• Выжившая в авиакатастрофе под Петрозаводском пассажирка: «Самолет падал в абсолютной тишине. Выжившая в авиакатастрофе под Петрозаводском пассажирка: «Самолет падал в абсолютной тишине Сведения о пострадавших

    Пассажирский Ту-134 авиакомпании "РусЭйр", летевший рейсом РЛУ-243 из московского аэропорта "Домодедово" в Петрозаводск, накануне поздно вечером разбился неподалеку от столицы Карелии.

    Самолет по непонятным пока причинам совершил аварийную посадку на автодорогу рядом с аэропортом "Бесовец", освещение которого внезапно отключилось, а не на взлетно-посадочную полосу (ВПП). При приземлении удар был таким сильным, что, по словам очевидцев, лайнер буквально "разлетелся на мельчайшие куски".

    В Петрозаводск летели 52 человека, пассажиров было 43, членов экипажа - девять. Погибли 44 человека, в их числе семеро детей и все члены экипажа, кроме стюардессы. Всего выживших - восемь человек, из них двое детей. Почти все находятся в крайне тяжелом состоянии, они получили множественные травмы и ожоги. Только один из пострадавших - в состоянии средней степени тяжести.

    Самолет развалился и загорелся

    "Двадцатого июня в 23:40 при заходе на посадку в сложных метеоусловиях в аэропорту Петрозаводска произошло авиапроисшествие с самолетом Ту-134 авиакомпании "РусЭйр", - сообщили журналистам в пресс-службе Росавиации. Это случилось на конечном этапе при заходе на посадку. На удалении около 700 м от ВПП самолет столкнулся с землей и разрушился.

    По словам главы управления информации МЧС РФ Ирины Адриановой, аварийная посадка совершена на автотрассе Петрозаводск - Суоярви, в 2 км от аэродрома, передает РИА "Новости" . При посадке самолет пробороздил около 150 м лесной опушки и остановился всего лишь в 20 м от домов строящегося дачного поселка. Фюзеляж самолета развалился, на борту начался пожар. По некоторым данным, самолет также раздавил легковой автомобиль, который двигался по трассе. Машина осталась под обломками фюзеляжа.

    Версии. Свидетельства диспетчера. Три секунды без света

    Причины трагедии выясняются. На месте крушения уже нашли два черных ящика, их отправили на расшифровку. По мнению вице-премьера Сергея Иванова, наиболее вероятной версией является ошибка пилота. "Я не хочу предвосхищать следствие и все прочее, но по первым таким внешним данным очевидна ошибка пилота в условиях плохой погоды. Он не на полосу зашел, а правее", - рассказал он журналистам.

    Иванов также высказался против запрета на полеты Ту-134. "Можно, конечно, запретить полеты. Это самое легкое решение. Только на чем летать?", - задался риторическим вопросом вице-премьер.

    Самолет мог разбиться из-за отсутствия подсветки на взлетно-посадочной полосе, рассказал зампред Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Алексей Морозов. Рассматриваются и другие версии: плохие погодные условия, а конкретнее - туман и мелкий дождь, а также ошибка экипажа и техническая неисправность.

    Что касается плохой видимости, то очевидцы рассказывают о сильном тумане. "Был чудовищный туман, вообще ничего не было видно. И, может быть, поэтому они сели на дорогу, которая находится перпендикулярно к аэропорту", - рассказала корреспондент "Московского комсомольца" в Карелии Анна Романова. Она также напомнила, что сам аэропорт хотели несколько лет назад лишить лицензии из-за проблем с безопасностью.

    В руководстве аэропорта сообщили, что самолет сам отключил подсветку, задев линии электропередач. В итоге всего на три секунды выключился свет, после чего аэропорт перешел на резервное питание, но эти три секунды оказались роковыми. Эту версию вскоре опровергли местные власти. "На месте работает комиссия, но, насколько мне известно, в зоне посадки нет таких ЛЭП, которые бы мог задеть самолет", - сообщил представитель государственного комитета Карелии по обеспечению жизнедеятельности и безопасности населения.

    Но Росавиация утверждает, что, действительно, самолет все же оборвал линию электропередач. "Самолет начал преждевременное снижение по неустановленным причинам. Причиной того, что инфраструктура аэропорта временно отключилась, стало то, что самолет при падении задел ЛЭП, питающую аэродром", - говорится в сообщении ведомства. Но, как видно из заявления, увязывать факт крушения и отключение света в Росавиации пока не склонны.

