, мусульмане загадывают свои желания, приходитя как раз на 30 апреля - 1 мая, что плавно возвращает нас с вами к теме Вальпургиевой ночи.

    Вальпургиева ночь в других календарях

    В ночь с 30 апреля на 1 мая Вальпургиева ночь отмечается в странах Центральной и Северной Европы. Эта традиция восходит к кельтским временам и к их восьми праздненствам, что условно делили год соответственно примерно на восемь же одинаковых частей, в зависимости от положения солнца по отношению к земде. Так существовало понятие зимнего (Йоль) и летнего солнцестояния.

    Кроме этого праздновались также:

    • Имбаэлк (Имболк) или, по-скандинавски, - День Сурка, (в России - Сретенье): время, когда зима встречалась с весной;
    • Вальпургиева ночь (или Живин день), предваряющая праздник Бельтэйн (30 апреля): конец зимы и начало лета;
    • Самайн (Хеллоуин) 31 ноября или День всех святых в христианской традиции, обозначавший конец летнего периода и начало нового года у кельтов;

    Вальпургиева ночь, отмечавшаяся накануне праздника Бельтэйн (Бельтана), проводилась в ночь на 1 мая и ознаменовывала собой переход от зимы к лету с его большим летним солнцем; Хэллоуин же, наоборот, венчал собою наступление зимы, то есть в ночь перед первым ноября открывал живущим, так же, как и вальпургиева ночь, врата в загробный мир.

    Название Вальпургиева ночь

    этому праздненству было позже присвоено немцами в честь святой Вальпургии (Вальбурга, Вальтпурде, Вальпургис, Вабур, Фальбур, Буга, Годурж). Этот пресонаж является реальной исторической фигурой, родившейся в знатной британской семье: Вальпургия была дочерью одного из королей Западной Саксонии.

    Тридцать семь лет своей жизни Вальпургия провела в Уинборнском монастыре. Здесь она в совершенстве изучила многие иностранные языки, рассказывая с их помощью другим народам о путешествиях своего брата: поэтому ее считают еще и одной из первых писательниц Европы.

    Из монастыря в Германию в качеств миссионерки по созданию сети немецких монастырей Вальпургия отправилась морем, и по пути их корабль настиг страшный шторм. И - монахиня, упав на колени на палубе, тут же его успокоила!.. - И это было первым чудом, ею сотворенным, после чего в Германии посланницу встретили с благоговением.

    Через сто лет так случилось, что могила аббатисы была осквернена: и в одну из ночей ее негодующая тень поднялась из могилы…

    В результате Вальпургию канонизировали, причислили к лику святых и назвали ее именем вышеупомянутый языческий праздник Вальпургиевой ночи.

    Как празднуют вальпургиеву ночь?

    Хотя, как мы видим, общие признаки и приметы этого праздника во многом схожи, тем не менее, издревле везде его отмечают по-разному.

    • С целью освобождения от накопившегося за зиму мусора, душевного обновления и скорейшего привлечения весны в Скандинавии, например, жгут костры, лакомятся гравлаксом - свежим лососем, маринованым с добавлением соли, сахара и укропа.
    • В Чехии накануне Вальпургиевой ночи посыпают порог песком или забрасывают травой, чтобы всякая загробная нечисть не могла запросто войти в дом, не пересчитав по пути все препятствия в виде песчинок или травинок.
    • В немецкой Баварии люди, защищаясь от злых духов, посещающих вальпургиевой ночью землю, вымазывают зубной пастой ручки дверей, переносят даже в другие места комнатные двери и вытаскивают из ботинок шнурки…

    И почти повсеместно - с заходом солнца, молодежь начинает кричать; веселится и взрывает петарды, создавая шум, отгоняющий злых духов…

    С точки зрения эзотерической , как уже отмечалось, Вальпургиева ночь - есть некое наложение различных традиций, создающих общее восприятие единой и целостной картины мистического торжества. И действительно, получается, что в одну и ту же ночь в разных частях света люди с разными религиозными и мистическими взглядами одновременно совершают похожие обряды… И если суть этих обрядов не противоречит друг другу, это придает всему действу еще большую мистическую силу и энергетику.

    В ситуации же, когда одна традиция, например, враждует с другой, может начаться так называемая война эгрэгоров. К примеру, в Иерусалиме выстроена даже особая специализирующаяся на паломничестве и паломниках психиатрическая клиника: во время религиозных праздников, как замечено, начинается особенно сильная волна психиатрических обострений.

