• "валерий брюсов" - арт-теплоход. "валерий брюсов" уплыл


    Неделю назад с большой помпой сообщалось об изменении судьбы корабля "Валерий Брюсов": "теплоход, стоящий на приколе у Крымской набережной, превращается в содружество модных магазинов и сервисов, зону отдыха на воде и место встречи творческих коллективов... Замшелые каюты с кроватками освободили место для шоу-румов, мест для наведения красоты, кафетериев и культурных маленьких мест. Кроме того, на борту есть несколько роскошных пространств для театра, танцев, йоги и валяния дурака на Москве-реке"
    Разве можно было остаться равнодушной к такой информации? Я не осталась и в ближайшее воскресенье после открытия мы отправились смотреть на все это своими глазами.
    Забегая вперед, скажу, что результат осмотра мягко говоря, не вполне соответствовал информации, тем не мене, мы остались довольны. Впрочем, если знать историю "Брюсова" и его собратьев, о которой я тоже расскажу, то без оттенка грусти не обойтись...

    Первая попытка проникновения была неудачной: мы пришли слишком рано, теплоход открыт с 12 часов; хорошо бы конечно об этом можно было узнать где-то еще, кроме трапа, но увы...
    Через полтора часа возвращаемся. Теперь можно заходить.

    Первым делом обходим палубы числом три. На баке.

    Примерно на том же месте, палубой выше

    Ну не могу не снять такой раритет:)

    Вид на Крымскую набережную

    Потом переходим к изучению "арт-пространства". М-да, кажется, с открытием (напомню, оно состоялось неделей раньше) явно поторопились. Подавляющее большинство помещений примерно в таком состоянии, как на фото ниже, и мы откровенно лишние, будучи, кажется единственными посетителями среди рабочих и ремонтников.
    Кстати, девушка на ресепшене (доделанном и вполне приличном) на прямой вопрос, когда все это откроется, замялась и сказала, что наверное к августу.

    Есть уже готовые помещения, вроде этого салона, правда они закрыты и не функционируют (снято через стеклянную дверь)

    Чуть ли не единственное функционирующее заведение - вот этот магазинчик подарков и мелочей.

    А еще в твиндеке (нижний из доступных ярусов, под нижней палубой) делают вот такие леденцы ручной работы. Где-то выше их должны продавать, но где именно, мы не нашли. Зато нам дали продегустировать: вкусно, но к зубам липнет немилосердно

    А еще на "Брюсове" есть , которое уже работает и понравилось очень (о нем - отдельный пост). А напоследок - немного из истории корабля.
    "Брюсов" и четыре его собрата по серии были построены в Австрии в 1984-86 гг. Эта серия была одной из последних (из тех, что сегодня ходят по рекам России) и самых комфортабельных: даже сауна предусмотрена. Судьба у них сложилась разная. "Светлов" и "Демьян Бедный" и сегодня трудятся на Лене, "Есенин" - в Волжском бассейне.
    "Александр Блок", проплавав совсем недолго, встал на прикол на Краснопресненской набережной и на 24 года превратился в плавучую гостиницу, а потом ресторан с казино; однако потом и сейчас вновь в строю. Примерно так же, как и "Блок" (ресторан, гостиница, казино, еще кое-что) с 1993 года существовал и "Брюсов".
    Вот он угадывается через окно филиала Третьяковки за надписью "Караоке"

    Теперь вместо караоке и ресторана будет общедоступное арт-пространство для хипстеров. Что ж, наверное так лучше.
    И все же без этой песенки в рассказе о судьбе "Брюсова" не обойтись...

    Наш корреспондент разбиралась в судьбе теплохода, который сейчас хотят убрать с Крымской набережной

    Фото: Михаил ФРОЛОВ

    Изменить размер текста: A A

    Отчего я впряглась, обзвонилась министрам и разным высоким деятелям? Ну убирают из Москвы теплоход. Делов-то. Мы по воде ходим редко. Больше по тротуарам.

    Но мне объяснили. Самая главная проблема - в дате рождения.

    Когда он появился? В восемьдесят четвертом-пятом-шестом? Ну, это судьба. Плохая. Все что появлялось в это время - оказалось никому не нужным.

    Так сказал председатель правления Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий.

    Речь шла не обо мне, а о «Валерии Брюсове ».

    А теплоходу «Валерий Брюсов» остался месяц жизни. У известного арт-кластера, работавшего в Музеоне, не было договора водопользования. И теперь его увезут на кладбище кораблей, где натрут на мелкой терке на иголки.

    ДОЛЖНОСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ МИНИСТРА БАГРОВА

    Конечно, он не должен был стать кораблем-неудачником. В 1985 году «Брюсов» появился у нас, чтобы стать гордостью нашего флота, одним из лучших отечественных теплоходов.

    Корабль был приобретен при легендарном министре речного флота РСФСР Леониде Багрове .

    Перед нами стояла задача - обновить флот, - рассказал экс-министр «Комсомолке». - Старые деревянные суда вышли из строя и по ветро-волновому режиму не могли проходить водохранилища: качнет судно - что останется? На австрийских высококлассных верфях мы заказали шестьдесят судов. Хотели, чтобы в бассейне каждой реки - Лены , Енисея , Оби , Иртыша , Камы - имелось хотя бы по одному комфортабельному теплоходу.

    Все шестьдесят были высококлассными. А четыре особенных. Созданные по суперсовременному проекту Q-65, они приобретались в последнюю госзакупку для оснащения «голубого кольца». Среди них был «Брюсов».

    Бывший министр признался «Комсомолке», как пошел на должностное преступление ради корабля. Высокое судно не проходило под мостом. Поэтому пришлось сбрасывать уровень воды в Москве-реке.

    Я лично этим делом занимался. Было незаконно, мы делали это ночью, когда расход воды минимален, снизили уровень сантиметров на 80, этого хватило, чтобы «Брюсов» прошел, - вспоминает Багров.

    «Потрясающий», «красавец», «сейчас таких не делают», - так вспоминает Багров «Валерия Брюсова». На корабле было все: просторная кают-компания, гигантский ресторан, современный киноконцертный зал, отличная звукоизоляция кают.

    Из всех крутых наворотов в дальнейшей жизни только звукоизоляция «Брюсову» и пригодилась.

    «НИКОГДА НЕ ПОЙДЕТ ОН ПО РЕЧНЫМ ДОРОЖКАМ»

    «Это так объяснимо, но печально немножко». Так пел Леонид Агутин. Правда, в «Брюсове» я его не видела. Там больше тусила группа «На-на». Корабль встал на вечном приколе с унизительной короной «Казино» над палубой и борделем внутри.

    Когда-то весьма недорого на теплоходе можно было снять жилье, и этой возможностью пользовались многие студенты. К счастью, происходящего в соседних каютах не было слышно. Потому что (смотри выше) имелась звукоизоляция.

    По назначению «Брюсов» работал очень и очень мало. Почему?

    Некоторые специалисты грешили на конструкцию теплохода, мол, судно строилось для мелких рек, типа Оки , но и на практике оказалось, что у корабля больше осадка, чем предполагалось.

    Но, по словам заведующего кафедрой судостроения и ремонта Московской государственной академии водного транспорта Василия Амелина , все это не имеет отношения к истине.

    Не ищите изъянов в конструкции. Их нет. Ищите проблемы в экономике, - заявил Амелин.

    Элитный красавец «Брюсов» оказался экономически невыгодным. Большой расход топлива и при этом чуть больше ста пассажирских мест:.

    Так «Брюсов» и его брат «Александр Блок» встали на прикол. «Блок» превратился в филиал центра международной торговли, Брюсова в 1993 арендовала корейская компания, занимавшаяся приемом корейских туристов.

    ОТ БОРДЕЛЯ ДО АРТ-ПРОСТРАНСТВА

    Пару лет назад в судьбе корабля наметились перемены. «Брюсов» стал арт-кластером. Новая жизнь, уже не в качестве позорища, а в качестве украшения Москвы. О нем заговорили не только у нас, но и в мире.

    Посмотреть, как ловко мы переделали корабль под модное молодежное место, приезжали гости из-за рубежа. Аналог «Брюсову» появился в Швеции , - вспоминает пиар-директор «Брюсовшип» Сира Лобян .

    Но от злой судьбы не убежишь. На этот раз оказалось, что и в таком статусе корабль не нужен городу.

    Несколько дней назад Замоскворецкий суд принял решение убрать его с Москва-реки.

    «Ранее корабль «Брюсов» был борделем и казино, и баром, но никого это не волновало. Сейчас все кричат про малый бизнес, про "все для молодежи", про развитие культурной жизни в стране, и решением прокуратуры закрывают и увозят корабль, на котором было невероятное количество активностей, школ, мастер классов, кинопоказов, магазинов молодых русских дизайнеров», - резиденты арт-кластера уже разместили петицию в защиту корабля.

    Сейчас на «Брюсове» - пир во время чумы. Лекции, кинопоказы, вечеринки, перформансы. Последний резидент съедет 11 мая. Еще через четыре дня палуба корабля будет закрыта для посещений. Что потом?