    Диспетчер аэродрома "Бесовец" Сергей Шматков тоже настаивает, что самолет зацепил ЛЭП, заходя на посадку на очень малой высоте. Впрочем, авария произошла не из-за этого. "Судя по всему, отключение света произошло именно поэтому. На несколько секунд свет взлетно-посадочная полоса, и все наши приборы обесточились, но тут же включился резервный блок. Так что отключение света не могло стать причиной катастрофы, оно как раз произошло уже во время крушения", - цитирует его Lifenews.ru .

    Диспетчер добавил, что до последнего убеждал командира экипажа Ту-134 Федотова уйти на второй круг. Но пилот не обратил внимания на рекомендации. "Он ответил, что будет сажать самолет вручную, на свой страх и риск", - рассказал Шматков. Отметим, что мнение диспетчеров на земле носит рекомендательный характер, окончательные же решения принимает только командир экипажа самолета.

    Ряд экспертов, со своей стороны, исключают такую версию, как ошибка авиадиспетчеров. "Авиадиспетчеры никак не могут перепутать направление. Отклонение от курса даже в 20-30 градусов явно видно на мониторе авиалокатора. Хотя у меня нет данных о видимости в момент аварии", - рассказал глава федерального профсоюза авиадиспетчеров Сергей Ковалев. Вместе с тем он отметил, что случаи, когда пилоты путали ВПП и автодорогу, уже бывали: "Если видимость ниже, чем необходимо для захода на посадку, то экипаж ищет землю, как было в польском случае под Смоленском, до последнего момента ищет огни, пока их не увидит".

    По факту происшествия возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта"). Максимальное наказание по этой статье - до семи лет лишения свободы. Уголовное дело передано в Главное следственное управление СК РФ. Кроме того, расследованием катастрофы занимается комиссия МАК.

    В московском аэропорту "Домодедово", откуда вылетел Ту-134 в Петрозаводск, изъяты образцы топлива, которым заправлялся самолет.

    Первыми пришли местные

    Возможно, нескольким пассажирам удалось остаться в живых только благодаря помощи местных жителей (). Как рассказал один из очевидцев катастрофы, он и еще несколько человек сразу же отправились на место крушения и стали вытаскивать из-под обломков раненых. Им удалось спасти несколько человек. Потом там "все стало взрываться", и импровизированную спасательную операцию пришлось прекратить. Из оставшихся после этого на месте крушения пассажиров, по предварительным данным, не выжил никто.

    Кроме того, есть информация от очевидцев, опровергающая утверждения чиновников. По этим данным, свет в аэропорту Петрозаводска отключили задолго до катастрофы. Один из посетителей карельского форума рассказал, что, по словам его брата, живущего неподалеку от места трагедии, света не было задолго до падения самолета. "Звонил брат, он живет в Нижнем Бесовце. Сказал, что света не было еще до аварии. Отрубило все еще задолго до падения самолета. Вот посмотрим, как выкручиваться будет аэропорт", - цитирует интернет-пользователя "Комсомольская правда" .

    Очевидцы также сообщают, что самолет упал в нескольких сотнях метров от жилых домов. Дорога, на которую рухнул лайнер, завалена обломками, цитирует свидетелей катастрофы РБК . Сразу после падения на месте катастрофы был пожар. Людей, проживающих рядом с местом крушения, не выпускали из домов на время работы спасателей. Район вокруг аэропорта полностью обесточен.

    VIP-пассажиры обычного рейса

    Представители авиакомпании "РусЭйр", которой принадлежал самолет, сообщили некоторые подробности о злополучном рейсе. Как оказалось, перед вылетом его заменили: авиакомпания "РусЛайн" решила передать рейс Москва - Петрозаводск авиакомпании "РусЭйр" в связи с увеличением пассажиропотока и нехваткой посадочных мест.

    "Была произведена замена борта авиакомпании "РусЛайн". Наша компания специализируется на VIP-перевозках, в этом случае мы обеспечивали перевозку обычного пассажирского рейса", - сказал работник круглосуточного контактного центра авиаперевозчика. В онлайн-табло московского аэропорта "Домодедово" рейс "РусЛайна" в Петрозаводск числится совмещенным с рейсом "РусЭйра".