    Сон в Вальпургиеву ночь или Золотая свадьба Оберона и Титании

    А я б взошел наверх бугра.
    Там весь ваш цвет в разгаре пьянства,
    Все дьявольское атаманство,
    И сатана у самых круч
    Ко многим тайнам держит ключ (3, с. 183), -

    (говорит Фауст Мефистофелю).

    Описание сцен Вальпургиевой ночи в «Фаусте» Гете подтверждает всё вышеизложенное: великий автор живописует своим неумирающим словом участие простого смертного в мистическом шабаше загробных духов.

    Этот уникальный фрагмент вечного произведения великого Гете был окончательно дописан в 1806-м году. Прототипом героя Гете, участвовавшего в вальпургиевском шабаше, послужил враждебно настроенный к Гете и Шиллеру немецкий литературный деятель Кристоф Фридрих Николаи по прозвищу Задопровидец. Этим не весьма лестным именем Гете снабдил коллегу по цеху после того, как тот рассказал в своей публикации, как он избавился от галлюцинаций, приставив себе пиявки на ягодицы. И, что весьма мило, статья эта была зачитана во всеуслышание на заседании Академии Наук в Берлине. Далее в Фаусте, в эпизоде «Классическая Вальпургиева ночь» описаны уже элементы собственно древнегреческой мифологии.

    …Что же касается снов в этот мистический период, - то они вещие.

    Вальпургиева ночь в России


    Праздник этот на Руси в том виде, как его праздновали в Европе, не был особенно распространен. Несмотря на это, сведения о нем можно найти у известного русского фольклориста Александра Афанасьева в книге «Поэтические воззрения славян на природу».

    Каждая ведьма является на праздненство вместе с своим любовником-чертом. Сам владыка демонских сил - Сатана, в образе козла с черным человеческим лицом, важно и торжественно восседает на высоком стуле или на большом каменном столе посредине собрания. -писал он.

    В этот же период - в ночь с 30 апреля на 1 мая - у нас тоже сжигают мусор, накопившийся за зиму; обращаются с просьбой об урожае к богине плодородия; собирают целебные травы, а также - загадывают желания, записывая их на ярких ленточках или бумажных полосках, которыми украшается потом майский шест. Раньше это шест попросту предавали огню - чтобы послание достигло таким образом богов, теперь же все эти ленточки и плоски развешивают на ветвях деревьев.

    В сущности, Российская версия Вальпургиевой ночи больше схожа с римским аналогом этого торжества, когда в честь богини плодородия каждую весну устраиваются шумные мероприятия с вином, играми и развлечениями. И, тем не менее, надо отметить, что более популярными аналогами Вальпургиевой ночи на Руси стали все же праздники Ивана Купалы и, теперь уже, - Хеллоуина.

    Каждая ведьма является на празднество вместе с своим любовником-чертом. Сам владыка демонских сил - Сатана, в обра­зе козла с чёрным человеческим лицом, важно и торжественно восседает на высо­ком стуле или на большом каменном столе посредине собрания. Все присутствую­щие на сходке заявляют перед ним свою покорность коленопреклонением и цело­ванием. Сатана с особенной благосклонностью обращается к одной ведьме, которая в кругу чародеек играет первенствующую роль и в которой нетрудно узнать их ко­ролеву (hexenkönigin). Слетаясь из разных стран и областей, нечистые духи и ведь­мы докладывают, что сделали они злого, и сговариваются на новые козни; когда са­тана недоволен чьими проделками, он наказует виновных ударами. Затем, при све­те факелов, возжженных от пламени, которое горит между рогами большого козла, приступают к пиршеству: с жадностью пожирают лошадиное мясо и другие яства, без хлеба и соли, а приготовленные напитки пьют из коровьих копыт и лошадиных черепов. По окончании трапезы начинается бешеная пляска, под звуки необыкно­венной музыки. Музыкант сидит на дереве; вместо волынки или скрипки он де­ржит лошадиную голову, а дудкою или смычком ему служит то простая палка, то кошачий хвост. Ведьмы, схватываясь с бесами за руки, с диким весельем и бес­стыдными жестами прыгают, вертятся и водят хороводы. На следующее утро на местах их плясок бывают видны на траве круги, как бы протоптанные коровьими и козьими ногами.

    - Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу

    Поверье это, отражённое также Гёте в трагедии «Фауст », сложилось около конца VIII века , вероятно, таким же образом, как возникла и распространилась вера в колдуний и ведьм вообще: так как 1-е мая с особой торжественностью праздновалось язычниками , то старые женщины и вообще все те, кто не мог сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства , несмотря на строгий запрет, продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом, то есть песнями и плясками, встретить 1-е мая. Обстановка (костры , дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах. Джон Колер упоминает эти празднования в 1603 году , далее в том же XVII веке, но уже во второй половине, встречается упоминание у Иоганна Преториуса .

    Согласно поверьям, такие же сборища ведьм бывают на Рождест­венские ночи , накануне великого поста (нем. fastnacht ), на Светлой неделе , на вешний Юрьев день (у восточных славян), 1 мая (у немцев), и на Иванову ночь .

    Традиции у европейских народов

    У итальянцев в последний вечер апреля или 1 мая компании деревенских юношей ходят от дома к дому. Они носят зелёную ветвь (итал. majo, maggio ), украшенную цветными лентами и свежими цветами, поют песню, в которой возвещают о приходе весны, и просят подношений. Кое-где в один из майских вечеров парни кладут зелёную ветвь у входа в дом своей милой. Это является формой предложения. Если девушка согласна выйти за него замуж, она берёт эту ветвь в дом. В противном случае выбрасывает её на дорогу. В Сицилии все от мала до велика 1 мая идут на луга. Там они собирают цветы (жёлтые ромашки) и делают из них букеты, венки и гирлянды. Затем направляются к часовням, где высказывают свои заветные желания. Сицилийцы считают, что эти ромашки должны принести счастье и здоровье.

    У словаков и чехов в ночь перед первым маем юноши ставят деревца - «май» (словацк. maj ). Это высокое хвойное дерево (пихта или ель), очищенная от коры, с оставленной наверху кроной. Верхушку дерева украшают разноцветными лентами, платками, калачиками. Ниже кроны подвешивают широкий венок из весенних цветов. В каждом селе ставится несколько таких деревцев, самое высокое из них - на главной деревенской площади. Кроме того, каждый юноша ставит деревце (обычно берёзку) перед домом своей девушки. Под маем на главной площади устраивалась первая молодёжная «музы́ка» на открытом воздухе. Парни с небольшим деревцем ходили по домам с колядками и приглашали девушек на танцы. За это приглашение девушки должны были одаривать юношей .

    У лужичан к первому мая приурочен обычай установления майского деревом и поверья, связанные с верой в ведьм. Накануне 1 мая юноши рубили в лесу высокую сосну или ель, приносили ночью в село, очищали ствол, оставляя зелёной верхушку, и затем украшали венком, цветными лентами, деревянным крестом и до восхода водружали на центральной площади. Утром под этим деревом устраивался праздник с танцами. Лужичане верили, что под 1 мая ведьмы слетаются на свой шабаш и в это время они особенно опасны. Для защиты применялись разные меры: рисовали кресты на дверях, клали метлу на пороге, вешали зелёные ветки, били камнями по металлу, окуривали хлев; старались не оставлять вне дома молоко и домашнюю утварь. Был обычай «жечь ведьм» (khodojty palić ): парни с горящими мётлами в руках бежали в поле, бросали мётлы в воздух.

    У хорватов и словенцев в некоторых местностях накануне 1 мая устраивались ритуальные шествия детей и молодёжи. Празднично одетые группы детей и девушек обходили дома с добрыми пожеланиями и получали за это подарки.

    Изображения в культуре

    В литературе

    • «Сон в Вальпургиеву ночь» в «Фаусте» В. Гёте .
    • Сцены в романе «Мастер и Маргарита » М. Булгакова .
    • Роман «Вальпургиева ночь» Густава Майринка .
    • События рассказа Г. Ф. Лавкрафта «Сны в ведьмином доме » происходят незадолго до Вальпургиевой ночи и связаны с ней непосредственно.
    • Покушения на Мерлина, героя Хроник Амбера (Пятикнижие Мерлина), систематически происходят перед Вальпургиевой ночью.
    • В книге «Маленькая Баба-Яга » писателя Отфрида Пройслера упоминается Вальпургиева ночь на протяжении всей книги. Маленькую ведьму не пускают на праздник Вальпургиевой ночи, так как она ещё не доросла «для танцев».
    • Пьеса в пяти актах «Вальпургиева ночь, или „Шаги командора“» Венедикта Ерофеева .
    • 23-я глава манги Unbreakable Machine Doll носит название «Вальпургиева ночь».
    В музыке
    • 5 часть Фантастической симфонии Гектора Берлиоза под названием «Сон в ночь шабаша».
    • Балет «Вальпургиева ночь» -