    Нам сказали, «Брюсова» перевезут на кладбище. Он будет стоять там, пока решат, что с ним делать, - вздыхает Сира Лобян.

    Больше всего сотрудники арткластера боятся, что перед тем как увезти корабль, его изуродуют. Кто-то в верхах уже пообещал отрезать теплоходу рубку и третью палубу, «чтобы пролез под мост».

    ГОРОД ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ВЫХОД К ВОДЕ

    Как на кладбище! Как отрезать рубку? Вы сума сошли! - кричит в трубку 86-летний Багров. - Это же новый теплоход. Да ему семьдесят лет работать! А у нас судов не хватает.

    Бывший министр долго не мог прийти в себя от такого известия и уверял нас, что вся ситуация с кораблем - «провокация и недоразумение».

    У нас наконец-то появились перспективы для водного туризма. Новые водные маршруты. Недавно принято решение строить два судна, подобных «Брюсову», одно будет ходить по маршруту «Москва-Астрахань », другое - из столицы в Стокгольм . Терять в нынешних условиях теплоход - преступление. Я не понимаю борьбы с дебаркадерами. Посмотрите, сколько плавучих сооружений на Сене . Везде человек тянется отдыхать к воде и не нужно лишать его этой возможности. Каждый город должен иметь выход к воде.

    В конце разговора Багров пообещал.

    Я поздравлю нашего министра с Пасхой и скажу, что происходит. Министр транспорта Максим Соколов у нас заботливый, хороший. Я уверен, что он поймет.

    ВТОРОЙ ШАНС

    Говорю совершенно точно: «Брюсов» не будет пущен на иголки, - заявил «Комсомолке» глава Мостурфлота Константин Анисимов .

    ‑ Константин, что происходит? Мы все обеспокоены судьбой «Валерия Брюсова»…

    Да, к сожалению, мы тоже. Проблема в том, что Москва не хочет видеть никаких плавсредств на своей территории.

    Судну не грозит уничтожение?

    Если мы и будем что-то пускать на иголки, то это старые суда. У нас есть и шестидесятилетние корабли, которые хорошо послужили.

    Какие варианты для «Брюсова»? Сотрудники арткластера говорят, что есть возможность поставить его возле Нижнего Новгорода или Чебоксар …

    Это будет не самым лучшим решением. В свое время московское пароходство потратило кучу денег на обеспечение судна коммуникациями. Мы построили трансформаторную подстанцию, канализационный коллектор, провели водопровод... На новом месте придется делать все заново, что очень дорого, не говоря уже о том, что корабль нужно как-то отбуксировать на новое место, что тоже дорого.

    Брата-близнеца «Валерия Брюсова» - судно «Александр Блок» переоборудовали и теперь оно ходит по рекам. Можно ли дать второй шанс «Брюсову»?

    Именно это мы и хотим сделать. На базе «Блока» мы построили совершенно новое судно, которое возит австралийских туристов. Стоит попытаться переоборудовать до состояния круизного судна «Брюсова». У нас есть старый корабль «Сергей Образцов », который ходит до Константинова . Ему больше шестидесяти лет. Возможно, его заменит «Брюсов».

    Ходят слухи, что у «Брюсова» нет никаких механизмов. Все оборудование ушло на «Сергея Есенина ».

    Это не проблема. Если произойдет модернизация «Брюсова» - мы будем менять каюты, менять оборудование. Корпус корабля сохранился в нормальном состоянии.

    Я разговаривала со специалистами, они утверждали, что легче построить новый корабль, чем отремонтировать старый.

    Это не так. На полное переоборудование уйдет 250-300 млн. рублей. Новое судно стоит примерно 25-30 млн. евро. Но надо понимать, что переоборудование начнется не сегодня и не завтра. Может быть, года через два. За это время корабль должен где-то находиться. Нам всем было бы легче, если бы он остался на прежнем месте. Поэтому я очень рассчитываю, что подписи, которые собирают активисты в защиту корабля - дойдут до адресата. Хорошо бы мэрия пересмотрела свое решение.

    Последние новости с Крымской набережной. Корабль, пришвартованный к парку искусств «Музеон», скоро отправят в самый далекий затон столицы. И речь идет не о том корабле, на котором стоит Петр Первый. А о том, который беленький и остроносый. С каютами. Палубами. И российским флагом. Туристы охотно делают селфи на его фоне. Да и москвичи тоже. Кто-то проходит внутрь, чтобы перекусить. Или присмотреть какую-нибудь обновку. Потому что на борту несамоходного судна есть даже магазины и кафе. В центр Москвы его пригнали в 1993 году из Австрии . В то время «Брюсов » был не только рестораном, но и гостиницей.