    Кроме того, там уточнили, что разбился их RA-65691, информацию о котором можно посмотреть на официальном сайте компании . "Самолет, разбившийся в Карелии, был выпущен в 1980 году Харьковским государственным авиационным производственным предприятием. Несмотря на то что борту 31 год, он был в хорошем техническом состоянии", - сообщили в "РусЭйр".

    В числе погибших оказался известный футбольный арбитр Владимир Петтай, который судил матчи российской премьер-лиги. В списке пассажиров самолета, размещенном на сайте МЧС РФ , фигурирует позиция "Петай Владимир Леонидович".

    Также стало известно о гибели гражданина Швеции Якоба Веттрута, который летел этим рейсом на профессиональную конференцию. По данным МЧС, всего на борту находились четыре иностранца, еще четверо пассажиров имеют двойное гражданство. Остальные пассажиры были россиянами.

    Среди них представители трех атомных компаний: директор - генеральный конструктор "Гидропресса" Сергей Рыжов, главный конструктор предприятия Николай Трунов, замдиректора Николай Банюк. Также в авиакатастрофе погибли главный технолог ОКБМ им. Африкантова Андрей Трофимов и начальник управления "Атомэнергомаша" Валерий Лялин. По данным РИА "Новости" , они летели на совещание, которое должно пройти в "Петрозаводскмаше".

    Позднее стало известно, что среди погибших был также гендиректор крупнейшей лесопромышленной компании ЗАО "Инвестлеспром" Дмитрий Маслов.

    Работы на месте крушения

    Аэропорт Петрозаводска закрыт, место ЧП оцеплено, а движение автомобильного транспорта организовано по объездным путям. На месте крушения самолета работают девять пожарных расчетов, 14 экипажей "скорой помощи", оперативная группа ГУ МЧС по республике, сотрудники Следственного комитета, прокуратуры и полиции. К месту аварии вылетели замминистра транспорта Валерий Окулов и глава Росавиации Александр Нерадько. МЧС РФ направило в Карелию спасателей для участия в поисково-спасательной операции.

    Для эвакуации пострадавших в аэропорт Петрозаводска сегодня утром прибыл самолет МЧС Ил-76. На нем в столицу Карелии прилетели медики, психологи, специалисты отряда "Центроспас" и центра "Защита". Самолет оборудован четырьмя специальными медицинскими модулями для перевозки тяжелых больных.

    После совещания на месте медики приняли решение эвакуировать пятерых из восьми выживших в Москву. "По результатам врачебного консилиума, который состоялся в республиканской больнице имени Баранова с участием специалистов медицинской службы МЧС России, принято решение транспортировать в Москву для госпитализации пятерых из восьми пассажиров, направленных с места аварии самолета Ту-134 для оказания медицинской помощи в больницы Петрозаводска", - говорится в сообщении администрации Республики Карелия.

    "Двое пациентов, в том числе ребенок, находящийся сейчас в Детской республиканской больнице, - в крайне тяжелом состоянии и не могут быть транспортированы. Состояние одной пациентки республиканской больницы врачи определяют как стабильно тяжелое, не требующее госпитализации в столичную клинику", - отмечается в заявлении.

    44 человека самолета, а трое из восьми пострадавших позже скончались в больницах.

    Выжить удалось бортпроводнице Юлии Скворцовой, москвичам Сергею Еремину, Сергею Бельгесову и Александре Каргополовой, сахалинской школьнице Анастасии Терехиной.

    20 июня 2011 года должен был выполняться регулярный рейс по маршруту Домодедово — Петрозаводск — Домодедово на воздушном судне CRJ-100/200 авиакомпанией ЗАО АК "РусЛайн". Но по причине большого пассажиропотока компания "РусЛайн" была вынуждена отменить регулярный рейс, вместо него выполнялся чартерный рейс на самолете Ту-134 авиакомпанией "РусЭйр" (ныне "Атлас Джет").

    Самолет Ту-134 вылетел из Домодедово (Москва) в 22.30 мск и должен был приземлиться в аэропорту Бесовец города Петрозаводска в 00.04 мск.