    Правильным местом для празднования Вальпургиевой ночи является, естественно, Лысая гора - т.е холм с голой верхушкой. В Германии любители сверхъестественного в начале мая прислушиваются к новостям из небольшого городка, где собираются те, кто называет себя настоящими ведьмами. Они готовятся к Вальпургиевой ночи. В городе Санкт-Андреасверг у подножья легендарной горы Брокен живут двести ведьм.
        В году на Вальпургиеву ночь под 1 мая они показывают свое истинное лицо: нос крючком, в бородавках, всклокоченные волосы. По этим приметам, как уверяют местные жители, можно безошибочно узнать настоящую ведьму. К шабашу готовятся во многих домах и прямо на рыночной площади, и даже в детском саду.
        С языческих времен люда верили, что вызывать ураганные ветры, ливни, наводнения, чуму и прочие напасти, но также и лечить людей и домашний скот, уберегать от дурного глаза умеют только женщины. Мужчины ни в чем таком сверхъестественном замечены не были. Но может быть вся наука местных ведьм - это просто хорошее знание окрестных гор и лесов. Например, если в Вальпургиеву ночь вершина Броккен окутана облаками - жди хорошего урожая. Это хорошо знают местные крестьяне. Ведьмы горы Броккен славились во всей Европе своими знаниями и особо неукротимым нравом. По народным поверьям, сюда прилетала нечисть со всей Европы, чтобы обменяться опытом.


        Брокен - самая высокая точка Гарца (горная система), высотой 1 141,1 м. На Брокене царят экстремальные погодные условия. Его вершина находится выше границы существования деревьев. Климат на Брокене соответствует климату Исландии. Лета короткие, зимы длинные.

        * Туман 306 дней в году
        * покрыт снегом 100 дней в году
        * температуры ниже нуля - 85 дней в году
        * минимальная температура зимой -28 °C
        * средняя годовая температура -2,9 °C
        * максимальная скорость ветра 263 км/ч

    Гора часто покрыта туманами и облаками, нагоняемыми почти беспрерывным здесь движением воздуха. Эти воздушные явления с давних пор занимали народную фантазию: создался целый ряд приуроченных к горе легенд (шабаш ведьм в Вальпургиева ночь и др.), а разным отдельным скалам были даны прозвища "Hexenbrunnen" («Колодец ведьмы»), "Hexenaltar" («ведьмин алтарь») и т. п.
        Эта гора упоминается в «Фаусте» Гёте, в путевых записках Ганса-Христиана Андерсена, в дневниках Гейне. И в сотнях устных рассказах о проделках ведьм, что, уютно устроившись у камина, так любят рассказывать по вечерам местные дедушки внукам и внучкам.
        Броккен для немцев - это то, что для нас тридесятое государство, царство Гороха, Берендея и земли Кащея Бессмертного.
    Дорога вверх и впрямь непроста. Гигантскую лестницу составляют неряшливо накиданные валуны, кое-где вмёртвую сплетённые корнями тёмных, насупленных елей. Солнечный свет гуляет здесь только поверху - внизу же всё застыло в вечном сумраке. Даже бойкий ручей, вырывший себе глубокую ложбину, журчит вовсе не весело, а скорее озабоченно, суетливо: словно стремится побыстрее убраться из этих мест. Здесь, среди зелёного сумрака, гораздо охотнее верится в сказки, донесённые до нас стараниями братьев Гримм и Вильгельмом Гауфом. «Чёрный лес» немецких преданий не является вымыслом - его можно увидеть воочию.
        Чем выше поднимается тропа, тем больше вокруг корявого сухостоя. Словно и вправду ведьмы, барражировали вокруг вершины, иссушая всё вокруг своим вредоносным колдовством.
    Поворот за поворотом - и лес сходит на нет. Всё больше попадается сухостоя, вдруг мелькнёт на обочине страшное свидетельство войны - деревянный могильный крестик какого-то офицера.