    А в последние годы из него сделали целый арт-объект! Ребята из команды дизайн-завода «Флакон» пришли в «Музеон», на территории которого стоит корабль, и попросили дать им несколько палуб и кают. Ну чтобы проводить там различные мероприятия. Занятия йогой и хореографией. Кинопоказы. Лекции. Дискотеки. Выставки. В общем, создать внутри этой бандуры культурный центр. В «Музеоне» сказали, что они не против, но собственник корабля - «Московский туристический флот». Ребята обратились туда и вскоре, заплатив за аренду энную сумму, получили разрешение. Сколько именно заплатили, активисты не признаются. Говорят, что коммерческая тайна. С тех пор прошло два года. И только сейчас выяснилось, что «судно работает в формате арт-центра на воде и эксплуатируется без договора водопользования». Так сказано в официальном сообщении московской прокуратуры.

    СЕМЬ НЕРАВНОДУШНЫХ ЛЮДЕЙ

    В общем, оказалось, что «Валерий Брюсов», несмотря на громкую фамилию, не имеет права стоять на Крымской набережной. Почему такую проверку провели только сейчас, остается только гадать.

    Кроме этого, собственнику придется выплатить в госказну штраф в размере 50 тысяч рублей, - добавили «КП » в надзорном ведомстве. - И еще 10 тысяч заплатит лично гендиректор «Мостурфлота ».

    Да, действительно, прокуратура закрывает «Брюсова», - подтвердил один из активистов арт-корабля. - Но мы унывать не намерены. Будем искать другое место для дислокации.

    - А чем вы вообще занимаетесь?

    Арт-корабль придумали для того, чтобы организовывать на нем культурные мероприятия. Если они были платными, мы оформляли все необходимые документы. Но были и бесплатные. По сути, это первый в мире креативный кластер! И мы рады, что нам дали возможность развернуться. Ну а то, что прокуратура закрывает корабль, не беда. Мы свою деятельность сворачивать не намерены.

    - А кто вы? И сколько вас?

    Мы группа неравнодушных молодых людей. Все работаем в разных местах. Сейчас семь человек.

    ПОСЛЕДНИЙ ИЗ МОГИКАН

    - «Корабль Брюсов» - одно из последних судов, которое уберут с территории Москва-реки, - рассказал «КП» владелец дизайн-завода «Флакон» Николай Матушевский. - Сейчас перед проектом стоит задача сохранить дружественные взаимоотношения со всеми партнерами и найти новое место для корабля. Среди возможных локаций будущего действия проекта рассматриваются Ростов -на-Дону , Нижний Новгород , Чебоксары . Также мы открыты для любых предложений со стороны регионов, которые будут готовы взять в управление этот проект.

    Кораблю «Валерий Брюсов», между прочим, уже 32 года. Хотя бывалые моряки говорят, что для такого судна это не возраст.

    Если, конечно, за ним, как следует следить, - рассказал «КП» руководитель международной ассоциации общественных организаций ветеранов военно-морского флота и подводников Андрей Шаров . - Все зависит от условий содержания и от отношения экипажа. Вон, паруснику «Крузенштерн » чуть ли не сто лет уже, а все на ходу. В данном случае судно используется не по назначению. А это почти всегда ведет к гибели корабля.

    Возле парка «Музеон» знаменитый теплоход простоит еще около месяца. По крайней мере, так говорят представители дизайн-завода «Флакон» (в «Мостурфлоте» этого не сообщают).

    КОРАБЛЬ «ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ»

    Пассажирский круизный теплоход

    Дата постройки: 1984 год

    Состояние: не эксплуатируется, стоечное судно

    Судно выведено из эксплуатации в 1992 году

    С июня 1993 года пришвартовано в качестве стоечного судна у Крымской набережной на Москва-реке в Москве

    Пассажировместимость: 100 пассажиров, 14 человек экипаж

    Теплоход «Валерий Брюсов» пришвартовался у Крымской набережной в 1993-м году. В разное время там помещались гостиница, ресторан, казино и даже, по информации «Комсомолки», бордель. С 2014-го на судне разбили арт-центр с несложным названием - «Корабль Брюсов». Он располагается у «Парка Горького», в саду «Музеон».