    Однако в условиях плохой видимости при заходе на посадку на ВПП аэродрома Петрозаводска вправо и ниже заданной траектории снижения и аварийно сел на трассу Петрозаводск — Суоярви. При посадке на скорости около 290 километров в час самолет задел деревья по обочинам дороги и накренился на правый борт. Первое столкновение самолета с деревьями произошло в 23.40 мск.

    Пролетев еще 510 метров, лайнер столкнулся с бруствером дороги практически в перевернутом положении (крен более 90 градусов), разрушился и загорелся. При движении самолет повредил деревья на участке протяженностью около 500 метров, разорвал линию электропередачи.

    Пожар, возникший на месте остановки самолета, привел к уничтожению большей части обшивки фюзеляжа и полному выгоранию пассажирского салона самолета. Фрагменты самолета разбросало почти на 300 метров.

    Первыми на месте катастрофы оказались обычные люди, ехавшие в это время по трассе Петрозаводск-Суоярви, и жители близлежащего дачного поселка. Самолет упал всего в 200 метрах от жилых домов. Они оказывали помощь людям до приезда медиков.

    Отряды спасателей и пожарных прибыли через 15 минут. Всего к ликвидации последствий катастрофы и 58 единиц техники, в том числе от МЧС России — 218 человек и 30 единиц техники. Была проведена большая работа по спасению и эвакуации пострадавших, извлечению из разрушенного самолета тел погибших, их опознанию и передаче родственникам для захоронения. В результате проведенных спасательных работ было спасено и эвакуировано с места катастрофы в больницы Петрозаводска восемь человек, трое из которых впоследствии скончались в больницах.

    23 июня руководство МЧС России , памятными часами и формой МЧС девятерых жителей Карелии и троих пожарных, участвовавших в спасении пострадавших в авиакатастрофе под Петрозаводском. Семеро из них награждены медалями "За отвагу на пожаре", пятеро — "За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации".

    Были определены страховые выплаты, которые должна была выплатить авиакомпания "Русэйр", родственникам погибших — по два миллиона рублей, а пострадавшим — по одному миллиону рублей. Кроме того, правительство Карелии приняло решение о выделении родственникам погибших по одному миллиону рублей, а пострадавшим — по 500 тысяч рублей.

    По факту жесткой посадки самолета Ту-134 в Карелии было возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта), предусматривающей максимальное наказание сроком до семи лет.

    Межгосударственный авиационный комитет (МАК) опубликовал отчет о крушении Ту-134 под Петрозаводском.

    Причиной катастрофы самолета Ту-134 при выполнении захода на посадку самолета в условиях, хуже метеорологических минимумов аэродрома, явилось непринятие экипажем решения об уходе на второй круг и снижение самолета ниже установленной минимальной безопасной высоты при отсутствии визуального контакта с огнями приближения и наземными ориентирами, что привело к столкновению самолета с деревьями и землей в управляемом полете.

    Кроме того, экипажу был предоставлен неправильный прогноз погоды в Петрозаводске, а штурман находился в состоянии легкого алкогольного опьянения.

    Одним из способствующих катастрофе факторов стало и управление ресурсами со стороны командира судна при выполнении захода на посадку, выразившееся в "подчинении деятельности командира воздушного судна штурману, проявляющему повышенную активность и находящемуся в легкой степени алкогольного опьянения, и фактическом устранении второго пилота из контура управления воздушного судна на конечном этапе аварийного полета", говорится в сообщении МАК.

    Материалы дела в отношении чиновника Росавиации и двух сотрудников аэропорта, являющихся фигурантами дела о катастрофе Ту-134 в Карелии, были выделены в отдельное производство.

    Главное следственное управление Следственного комитета РФ завершило расследование уголовного дела по факту авиакатастрофы самолета Ту-134, произошедшей под Петрозаводском. Обвинение в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта было предъявлено сотрудникам аэропорта Владимиру Шкарупе и Владимиру Пронину, а начальнику управления радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи Росавиации Эдуарду Войтовскому предъявлено обвинение в халатности. Дело в отношении обвиняемых было направлено с обвинительным заключением в Генеральную прокуратуру.

    Юлия Скворцова, работавшая на этом рейсе бортпроводником, получившая травмы и обширные ожоги, перенесшая три операции и затем длительное время находившаяся на стационарном лечении, обратилась в Тверской суд Москвы с иском к авиакомпании "РусЭйр" и страховой компании, в которой она была застрахована как работник.