        А Лысая гора на вершине и впрямь лысая - её макушка словно застелена песком и щебнем, подступы заросли жёсткой травой. Есть версия, что всю горючую растительность ещё в древние времена извела на корню нечисть, собиравшаяся на шабаши.

    В середине ХХ века нечисти, правда, пришлось для своих делишек выбирать иное место. На Броккене была построена советская военная база, занимавшаяся (судя по уцелевшим останкам) то ли радиоразведкой, то ли космическими станциями слежения. Русские обнесли тонзуру горы сплошным железобетонным забором, всех туристов, по старинке сунувшихся на Броккен, отправляли домой, а ведьм, видимо, сбивали.


        Благодаря новым веяниям, открывшим путь всяческой камарильи, забор снесли, практично устроив на расчищенном русскими солдатами месте, «окружную дорогу». В бывших казармах теперь располагается гостиница «Приют ведьмы». В солдатской столовой - кафе. В командном центре - музей. В последнем можно покататься на виртуальной метле, наблюдая за своим полётом на большом цветном экране. Для особо любознательных устроена специальная экспозиция с подробным описанием способа приготовления мази для колдовских полётов. Белладонна, сушёные лягушки-пауки-кузнечики и всякие прочие гадости разложены по специальным стеллажикам для подробного ознакомления. Сам рецепт изложен рядом - в фотокопиях из старинных средневековых трактатов. Для граждан, имеющих проблемы со средневековой латынью, дан и перевод. Странно, что при немецкой предприимчивости, местные господа не озаботились продавать и саму готовую мазь - среди забивших полки мелких сувениров, открыток, карт местности и познавательной литературы - пара аптекарских склянок была бы не лишней.

    Но есть лысая гора и ближе - под Киевом.

    ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠ"Из логова змиева, из города Киева
    ᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠᅠя взял не жену, а колдунью"...


        Вообще-то "лысых гор" на территории ареала обитания славянских ведуний полно. На Руси издревле места, связанные с волшебством, колдовством, как правило, отличались необычностью: "ведьмин круг" из грибов на поляне, скрученные колосья в поле, "облысевший" холм. И все же именно Лысая гора под Киевом для русских и украинцев всегда была местом шабаша ведьм, синонимом места, где всегда таится и творится волшебство...
        Существует древняя легенда: раньше верили, что землю опоясывает змея, кусающая сама себя за хвост. Место, где она себя кусает, расположено как раз над Киевом, что дает городу далеко идущие мистические возможности, а само место называется Лысой горой.
        Это место является культовым для всех славянских ведьм. В том, что здесь многие века творились всяческие поганые дела, сомневаться не приходится. Так археологами на Лысой горе была обнаружена яма с сожженными церковными книгами. Поблизости было найдено несколько обезглавленных петушиных скелетов, так называемых "мертвых пивней", которых темнокудрые бестии используют при жертвоприношении.
        До сих пор Лысая гора сохранила свой первозданный вид, то есть на ней полностью отсутствуют какие бы-то ни было приметы цивилизации, включая осветительные фонари.

    Мистические истории на Замковой горе случаются часто. Еще бы - как и все легендарные места, эта гора имеет внушительную историю.


        По легендам именно в XIV в., во времена польского владычества, стоял в Киеве деревянный замок польских магнатов, то ли наместника киевского, то ли одновременно и великого инквизитора литовского. Вот у этого проклятого замка и жгли киевских ведьм, что-то около 1500 особей прекрасного пола всех возрастов. Впрочем, случались и колдуны. Ведь именно к этому времени и галицийские восточнославянские евреи возвращались на прежде им родные места, везя за собой семьи-кагалы с красавицами дочерьми, на которых, как и на молодых славянок, армянок, гречанок, татарок и зарились шляхтичи сластолюбцы. Вводя в жизнь Киева феодальное право, они посягали на честь киевских красавиц, чьи отцы были вольны умереть, отстаивая честь своих дочерей на острозаточенном колу
    Так долго не могло продолжаться. Страшная эпоха в несколько десятилетий кончилась поджогом польско-литовского замка, который выгорел дотла, не оставив по себе ни единого завоевателя. Польский гарнизон добила лютовавшая в ту пору чума. Она же выкосила и многонациональный Киев всего за несколько лет его население сократилось с 80 тыс. человек до 10 тыс. чел. Так уж выходит, что магические места на Земле часто связаны именно с деятельностью людей и близостью городов. Человеческая энергетика подпитывает эти местечки, а сама история снабжает их подходящими фактами.