    В 2015-м году, рассказала ViVA la Cloud директор столичной розницы Babylon Мария Чиргадзе, на «Брюсове» открылся первый магазин сети. «Нежно покачиваясь на волнах, Водный („Водным“ называется „Бабилон“ на „Брюсове“. Таков нейминг магазинов сети - здесь и далее в скобках прим. ред.) открывает свои двери для тех, чей скейт тормозит сам, лишь завидев корму Брюсова», - говорится в описании магазина на сайте компании. И в соседней, и в противоположной каютах корабля находятся обувные магазины.


    12-го апреля ТАСС сообщил , что «Валерий Брюсов» обязали отчалить с набережной. Всё началось с Московской транспортной прокуратуры - чиновники установили , что «судно работает без договора водопользования» и подали на владельцев в суд. Тот, по данным ТАССа, согласился с тезисами надзорной службы - и предписал убрать корабль. ViVA la Cloud не удалось найти решения суда в официальных онлайн-рубрикаторах.

    Сами владельцы говорят о ситуации как о решенном деле - «Корабль Брюсов» закроет двери 15-го мая. Сейчас проекту «нужно найти новое место» для корабля, приводятся в пресс-релизе (имеется в распоряжении издания) слова владельца судна Николая Матушевского. В материале «Комсомолки», однако, утверждается, что «Брюсова» «увезут на кладбище кораблей, где натрут на мелкой терке на иголки». Чтобы тот пролез под мостами, у теплохода снимут рубку и фальштрубы.

    Администрация «Брюсова» предложила арендаторам переехать в креативное пространство «Хлебзавод» (у метро Дмитровская,), рассказала ViVA la Cloud пиар-директора корабля Сира Лобян. Это будет «не бесплатно, но с сохранением прежних условий», подчеркнула она. «Бабилон» на эти условия не согласился. «Нам не очень нравится эта локация, - пояснила ответственная за розницу сети Мария Чиргадзе. - Магазин будет работать до 13 мая. Мы его просто закроем, не станем никуда перевозить». В

    03.04.2017 17:25

    Информация о том, что пассажирский круизный теплоход , который с июня 1993 года находится в центре Москвы, эксплуатируясь в качестве стоечного судна, уже весной этого года, подтвердилась. Соответственно, культурно-развлекательный арт-центр , открытый на борту судна в 2014 году, прекратит свою работу.

    С 1993 по 2005 годы на борту «Валерия Брюсова», кроме гостиницы и ресторанов, функционировало казино, после запрета игорного бизнеса переоборудованное караоке-центр.

    В июле 2014 года на борту судна культурно-развлекательный арт-центр «Корабль Брюсов», разработанный дизайн-заводом Flacon. Осенью того же года центр , но в июне 2015 года вновь , которая продолжается и в настоящий момент.

    Теплоход «Валерий Брюсов» после постройки.

    Теплоход «Валерий Брюсов» в Калинине (Тверь), в годы работы от Калининского областного совета по туризму и экскурсиям.

    Теплоход «Валерий Брюсов» у Крымской набережной. Декабрь 1996 года. Фото: Михаил Архипов



    Теплоход «Валерий Брюсов» у Крымской набережной. Апрель 2002 года. Фото: Михаил Архипов



    Теплоход «Валерий Брюсов» у Крымской набережной. Июль 2009 года. Фото: Михаил Архипов



    На борту теплохода «Валерий Брюсов». Главная палуба. Март 2010 года. Фото: Михаил Архипов



    На борту теплохода «Валерий Брюсов». Ресторан. Март 2010 года. Фото: Михаил Архипов



    На борту теплохода «Валерий Брюсов». Носовой салон. Март 2010 года. Фото: Михаил Архипов



    Теплоход «Валерий Брюсов». В рубке. Апрель 2014 года. Фото: Михаил Архипов



    Теплоход «Валерий Брюсов». Бывший ресторан. Апрель 2014 года. Фото: Михаил Архипов

    Теплоход «Валерий Брюсов». Бывшее помещение казино. Апрель 2014 года. Фото: Михаил Архипов

    Теплоход «Валерий Брюсов». Бывший бар. Апрель 2014 года. Фото: Михаил Архипов

    Теплоход «Валерий Брюсов», переоборудованный в «Корабль Брюсов». Май 2014 года. Фото: Михаил Архипов



    Открытие центра «Корабль Брюсов». Июль 2014 года. Фото: Михаил Архипов -
    Теплоход «Валерий Брюсов». Июль 2016 года. Фото: Михаил Архипов



    Теплоход «Валерий Брюсов». Октябрь 2016 года. Фото: Михаил Архипов

    Теплоход «Валерий Брюсов». Октябрь 2016 года. Фото: Михаил Архипов



    Теплоход «Валерий Брюсов». Октябрь 2016 года. Фото: Михаил Архипов