    Тверской суд Москвы постановил взыскать с авиакомпании один миллион рублей в качестве компенсации стюардессе Юлии Скворцовой.

    На месте крушения самолета под Петрозаводском открылся мемориал в память о жертвах авиакатастрофы. Автором проекта мемориального комплекса стал карельский художник Александр Ким. Памятник состоит из трех частей: хвоста самолета, взрыва от падения и стелы с символическим изображением 47 птиц, летящих в небо. У мемориального комплекса установлены чугунные плиты с именами всех жертв авиакатастрофы.

    Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

    Пассажирский самолет Ту-134 был разработан конструкторским бюро Туполева. Самолет производился серийно с 1966-го по 1984 год и поставлялся в «Аэрофлот» и авиакомпании стран Восточной Европы. Всего построено 852 самолета Ту-134 всех вариантов.

    За все время эксплуатации самолеты Ту-134 потерпели 11 катастроф, в том числе один теракт и одно столкновение в воздухе. В большинстве случаев Ту-134 терпел крушение при посадке.

    23 мая 1971 года во время посадки потерпел катастрофу самолет Ту-134 югославской авиакомпании «Авиагенекс», на борту которого находились 78 пассажиров и четыре члена экипажа. В живых остались пять человек.

    19 октября 1986 года в районе провинции Трансвааль (ЮАР) произошла катастрофа Ту-134, на борту которого находились 28 человек. 18 из них погибли.

    12 декабря 1986 года при подлете к аэропорту Шенефельд (Германия) разбился самолет Ту-134 «Аэрофлота». Из 73 пассажиров и восьми членов экипажа, находившихся на борту, 69 человек погибли, остальные получили ранения.

    27 февраля 1988 года при посадке в аэропорту Сургут потерпел катастрофу Ту-134 Белорусского управления гражданской авиации, выполнявший рейс Минск - Куйбышев - Тюмень - Сургут. Были погибшие.

    13 января 1990 года в 45 км от Свердловска в аварию попал Ту-134, летевший по маршруту Тюмень - Уфа - Волгоград, с 64 пассажирами и шестью членами экипажа на борту. В результате погибли 23 человека, 30 были ранены.

    27 августа 1992 года при посадке в аэропорту города Иваново потерпел катастрофу Ту-134 Ивановского авиаотряда, выполнявший рейс Минеральные Воды - Донецк - Иваново. Самолет упал в 3 км от взлетно-посадочной полосы. Погибли 82 человека.

    9 сентября 1994 года в Московской области разбился самолет Ту-134, принадлежавший Летно-испытательному институту имени Громова. Во время спаренного тренировочно-исследовательского полета в воздухе машина столкнулась со стратегическим бомбардировщиком Ту-22М. Погибли восемь человек.

    24 июня 1995 года в аэропорту нигерийской столицы Лагос при посадке загорелся Ту-134, принадлежащий авиационному предприятию Республики Коми «Комиавиа» и находящийся в лизинге у нигерийского министерства авиатранспорта. Погибли 10 человек.

    3 сентября 1997 года при неблагоприятных погодных условиях во время приземления в международном аэропорту Почентонг (Камбоджа) потерпел катастрофу самолет Ту-134 вьетнамской авиатранспортной компании «Вьетнам эйрлайнз». Из 66 человек, находившихся на борту, в живых остался один ребенок.

    25 августа 2004 года в Тульской области упал пассажирский самолет Ту-134 авиакомпании «Волга-авиаэкспресс». Лайнер выполнял рейс Москва - Волгоград. Погибли 35 пассажиров и девять членов экипажа. Причиной аварии стал теракт.

    17 марта 2007 года самолет Ту-134, выполнявший рейс № 471 по маршруту Сургут - Самара - Белгород, приземлился за 400 метров до начала взлетно-посадочной полосы самарского аэропорта Курумоч, задел крылом землю и развалился на части. Шесть человек погибли. Причиной аварии стала ошибка экипажа.

    Самолет отклонился от курса, начал снижение и задел деревья, а потом уже повредил и линию электропередачи. Из-за этого и произошло отключение на несколько секунд сигнальных огней аэропорта под Петрозаводском, но оно было быстро восстановлено из резервных источников. После столкновения с ЛЭП самолет пролетел еще несколько метров и столкнулся с землей, пояснили "РГ" в Росавиации.