        Отношение к Лысой горе у народа двойственное. Словосочетанием "лысая гора" переводится название Голгофа. Как известно, согласно Евангелию, Христос был распят на Голгофе.

    Но там же традиционно проводятся шабаши и оргии с участием легендарного украинского Вия и прочей всякой нечисти, как правило. Как правило, там обязательно бывают ведьмы, мавки, черти, братья-потерчата, летуницы. Обычно контингент отличается прямо-таки христианской добротой, но и задорным нравом. Обсуждается план общения с простыми смертными, обмениваются нужной и необходимой информацией. На рассвете, заслышав вопли петуха, разлетаются.

    Привет, дорогие читатели. По легенде, здесь каждый год весной собираются ведьмы на шабаш в честь Вальпургиевой ночи, что отражено у Гёте в «Фаусте». Это гора Брокен. Своей мрачной красотой она привлекает тысячи туристов. Хотя на деле, она оказалась совсем не мрачная, с живописной экологической тропой через лес и реку, с черничными полянами и чистейшим воздухом. У ее подножия родился известный микробиолог Роберт Кох.

    Гора Брокен (Brocken) расположена на территории Германии, земле Саксония-Анхальт, в национальном парке Гарц. Гарц является важным природным объектом. Находится под охраной ЮНЕСКО.

    Схема национального парка Гарц

    Ехать сюда стоит минимум на день, чтобы посмотреть музей и вышку на вершине, спокойно спуститься по каменистой тропе, через лес и речку. Насладиться прогулкой, зайти в городок Ширке, где куча кафешек и ресторанчиков с традиционной едой, местными сортами пива и знаменитым шнапсом Ширкер Фойерштайн (Ширкский огненный камень).

    Памятник местному Schierker Feuerstain. Напиток настоян на травах. Крепкий.

    Климат и необычные явления

    Брокен — самая высокая точка Гарца — 1141,1 м.

    Есть у этой горы также другие названия: Блоксберг, Брокесберг или Брохельсберг.

    Климат здесь суров. Почти круглый год гору окутывает густой туман, зимой температура воздуха может опускаться до -28°C. Такие погодные условия похожи на климат Исландии с очень коротким летом и длинной зимой.

    Более того, здесь, на горе, наблюдается очень интересный оптический эффект. Вокруг человека может появляться радужный ореол. Это, так называемый, брокенский спектр, который был описан Иоанном Зильбершлагом.

    Вальпургиева ночь

    По легенде на Брокен слетались ведьмы, дабы устроить шабаш с жертвоприношениями, вызовом Князя Тьмы и огромными столбами адского пламени.

    Мрачный лес

    Довольно мрачные куски леса встречаются и на экологической тропе, по которой идёт спуск к городку Ширке.

    Вальпургиева ночь - это главный шабаш ведьм, а также один из важнейших языческих праздников, посвященных плодородию. Это праздник, почтить который вниманием обязана каждая уважающая себя ведьма.

    Немцы обожают традиции, к тому же это – повод собрать туристов, повеселиться и заработать. Так что эту ночь здесь любят и ежегодно отмечают.

    Ведьмы присутствуют везде — местный колорит.

    По сути, праздник является аналогом американского Хэллоуина. Люди, наряженные всевозможной нечистью, поднимаются на вершину горы, которая называется Хексенплатц. И там веселятся до упада.

    Ну а заканчивается все это масштабным огненным шоу, которое символизирует победу над злыми духами, очищение окрестностей города от нечисти.

    Конечно, и без Вальпургиевой ночи здесь есть, что посмотреть. Например, посетить музей. И даже полетать на метле. Но мы не будем раскрывать всех секретов. Пусть это останется для вас небольшой интригой.

    Исторические факты

    Гора получила довольно широкую популярность в XV веке. В последующие века ей интересовались самые разные люди, сообщества и общества.

    Через неё лежала королевская дорога, по которой путешествовали короли и кайзеры. Необычные природные условия и явления привлекали сюда исследователей.