    Причину выясняет Межгосударственный авиационный комитет. "Черные ящики" уже доставлены вчера в Москву. Их расшифровка началась сегодня в восемь утра в лаборатории МАК.

    Ситуация во многом напоминает классическую ошибку пилотов, которую совершили и польские летчики под Смоленском. Они решили любой ценой посадить самолет. В Карелии также был густой туман, аэропорт при этом не входил в список всепогодных, и лучшим решением здесь был бы уход на другой аэродром.

    Этой версии придерживается и вице-премьер РФ Сергей Иванов, курирующий в правительстве транспорт. "Я не хочу предвосхищать следствие, но по первым данным очевидна ошибка пилота в условиях плохой погоды. Он не на полосу зашел, а правее", - заявил Иванов журналистам. Он добавил, что пилот в условиях тумана "до последнего искал полосу визуально, не увидел, и вот произошло то, что произошло". Светосигнальное оборудование несколько секунд не работало из-за того, что провода были порваны выпущенными шасси этого самолета при заходе на посадку, предположил вице-премьер.

    Пока точно неизвестно, давал диспетчер команду о заходе на второй круг экипажу или нет. Авиадиспетчеры никак не могут перепутать направление. Отклонение от курса даже в 20-30 градусов явно видно на мониторе авиалокатора, считает глава Федерального профсоюза авиадиспетчеров (ФПАД) Сергей Ковалев. По его словам, такие случаи бывали и раньше, когда летчики путали взлетно-посадочную полосу с трассой.

    Почему же при переходе с дальнего привода на ближний самолет отклонился от курса? По мнению заслуженного летчика России Магомеда Толбоева, скорее всего, одной из основных причин стал человеческий фактор, ведь за тысячу метров до взлетно-посадочной полосы можно было уйти на второй круг и оценить ситуацию, а не снижаться над макушками деревьев. Сам же самолет Ту-134, по его словам, очень надежная машина, и в истории эксплуатации не было случаев, когда из-за отказа техники на ее борту случались катастрофы.

    Толбоев констатировал, что в России на данный момент подготовку летных экипажей нельзя назвать хорошей. Вместе с тем пилотамим приходится "прижиматься" в мелочах, даже на топливе для второго круга при посадке. Некоторые перевозчики культивируют среди пилотов экономию с риском.

    При этом нельзя забывать, что требования по безопасности полетов одинаковые как для крупных компаний, которые занимаются регулярными рейсами, так и для небольших, которые живут за счет бизнес-заказов. Авиакомпания "РусЭйр", самолет которой разбился под Петрозаводском, пятнадцать лет зарабатывает на VIP-чартерах. В ее парке - девять Ту-134, один Ту-154, два Як-40, три Як-42 и более десятка бортов зарубежного производства. Как перевозчик соблюдает правила безопасности, каково его финансовое положение, намерены выяснить в Росавиации. Агентство уже начало проверку этой авиакомпании. И, возможно, по ее результатам перевозчик может быть лишен сертификата эксплуатанта.

    Кроме того, перед вылетом в Петрозаводск глава минтранса Игорь Левитин провел совещание с представителями чартерных авиакомпаний "РусЭйр", "РусЛайн" и аэропорта Домодедово. Министр выяснял, почему 17 июня перед вылетом рейса в Карелию самолет Бомбардье был заменен на Ту-134. Авиаперевозчики объяснили это большим количеством желающих улететь этим рейсом.

    Замена одного борта на другой, большей вместимости - практика довольно частая на бизнес-рейсах, отмечают эксперты. При этом для каждого типа судна нужен свой экипаж, который летает именно на нем. Насколько была хороша профподготовка летчиков, смогли ли они отдохнуть после предыдущего рейса, теперь смогут точно сказать только специалисты МАК.

    Справка "РГ"

    Ту-134 АК бортовой N RA-65691, в эксплуатации с 7 мая 1980 года, то есть более 31 года. Выработал свой ресурс на 87 процентов. Сменил девять владельцев. Реактивный Ту-134 стал одним из наиболее удачных проектов в области пассажирского самолетостроения. В историю вошел как самый массовый самолет. Стал первым, прошедшим сертификацию по английским нормам летной годности. Всего было построено 852 самолета в различных модификациях. Сейчас осталось 100 лайнеров.