    Главные изменения на горе Брокен

    И сейчас есть прогулочные тропы, которые так и называются «Дорога ведьм», ведущая к Хексентанцплатц (танцпол на Хексене) и дорога Кайзера и королей». Вдоль королевской тропы расположены площадки, с которых открываются великолепные природные виды.

    Саксония-Анхальт. Вид с горы Брокен

    Брокен приковывала внимание не только исследователей, — путешественники издавна облюбовали это местечко.

    К примеру, сюда неоднократно поднимался Гёте. Большим поклонником этого места был и другой немецкий поэт Генрих Гейне.

    Памятник великому немецкому поэту Хайнриху Хайне (Генрих Гейне)

    В XIX столетии здесь располагался генеральный штаб Пруссии. Во время разделения Германии правительство страны по достоинству оценило выгодное расположение горы. И здесь была построена база Министерства государственной безопасности ГДР или Штази.

    На вершине горы Брокен

    На горе базировались и советские радиоразведчики.

    Сейчас Брокен – туристическое место с гостиницей, телевышкой, метеорологической станцией, ресторанами и станцией железной дороги.

    Дизельный локомотив и поезд в Брокен

    В здании, ранее принадлежавшем Штази, находится музей. Его экспозиция посвящена природе Гарца, истории телевидения ГДР а также границе ГДР и ФРГ, которая здесь пролегала.

    Здесь проходила граница между Восточной и Западной Германией.

    Наверху горы ветер, льнущая к земле трава и множество мелких камней, создающих впечатление, что здесь кто-то основательно порезвился.

    На горе множество камней разного размера. Кто их раскидал?

    В самой высшей точке, на высоте 1141,1 м стоит главный камень.

    Самая высокая точка горы

    А вокруг него плиты с названиями городов, указывающие направление, в котором находится город и расстояние от камня до города.

    Вот дружная группа. То ли греется, то ли заклинание произносит.

    Весёлая группа туристов

    Лесная тропа на Ширке

    С вершины открываются просторы Саксонии — леса, невысокие горы и прогулочные тропы.

    Перекрёсток прогулочных троп на горе Брокен


    Начало спуска с горы

    Кажется, что здесь легко заблудиться.

    Куда пойдём: в Ильзенбург или Ширке?

    Но это только кажется. На каждом повороте с немецкой точностью выставлены подробные указатели с направлением, указывающим ближайшие населённые пункты, тропы, какие они.

    Мы выбрали направление на Ширке, а в симпатичный городок Ильзенбург поехали на машине на следующий день.

    Подробные указатели

    Мы решили идти в Ширке. Сначала шли вдвоём, остальные люди с горы как-то незаметно разошлись по тропинкам. Потом вышли на асфальтированную дорогу. По ней можно на автомобиле добраться до Брокен.

    Машины встречались редко, а вот народ отдыхал, как мог. Кто шёл налегке, кто с рюкзачками, кто со скандинавскими палками, кто на велосипедах.

    Скандинавская ходьба. Кстати, идти по асфальту не слишком-то удобно. Трасса так себе.


    Велосипедистам раздолье. Особенно приятно ехать с горы.

    Были и такие, кто отправился в Ширке на повозке, запряженной лошадьми. Животные похожи на особый вид саксонских лошадей, которых впрягали в свои обозы первые поселенцы Саксонии. Сейчас немцы восстанавливают поголовье этих традиционных животных.

    Саксонская повозка возит туристов в Ширке.

    Через некоторое время появилось ответвление вправо – на экологическую тропу.

    Кусочек эко тропы


    Место для отдыха на тропе. Есть скамейки, столики, чтобы перекусить и туалеты.

    Досчатый настил и камни – это тропинка, ведущая через лес вниз.

    Тоже кусочек эко тропы.

    Очень много детей, семей, особенно пап, которые что-то рассказывают и объясняют своим детям.

    Папа вывез детей на природу.

    Все, идущие рядом или навстречу люди, здороваются. Мы сначала не поняли, решили, что человек обознался, но к счастью быстро догадались, что к чему. Достаточно улыбнуться и сказать «морген».

    Когда светит солнце, то даже мрачный лес похож на сказочную картинку.

    По дороге встречаются стенды с описанием пород деревьев местности и их возрастом, есть и информация для детей.

    Рассказы для детей написаны на белой «таблетке».

    Периодически мы наталкивались на такие столбики с вороном. Внутри маленькие рассказы для детей.

    И, наконец, у реки мы обнаружили полянки черники. Видимо её нельзя есть, т.к. это – экологическая тропа. Но мы не удержались.

    Ширке

    Спуск занял что-то коло часа или полутора часов. Дорога вывела в маленький городок Ширке.

    Каменный мост через речку и дорога на Ширке.


    Дорога идёт вдоль этой маленькой спокойной речки.

    Здесь есть старинные здания и церковь из камня, встречается традиционный фахверк. Много ресторанчиков и кафе с традиционной едой, местным пивом и шнапсом.

    Здание с элементами Фахверка


    Дом каменный, но и здесь присутствует традиционный декор.


    О! А вот и наша повозка с Брокен!

    Гордость Саксонии – шнапс Schierker Feuerstain. Крепкий и вкусный.

    В Ширке много домиков с вывесками «сдаётся». Туристы любят эти места. Летом можно гулять по лесу и заниматься скандинавской ходьбой, зимой кататься на лыжах со склонов.


    Вид на Ширке от городской церкви.


    Современные дома. Довольно много квартир сдаётся.

    Место очень понравилось. Не зря мы заприметили его ещё в первую поездку по Германии, но решили зимой в Гарц не ехать. Оставили на лето)

    Сколько стоит поезд на Брокен

    • Цена билета в одну сторону стоит 25 евро. В обе стороны 38 евро.
    • Цена детского билета (от 6 до 11 лет) в одну сторону — 13 евро. В обе стороны - 19 евро.

    Из какого бы города вы не отправились на гору Брокен (Вернигероде, Кведлинбург, Нордхаузен), стоимость билета будет одинакова.

    Еще можно купить билеты на официальном сайте компании:

    • в одну сторону — 24 евро
    • в обе стороны — 37 евро.
    • детский — 12 евро в одну сторону. 18,50 евро в обе стороны.

    Но в этом случае нужно будет заплатить комиссию в 1,5 евро.

    Бюджетный и интересный вариант до горы Брокен и обратно

    Можно выбрать наш вариант:

    1. Мы купили билет в одну сторону до горы Брокен за 25 евро.
    2. Обратно с горы мы спустились по экологической тропе до Ширке (примерно 1,5-3 часа прогулки). В Ширке мы пообедали в уютном ресторанчике, прогулялись по городку и сели на автобус №257 до Вернигероде.

    Автобус ходит каждые 30-40 минут. Время в пути 20-25 минут. Стоимость билета на автобус примерно 3-4 евро с человека.

    Из Ширке еще ходит автобус №325.

    Добраться до Брокен можно поездом из Вернигероде, Кведлинбурга или Нордхаузена. Об этом дальше.

    Лучше всего выезжать утром. Тогда вагоны почти пустые, а значит, вы сможете спокойно поснимать пейзажи из окна.

    Поезд хоть и выглядит просто, но продуман: есть спуск для колясок. Люди с ограниченной подвижностью тоже могут путешествовать.

    Кроме того, утром вы сможете увидеть гору в тумане. Без него во всей красе — ближе к вечеру.

    Если хотите избежать толп туристов, лучше всего отправляться сюда в конце сентября – начале октября.

    Еще один плюс к копилке утренних путешествий – возможность припарковать автомобиль на стоянке рядом со станцией. Если вы едете на машине.

    Еще один очень важный момент! На горе холодно и ветрено, мы замёрзли. Берите тёплый свитер и обязательно ветровку. Уши тоже стоит прикрыть.

    Мечта сбылась — мы на Брокен.

    Как добраться

    Удобно добираться из Вернигероде. Так сделали мы. Из Кведлинбурга и Хальберштадта. От Гослара до горы вообще 18 км.

    Прямых беспересадочных рейсов до Брокен много. Можно поехать через Ширке. Вся дорога на прямом поезде из Вернигероде займет у вас 1 час 40 минут.

    Мы воспользовались поездом. Этот дизельный локомотив – своего рода легенда.

    Дорога поезда проходит по живописным местам, прямо через лес.

    Его любят, в Вернигероде возле депо есть даже смотровая площадка. И на ней кто-нибудь да стоит, — любуется стальными конями.

    Брокен на карте

    Будьте бодры и здоровы) А мы готовы помогать вам путешествовать и дальше. До скорых встреч.