    Список выживших

    Степанов Владимир Алексеевич, Москва,

    Антон, ребенок, документы отсутствуют, данных нет,

    Назарова Анна Ивановна, город Сегежа, Карелия,

    Еремин Сергей Владимирович, Москва,

    Скворцова Юлия Сергеевна, Москва,

    Бельгесов Сергей, Москва,

    Терехина, других данных нет,

    Каргаполова Александра Юрьевна, прописана в Кондопоге, проживает в Москве.

    Список погибших

    Кривченко Татьяна Петровна, Самара,

    Терехина Анастасия (14 лет), Южно-Сахалинск,

    Веттерут Якоб, гражданин Швеции,

    Чернецкий Алексей Юрьевич, Томск,

    Шляхтич Александр Сергеевич, Омск,

    Хартвиг Олег Леонидович, Карелия,

    Митягина Елена Михайловна, Москва,

    Калинин Михаил Иванович, Петрозаводск,

    Никуйко Николай Николаевич, Волгоград,

    Софрин Павел Геннадьевич, Москва,

    Саматов Фархад Саматович, Иваново,

    Назарова Валентина Вацлавовна, Сегеже,

    Клеванов Алексей Никитович, Москва,

    Алердс Ханс Гуентер, гражданин Нидерландов,

    Трофимов Андрей Петрович, Нижегородская область,

    Саенко Игорь Петрович, Люберцы,

    Борунов Андрей Анатольевич, Москва,

    Черникова Елена Юрьевна, Москва,

    Кузнецова Наталья Михайловна, Москва,

    Гордеева Марина Викторовна, Москва,

    Банюк Геннадий Федорович, Подольск,

    Трунов Николай Борисович, Подольск,

    Симанова.Людмила Анатольевна,двойное гражданство РФ,США

    Симанов Александр Юрьевич,

    Симанова Елизавета Александровна,

    Симанова Екатерина Игнатьевна,

    Рыжов Сергей Борисович, Чехов,

    Петай Владимир Леонидович, Петрозаводск,

    Марков Сергей Николаевич,Петрозаводск,

    Лялин Валерий Филиппович, Москва,

    Маслов Дмитрий Владимирович, Москва,

    Осипова Любовь Викторовна, Петрозаводск,

    Осипов Георгий Игоревич, Петрозаводск,

    Осипова.Анастасия, Волгоград,

    Онищенко Кристина Анатольевна, гражданка Украины,

    Симовян Ваграм Саркисович,

    Экипаж самолета ТУ-134-А3 (бортовой номер 65691, № рейса ЦГИ 96105)

    Федоров А.И., командир экипажа,

    Карякин С.Н., второй пилот,

    Аттаев А., штурман,

    Тимошенко В.Е., бортмеханик,

    Федорченко А.А., техник,

    Корнюк М.Н., техник,

    Гурина Юлия Сергеевна, бортпроводница,

    Ерофеева Е.Н., бортпроводница

    С момента зарождения авиации заход на посадку и посадка являются самым сложным этапом полета воздушного судна. Несмотря на то что время от входа в глиссаду до посадки составляет в среднем всего 5 процентов от общего полетного времени, на этих этапах происходит около 60 процентов всех авиационных происшествий.

    Еще в 1996 году Всемирный фонд безопасности полетов создал Целевую группу по разработке общемировых рекомендаций по снижению количества авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке. Была тщательно изучена статистика огромного количества ЧП, которая показала: каждый год по причине ALA в мире происходит в среднем 17 авиационных происшествий. Была поставлена крайне амбициозная цель - в течение последующих пяти лет снизить количество авиационных происшествий вполовину.

    В группу были включены 100 представителей от ведущих авиакомпаний мира, производителей воздушных судов, бортового и наземного радиотехнического оборудования, учебных заведений, научно-исследовательских центров и лабораторий, профессиональных союзов пилотов и авиадиспетчеров, а также авиационных администраций. Она разработала уникальный документ - "Руководство по снижению риска авиационных происшествий при заходе на посадку и посадке (ALAR Tool Kit)". Это, без преувеличения, собранная по крупицам мировая авиационная мудрость: здесь ответы на вопросы, которые ставит жизнь. Этот документ необходимо изучить каждому, от курсанта до шефа-пилота!

    ЧП при посадке

    3 мая 2006 г. A320-211 авиакомпании Armavia потерпел катастрофу в аэропорту Адлер. 113 человек погибли.

    1 сентября 2006 г. Tу-154M авиакомпании Iran Air Tours разбился в аэропорту Mashhad. Из 148 человек погибли 28.

    17 марта 2007 г. Tу-134 авиакомпании UTAir потерпел катастрофу в аэропорту Самара. Из 57 человек погибли семь.

    24 августа 2008 г. Boeing 737-219 авиакомпании Itek Air потерпел катастрофу в аэропорту Бишкек. Из 90 человек погибли 65.

    14 сентября 2008 г. Boeing 737-505 авиакомпании Aeroflot-Nord потерпел катастрофу в аэропорту Пермь. 88 человек погибли.

    26 октября 2009 г. Самолет BAe-125-800B авиакомпании S-Air потерпел катастрофу в аэропорту Минска. Погибли пять человек.

    22 марта 2010 г. Ту-204-100 авиакомпании Aviastar-TU в аэропорту Домодедово приземлился в лес.

    10 апреля 2010 г. Ту-154M ВВС Польши разбился на военном аэродроме Смоленска. Погибли 96 человек.

    2 августа 2010 г. Самолет Ан-24 авиакомпании Antonov 24RV в аэропорту Игарка потерпел катастрофу. Из 15 человек погибли 12.

    Подготовила Наталия Ячменникова

    38-летний летел домой в Петрозаводск отдохнуть перед матчем очередного тура Премьер-лиги "Спартак" - "Ростов", запланированным на 26 июня...

    Арбитр ФИФА был профессионалом. Он был сложным, жестким, часто критикуемым в работе. В 2005 году на Петтая даже было совершено нападение - кому-то не понравилось его судейство одной из встреч.

    При этом он умел забывать о футболе и дома с детьми становился улыбчивым и заботливым отцом.

    Владимир редко давал интервью, все отшучивался: "Все, что я могу сказать, говорю на поле. Вне футбола - это мое личное пространство". Впрочем, перед началом этого сезона Петтай в разговоре с корреспондентом "РГ" сделал одно признание:

    Поймите: сложность профессии арбитра в том, что она публичная. Мы как люди искусства или учителя - во время исполнения своих служебных обязанностей находимся на виду. Чуть что пошло не так, и ваш брат начинает "копать", искать черную кошку в темной комнате... Если раньше болельщики и команды жаждали нашей "крови", выражая свои эмоции выкриками, то со временем все стало гораздо страшнее. Мы стали практически беззащитны. Многие мои коллеги, да и я сам не раз попадали в ситуации, когда речь шла о сохранении жизни и здоровья. Но мы делаем свою работу. Плохо ли, хорошо, но стараемся совершенствоваться и профессионально расти. А критика - пусть будет, она подстегивает...

    В "Росатоме" официально подтвердили гибель в авиакатастрофе под Петрозаводском пятерых сотрудников госкорпорации.

    Трагедия унесла жизни ведущих специалистов и руководителей предприятий инженерно-конструкторского комплекса корпорации, говорится в сообщении департамента коммуникаций атомного ведомства.

    Трое погибших - из ОКБ "Гидропресс", что в подмосковном Подольске: директор и генеральный конструктор Сергей Рыжов, 1959 года рождения, заместитель директора и главный конструктор Геннадий Банюк (1946), начальник отделения и главный конструктор Николай Трунов (1959).

    Вместе с ними летели и тоже погибли главный технолог "ОКБМ Африкантов" (Нижний Новгород) Андрей Трофимов (1975) и начальник управления технологического развития ОАО "Атомэнергомаш" (Москва) Валерий Лялин, 1948 года рождения.

    Как сообщается, все пятеро направлялись на совещание, которое должно было пройти в Карелии на заводе "Петрозаводскмаш", который с недавних пор входит в атомный холдинг "Атомэнергопром". В руководстве корпорации "Росатом" и его структурных подразделениях заявляют о тяжелой кадровой потере, скорбят о погибших и выражают глубокое соболезнование их близким.